Близ города Осташкова на острове Столобном стоит старинный монастырь — Нило-Столобенская пустынь. Основатель этой обители, преподобный Нил, жил в пятнадцатом веке. Он появился на свет в небольшом селении в пределах Великого Новгорода. В юном возрасте принял иноческий постриг в Крыпецком монастыре под Псковом. Несколько лет прожил там, а затем поселился уединённо в лесу неподалёку от Ржева, на берегу реки Черёмухи. Об отшельнике узнали жители окрестных селений. Люди стали приходить к подвижнику за советами и наставлениями. Он тяготился славой, и в 1528 году перебрался на остров Столобный. Здесь преподобный Нил прожил двадцать семь лет, совершая аскетические подвиги во славу Божию. Так, святой никогда не лежал. Он спал лишь сидя, опираясь на крюки, вбитые в стену. В таком положении подвижник и преставился ко Господу в 1555 году. Близ его могилы на острове Столобном стали селиться монахи, искавшие молитвенного уединения. Так возникла Нило-Столобенская пустынь. В 1667 году здесь были обретены нетленные останки преподобного Нила. Сегодня мощи святого подвижника хранятся в основанной им обители на озере Селигер близ города Осташкова.
Радио ВЕРА в Осташкове можно слушать на частоте 99,4 FM
Никанор Чернецов. «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги»

— Ну, наконец-то, Виктор, ты зашёл в гости! Проходи, я как раз чай заварил. Рассказывай, как дела, что нового?
— Ты уж прости, Андрей, что я в последнее время пропал. Но у меня уважительная причина. Мы с моим братом планировали важную поездку. Ты же знаешь, он фотограф. Задумал серию работ, посвящённых Святой Земле. И меня с собой позвал. Ну, вот мы и решали разные организационные вопросы. На следующей неделе летим.
— Сергей, ну это же замечательно! Вы прямо как братья Чернецовы!
— Братья Чернецовы? Кто это такие?
— Григорий Григорьевич и Никанор Григорьевич Чернецовы — замечательные художники-пейзажисты 19-го века. Широко известны их полотна с видами Иерусалима и окрестностей. Братья вместе побывали там в 1843 году. Они с фотографической точностью и вдохновенным мастерством, перенесли на холст пейзажи и святыни. Привезли из поездки несколько десятков работ. Как говорили современники Чернецовых, художники создали своеобразную живописную энциклопедию Святой Земли.
— Андрей, вот бы взглянуть на эту энциклопедию! У тебя, случайно, нет репродукций каких-нибудь иерусалимских полотен братьев Чернецовых?
— Ты знаешь, Виктор, я тут буквально на днях разбирал свои архивы, и обнаружил одну! Сейчас покажу, я её не убирал далеко. Так... Вот она! Картина называется «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги». Написал её младший из двух братьев, Никанор Григорьевич Чернецов.
— Жёлтая, выгоревшая от зноя дорога среди пустыни и камней на первом плане. И в отдалении — город в жемчужно-синей дымке, в обрамлении зелени оливковых деревьев. Какие потрясающие краски — лёгкие, полупрозрачные. Догадываюсь, что это — акварель?
— Да, Никанор Чернецов в совершенстве владел акварельной техникой. Но при этом писал с такой чёткостью деталей, которая обычно характерна для работы маслом. Кстати, одна из акварелей живописца — эскиз к полотну «Дарьялское ущелье» — висела над кроватью Александра Сергеевича Пушкина в его петербургской квартире на набережной реки Мойки. Никанор Чернецов был его любимым художником и близким другом.
— А почему Чернецова заинтересовала Святая Земля?
— Места, где совершались библейские и Евангельские события, всегда притягивали писателей, поэтов, музыкантов, и художников. Вот, твой брат, Виктор, ведь тоже, наверное, не просто так решил туда отправиться.
— Конечно. Он верующий человек, и давно мечтал запечатлеть духовную красоту Святой Земли.
— Никанор Григорьевич Чернецов тоже был человеком верующим. Как христианин, он хотел своими глазами увидеть и Гроб Господень в Иерусалиме, и храм над местом Рождества Христова в Вифлееме. А как художник — мечтал запечатлеть палестинские святыни на холсте, чтобы и другие его соотечественники могли их увидеть. Ведь и в наше время на Святой Земле бывали далеко не все. Что уж говорить о середине 19-го века, когда путешествие туда было долгим и сложным.
— Знаешь, Андрей, меня поражает ракурс, который выбрал живописец, чтобы изобразить город, где явился в этот мир Спаситель. Словно художник шёл по дороге, и вдруг, увидев вдали Вифлеем, остановился, замер в благоговении и молитве.
— Да, в этой работе тесно переплелись личные переживания автора и его профессионализм. О полотне Никанора Чернецова «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги» знаменитый археолог-востоковед Николай Веселовский говорил: «Колорит прекрасный, нигде не отступающий от природы, рисунок правильный, перспектива превосходная». А сам художник в своём дневнике, который вёл во время путешествия, писал, что пережил от посещения Святой Земли огромное эмоциональное потрясение. Так что ты, Виктор, всё правильно подметил.
— Андрей, а где выставлена эта работа Никанора Чернецова?
— Она находится в Приморской государственной картинной галерее, во Владивостоке.
— Дальше от Москвы, чем Вифлеем!.. Но, Бог даст, когда-нибудь доберусь и туда.
— Конечно, доберёшься. Ну, а совсем скоро у тебя будет возможность увидеть Вифлеем своими глазами, и даже с того самого места, откуда увидел его Никанор Чернецов, и запечатлел на своём полотне.
— А знаешь, я попрошу брата сделать фотографию по мотивам картины!
— Отличная мысль! Что ж, ангела вам в дорогу. Буду ждать твоего возвращения и рассказов о Святой Земле. И фотографию, конечно.
Картину Никанора Чернецова «Вид на Вифлеем с Иерусалимской дороги» можно увидеть в Приморской государственной картинной галерее во Владивостоке.
Все выпуски программы: Краски России
Никанор Чернецов. «Паломники у стен Иерусалима»

— Увидела картину Никанора Чернецова «Паломники у стен Иерусалима», Андрей Борисович, и вспомнила наше давнее путешествие в Израиль. Да так явственно! Кажется, что мы сейчас выйдем из Симферопольского художественного музея, и окажемся там, на Святой земле.
— Иерусалим и его окрестности как будто не меняются со временем, Маргарита Константиновна! Мы с вами вот так же стояли на Елеонской горе, как путники, изображённые на полотне первой половины девятнадцатого века. И любовались узнаваемым силуэтом города в обрамлении высоких холмов.
— Паломники на картине Чернецова не просто любуются — видно, что они испытывают сильнейшее потрясение. Мужчины, женщины, дети на лошадях и верблюдах преодолели долгий путь в Палестину. И увидев, наконец, воочию драгоценную цель своего странствия, спешились и опустились на колени.
— И этот молитвенный восторг роднит нас с персонажами картины. Люди в старинных восточных одеждах с тем же трепетом, что и мы с вами, ступали по Святой земле. И спустя ещё сотни лет христиане не утратят этого благоговения.
— Никанору Чернецову оно тоже было знакомо. Ведь он также совершил паломничество в Иерусалим. Полагаю, этот опыт и помог художнику написать картину «Паломники у стен Иерусалима».
— Опыт бесценный! Но получен он был уже после того, как художник создал полотно, что висит перед нами.
— Да что вы говорите? Я была уверена, что «Паломники...» написаны по эскизам, выполненным с натуры!
— Неудивительно — настолько достоверно картина передает панораму святого города! Однако, написал её Никанор Чернецов в 1831 году, по зарисовкам и рассказам очевидцев. А в паломничество отправился спустя одиннадцать лет.
— Я когда-то давно читала об этом. Никанор ведь вместе с братьями путешествовал?
— Да — со старшим, Григорием и младшим, Поликарпом. Трое сыновей иконописца из Костромской губернии отправились в дальний путь, чтобы послужить Богу и соотечественникам.
— Своим творчеством?
— Я бы сказал — своим подвигом. Путешествие оказалось нелёгким. Средств не хватало. Питались скудно, много денег уходило на художественные материалы. Погода не баловала. Стояла необычайно холодная зима, с ледяным ветром и дождём. Младший из братьев, Поликарп, не выдержал тяжелых условий и умер.
— Его похоронили в Иерусалиме?
— Да, на кладбище Сионской горы. А Никанор и Григорий завершили задуманное. Братья столь подробно запечатлели евангельские места в своих рисунках и записях, что их труд искусствоведы назвали энциклопедией Палестины.
— Получается, что картина «Паломники у стен Иерусалима» — словно эпиграф, пролог к этой энциклопедии.
— Или молитва перед началом важного дела. Работая над этим полотном, Никанор Чернецов читал Новый Завет, размышлял о евангельских событиях. Просил у Бога милости побывать на Святой Земле. И через несколько лет увидел своими глазами ту самую вечную панораму, что осеняет полотно «Паломники у стен Иерусалима».
Картину Никанора Чернецова «Паломники у стен Иерусалима» можно увидеть в Симферопольском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Исаак Левитан. «Цветущие яблони»

— Простите, а вы тоже первый раз в доме-музее Левитана в Плёсе? Здесь так красиво, столько замечательных работ, что мне непременно нужно с кем-то поделиться впечатлениями!
— Я здесь бывал и раньше. И полностью с вами согласен. Прекрасный музей. Да и сам небольшой провинциальный городок Плёс в Ивановской области довольно уютный. Широкая Волга, утопающие в зелени белоснежные дома...
— Полагаю, это не могло не вдохновлять художника...
— Левитан и его друзья, художники Софья Кувшинникова и Алексей Степанов, путешествовали по Волге в поисках живописного посёлка, чтобы снять дачу на лето. Когда они увидели Плёс, то влюбились в это прекрасное место с первого взгляда. И провели здесь три дачных сезона в восьмидесятых годах 19-го века.
— Да, здесь такие виды, что невозможно не вдохновиться...
— Кстати, Антон Павлович Чехов, близкий друг Исаака Ильича, увидев плёсские этюды художника, сказал: «Ну, наконец-то на твоих картинах появилась улыбка!»
— Замечательное сравнение!.. Пейзажи Левитана и нас, зрителей, заставляют улыбаться. Вот, например, посмотрите на эту картину — «Цветущие яблони». Какие тонкие, почти прозрачные ветви написал художник! Какие нежные лепестки соцветий!
— Да, работа замечательная! Это, кстати, оригинал одноимённой картины, которая находится в Третьяковской галерее в Москве. И обе эти работы написаны в 1896-м году. Картину, которая сейчас перед нами, Левитан подарил дочери своего друга, врача, Ивана Трояновского. Девочку звали Анна. Сначала он долго пересматривал все свои работы — искал какой-нибудь подходящий для юной особы, светлый этюд. И решил подарить пейзаж с цветущими яблонями.
— Наверное, девочка была счастлива получить такой подарок!
— Подарку в доме были очень рады, особенно именинница. Кстати, она и сама неплохо рисовала и, повзрослев, стала замечательной художницей. Ей пришёлся по душе изображённый на полотне светлый весенний пейзаж.
— Да, в самом деле, Исаак Ильич был художником от Бога.
— И очень светлым человеком. В плёсских семьях и поныне бережно хранят воспоминания о встречах жителей городка с Левитаном и его друзьями-художниками в те далёкие годы конца 19-го века. У кого-то сохранилась подаренная прабабушке Левитаном открытка. Чьи-то прадедушки, будучи мальчишками, ждали Исаака Ильича у дома, в котором он снимал комнату, чтобы помочь художнику донести этюдник...
— И в результате получались пейзажи, написанные с любовью. Такие, например, как «Цветущие яблони».
— Вы верно подметили — с любовью. Как трепетно художник с помощью красок передаёт благоухающее весеннее цветение!
— А небо какое! Глубокие сиреневые и синие оттенки...
— Глядя на эту работу вспоминается 148-й псалом пророка Давида: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних... Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звёзды света. Хвалите Его, небеса небес и вОды, которые превыше небес...»
— Благодарю вас за интересную беседу! Я ещё долго буду вспоминать этот замечательный город, музеи... и картины художника, который некоторое время жил здесь и оставил глубокий след — Исаака Ильича Левитана.
Картину Исаака Левитана «Цветущие яблони» можно увидеть в доме-музее художника в городе Плёсе Ивановской области.
Все выпуски программы: Краски России











