Сегодня 22 декабря. День памяти Иконы Божьей Матери «Нечаянная радость».
О нечаянной радости покаяния — священник Захарий Савельев.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О духовном смысле праздника Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы
Сегодня 22 декабря. Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы.
О духовном смысле праздника — протоиерей Михаил Самохин.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 декабря. О сохранении дерзновения и надежды на Бога
В 3-й главе Послания апостола Павла к евреям есть слова о Боге: «Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твёрдо сохраним до конца».
О сохранении дерзновения и надежды на Бога — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Все выпуски программы Актуальная тема
Послание к Евреям святого апостола Павла

«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Евр., 308 зач., III, 5-11, 17-19.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Священном Писании есть те сюжеты, которые являются крайне важными для понимания логики взаимодействия Бога с человеком. Один из таких сюжетов — это рассказ об исходе евреев из Египта. На первый взгляд может показаться, что история Исхода имеет локальное значение и важна только для потомков тех людей, которые три с половиной тысячи лет назад вышли из Египта. Если же мы будем внимательнее, то заметим, что Исход с последующим сорокалетним странствованием по пустыне определили развитие отношений Бога и человека на много поколений вперёд, и до сих пор верующие люди не могут не вспоминать об Исходе едва ли не каждый миг своей жизни, ведь именно Исход дал человечеству заповеди, а также научил нас смотреть на Бога не как на отстранённое, недостижимое и непостижимое сверхсущество, а как на близкого каждому человеку Владыку и Творца. Сегодня в православных храмах во время литургии звучит отрывок из 3-й главы Послания апостола Павла к Евреям, в этом отрывке апостольские размышления строятся на воспоминаниях событий Исхода.
Глава 3.
5 И Моисей верен во всем доме Его, как служитель, для засвидетельствования того, что надлежало возвестить;
6 а Христос — как Сын в доме Его; дом же Его — мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца.
7 Почему, как говорит Дух Святый, ныне, когда услышите глас Его,
8 не ожесточите сердец ваших, как во время ропота, в день искушения в пустыне,
9 где искушали Меня отцы ваши, испытывали Меня, и видели дела Мои сорок лет.
10 Посему Я вознегодовал на оный род и сказал: непрестанно заблуждаются сердцем, не познали они путей Моих;
11 посему Я поклялся во гневе Моем, что они не войдут в покой Мой.
17 На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне?
18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных?
19 Итак видим, что они не могли войти за неверие.
Неудивительно, что апостольское Послание к Евреям свои размышления базирует на истории Исхода: адресаты послания прекрасно знали и о самих событиях Исхода, и об их богословском наполнении. Для христианского сознания очевидно, что Исход важен не сам по себе, он — прообраз Нового Завета, новых отношений Бога и человека. Исход для евреев также стал совершенно новым этапом в жизни народа, и именно он помог евреям осознать себя единой общностью, из разрозненных семей он создал народ с чёткими правилами жизни и с законами, данными Самим Богом.
Послание к Евреям придерживается всё той же линии: оно видит в Исходе не изолированное событие, а прообраз Нового Завета. Если Моисей лишь возвещал, то Христос — не служитель Божий, а Сам Бог, Он — Хозяин, и Хозяин не только созданного Им мира, Он Хозяин человека. И здесь апостольское послание использует невозможную для Ветхого Завета фразу: «Дом же Его — мы». Мы, то есть христиане, — дом Христов. Моисей лишь возвещал правила жизни в этом доме, то есть законы жизни, установленные Богом, а Христу не нужно ничего возвещать, Он Сам Хозяин, а потому тот, кто во Христе, уже не нуждается в каком-либо записанном законе, таким человеком управляет не закон, им управляет Христос.
Апостол продолжил свою мысль и написал о Духе Святом, голос которого не всегда приятен человеку, а потому человек может «ожесточать сердце» так, как это делали евреи во время Исхода. Благодаря этой отсылке становится понятно, что именно имеется в виду: Бог Духом Своим Святым наставляет человека на добрые дела, однако человек по своей привычке к злому, имеет тенденцию уклоняться от того, что ему говорит Бог, такое уклонение и есть упомянутое апостолом ожесточение сердца. Абсолютное большинство христиан прекрасно различают добро и зло, прекрасно понимают, какой поступок в той или иной жизненной ситуации станет исполнением воли Божией, а какой, напротив, будет противлением Богу. При этом далеко не всегда мы избираем то, что должны, наши сердца ожесточаются, и мы идём в противоположную от Бога сторону. Апостольское Послание к Евреям предупреждает нас, что ни для кого ещё такой выбор не заканчивался благом, и в качестве примера предлагает нам обратить внимание на печальную участь тех, кто во время Исхода роптал на Бога, сознательно отказываясь исполнять Его повеления.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











