Евдокия Николаевна Рукавишникова, в девичестве — Мамонтова, происходила из знаменитого рода благотворителей и меценатов. Савва Мамонтов был её двоюродным братом. Участие к ближнему, забота о людях — для Евдокии Николаевны стало образом жизни, её духовным стержнем. «Она питала материнскую любовь ко всем нуждающимся, несчастным и обездоленным», — говорил о Рукавишниковой выдающийся хирург Пётр Герцен.
В 1869 году двадцатилетняя Евдокия Мамонтова обвенчалась с Константином Васильевичем Рукавишниковым, представителем ещё одной известной фамилии московских благотворителей. Супруги приобрели загородное имение неподалёку от подмосковной железнодорожной станции Крюково, в деревне Грачёвка. Там, на берегу реки Горетовки, они построили особняк. Завели хозяйство: молочную ферму, птичник, теплицы. Устроили большой парк. Возвели храм в честь иконы Богородицы «Всех скорбящих радость». Константин Васильевич получил тогда назначение на пост московского градоначальника; дела не позволяли ему часто бывать в имении. Зато Евдокия Николаевна проводила там много времени. Она радушно общалась с местными жителями, узнавала их нужды и старалась помочь.
Часто к ней обращались крестьянские матери с жалобами на болезни своих новорождённых детей. Действительно, едва ли не у каждого малыша обнаруживалась либо чесотка, либо другие кожные заболевания. Рукавишникова быстро поняла, в чём причина. Бывая в сельских домах, она заметила, что крестьянки довольно неряшливы в уходе за маленькими детьми, поскольку попросту не знают элементарных правил гигиены. И тогда Евдокия Николаевна устроила в своём доме своеобразные курсы гигиенического ликбеза. Каждую субботу она собирала у себя матерей с младенцами. Поила женщин чаем с пирогами, а потом показывала, как правильно ухаживать за малышами. Дочь Рукавишниковой, тоже Евдокия, вспоминала: «Как переедем, бывало, на дачу, являлись женщины с новорождёнными. Моя мать сама их купала, пеленала, учила уходу за ребёнком, чистоте. С каждой субботой их собиралось всё больше, и с каждым годом их число всё увеличивалось». А вскоре Евдокия Николаевна устроила в своём имении родильный приют. В двух уютных, просторных домиках расположилась амбулатория, стационар и аптека. Евдокия Николаевна пригласила из Москвы доктора и акушерок. Сельские женщины со всего уезда получили возможность квалицированного родовспоможения. Чуть позже, уже в самом начале ХХ-го века, Рукавишникова и всё остальное имение в Грачёвке переоборудовала под медицинское учреждение. В трёхэтажном особняке, окружённом парком, она открыла неврологический санаторий. И привлекла к работе в нём не только лучших московских специалистов, но и психиатров с мировым именем — например, швейцарского доктора медицины Германа Роршаха.
Сама же Евдокия Николаевна переехала в Москву. В своём доме на Большой Никитской улице она разместила хирургический лазарет. Тогда, в 1904-м, началась война с Японией, и лазарет Рукавишниковой принимал раненых. Евдокия Николаевна помогала врачам, ухаживала за солдатами, беседовала с ними, ободряла. Она сумела создать в больнице светлую и благостную атмосферу. Позже, в годы Первой мировой войны в госпитале Рукавишниковой работал хирург Пётр Герцен. «Здесь устаешь физически, а душой отдыхаешь», — говорил он.
О добрых делах Евдокии Николаевны помнят и в Крыму. В 1899 году в Феодосии, на Мысе святого Ильи, Рукавишникова построила маяк. Он был там жизненно необходим — немало судов потерпело у мыса крушение, немало людей погибло. Свидетельницей двух таких трагедий стала сама Евдокия Николаевна, у которой в Феодосии была дача. Местные власти не располагали средствами на установку маяка. Помогла Рукавишникова. В короткий срок на мысе святого Ильи на её деньги была построена деревянная будка на возвышении. В ней установили световую систему оповещения — «частый переменный огонь с белыми и зелёными миганиями», и колокол, он звонил в непогоду. Рядом с маяком установили маленькую часовенку с иконой Николая Чудотворца — небесного покровителя моряков, которую Евдокии Николаевне подарил отец Иоанн Кронштадтский. Благодарные моряки предлагали назвать маяк в честь его создательницы, но Рукавишникова не дала согласия. Сказала, что трудилась не ради собственной славы, а ради людей. Именно так — не для славы, а для ближних — Евдокия Николаевна и жила.
Все выпуски программы Жизнь как служение
10 декабря. О добрых делах

В 5-йглаве 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Добрые дела Явны; а если и не таковы, скрыться не могут».
О мотивации доброделания — протоиерей Максим Первозванский.
Господь нам однозначно говорит, что мы должны наши добрые дела делать не на показ. Мы должны это делать не для того, чтобы получить похвалу от людей, а для того, чтобы получить похвалу от Господа. И сам апостол Павел тоже об этом говорит в разных местах неоднократно.
Здесь же апостол имеет в виду, что Господь Сам сделает явными наши дела, и противоречия никакого нет, поскольку Сам Господь упоминает, что нет ничего тайного, что не стало бы явным. И поэтому не стоит выпячивать свои добрые дела самостоятельно и повторять, когда вдруг нам выпадает счастье сделать что-то доброе: «Не нам, Господи, не нам, но имени Твоему дай славу!»
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение»

Сегодня 10 декабря. Церковь празднует Знамение Пресвятой Богородицы, бывшее в Новгороде Великом в 1170 году.
О Новгородской иконе Пресвятой Богородицы, именуемой «Знамение», — протоиерей Василий Гелеван.
Название этой иконы восходит к строчке из книги пророка Исаии: «Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут ему имя: Еммануил». Еммануил, напомним, на русский переводится как «с нами Бог». И Еммануилом мы называем Младенца Христа. Значит, здесь пророчество о Рождестве Христовом.
Наиболее известные в России иконы такого типа все имеют географическую привязку: Новгородская, Курская, Царскосельская, Корчемная, Павловская, Верхнетагильская икона и так далее. Вот все эти иконы «Знамение» похожи внешне, потому что на каждой мы встречаем поясное изображение Богородицы и в области живота круг, как чрево непраздной женщины, и внутри этого круга — Младенец, Господь Еммануил.
Икона «Знамение» Новгородская, которую мы чтим именно сегодня, имеет некоторые свои иконографические особенности. По четырём углам возле Божией Матери располагаются святые: великомученик Георгий Победоносец, мученик Иаков Персиянин, преподобные Пётр, Онуфрий Афонский. Важно ещё подчеркнуть, что когда мы молимся, мы молимся не иконе, а самой изображённой на иконе Богородице. И в молитве к иконе «Знамение» отражено событие 1170 года. Она составлена в память о заступничестве Пресвятой Богородицы за Новгород.
Все выпуски программы Актуальная тема
10 декабря. О правах человека в Ветхом и Новом заветах
Сегодня 10 декабря. Международный день прав человека.
О правах человека в Ветхом и Новом заветах — протоиерей Михаил Самохин.
Несмотря на то, что светский гуманизм претендует на монополию в формулировании и интерпретации теории прав человека, основы, предопределившие появление самой идеи неотъемлемых прав любого из нас, имеют библейские, христианские корни. Разберём основные категории достоинства человека.
Библия учит, что человек создан по образу и подобию Божию, что наделяет каждого человека неотъемлемым достоинством. Справедливость и правосудие. Многие книги Ветхого Завета, включая законы, данные Моисею, подчеркивают необходимость справедливого отношения ко всем людям, особенно к обездоленным и уязвимым.
Заповедь любви к ближнему. Господь и Спаситель Христос учил, что самая важная заповедь — «любить ближнего своего, как самого себя». Это подразумевает уважение к правам и потребностям других людей.
Право на жизнь и свободу. Библия содержит заповедь «Не убей», которая является основой для защиты права на жизнь. Также в ней есть положения, защищающие свободу и достоинство личности.
К сожалению, очень часто в число прав человека сейчас записывают право на богохульство и даже богоборчество. Право на разврат и нарушение заповедей. Это типичный пример того, как благой дар Бога человеку используется им против самого себя, становясь поводом ко греху.
На самом деле, любое право и любой закон, чтобы иметь силу, должен опираться на авторитет. Единственный такой бесспорный авторитет — Сам Господь, Который и вынесет Свой суд о том, как мы пользовались своими правами, исполняли обязанности и реализовали возможности.
Все выпуски программы Актуальная тема











