
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Сол., 271 зач., V, 1-8;
и за пятницу (под зачало): 1 Сол., 272 зач., V, 9-13, 24-28;

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Едва ли можно найти человека, которому никогда не хотелось бы хоть немного, с самого края, приподнять покров времени и заглянуть в будущее.
Сегодня в храмах звучат слова из 5-й главы первого послания апостола Павла к Солунянам, где он даёт неожиданный ответ на этот запрос.
Глава 5.
1 О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия,
2 ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью.
3 Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут.
4 Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать.
5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы.
6 Итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться.
7 Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью.
8 Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения,
9 потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа,
10 умершего за нас, чтобы мы, бодрствуем ли, или спим, жили вместе с Ним.
11 Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете.
12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас,
13 и почитать их преимущественно с любовью за дело их; будьте в мире между собою.
24 Верен Призывающий вас, Который и сотворит сие.
25 Братия! молитесь о нас.
26 Приветствуйте всех братьев лобзанием святым.
27 Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям.
28 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами. Аминь.
Что же за ответ предлагает апостол своим читателям — интересующихся очень сильно «временами и сроками» — когда именно придёт Христос Спаситель и наступит Его благословенное царство на земле? Ответ апостола многогранен. В нём есть 4 ярких метафоры, каждая из которых очень важна для понимания.
1-я метафора — День Господень придёт, как «тать нощью» — то есть как вор в самый сладкий момент сна хозяев. Этот образ может показаться каким-то странным: неужели Бог хочет «подловить» человека в самый момент предельной уязвимости? Конечно же, нет: здесь речь о том, что для тех, кто привязан к иллюзиям контроля, Пришествие Христа переживается как... кража: будущее как бы «ворует» привычное, «одомашненное» время. Но для тех, кто бодрствует, это Пришествие — долгожданное воплощение ожидаемого: приятная неожиданность остаётся, а вот паника исчезает.
Вторая метафора — «мука родами». Эта метафора снимает кажущийся карающим акцент первой: речь о родах нового. Роды неизбежны, болезненны, но и плодотворны; их невозможно избежать не потому, что Бог жаждет наказать, а потому, что новое творение прорывается, оно не может не разродиться!
Третий образ апостол описывает в виде «сынов дня» и «сынов ночи». Христианская нравственность определяется тем, что верному Христу нечего таиться и скрывать: христиане во всём поступают «по‑дневному» — ибо принадлежат дню.
И, наконец, четвёртая метафора — образ «брони» и «шлема», в которые прежде всего должен облачиться всякий верующий. Броня — это вера и любовь, а шлем — надежда спасения: триада вера—любовь—надежда вовсе не «украшение», а снаряжение для трезвения — без которого выстоять в «ночи» и не быть сваленым мороком сна просто невозможно.
Как мы видим, апостол не даёт прямого ответа на запрос солунян о «временах и сроках»: он делает нечто гораздо более важное. Вместо «календаря», куда можно было бы «подглядывать» он предлагает... компас — руководствуясь которым сам вопрос о «временах» оказывается праздным и малозначащим: были бы вы как следует готовы в любой момент — и однажды достойная награда вас найдёт без всякого сомнения!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти»
Во многих своих произведениях Фёдор Михайлович Достоевский так или иначе описывает... день собственной казни. Ещё молодого, писателя, участвовавшего в собрании запрещённого кружка, приговорили к расстрелу. Стоя под ружейными дулами, Достоевский слушал, как зачитывали приговор и думал: если бы только не умирать сейчас, насколько бы иначе прожил он свою жизнь, не растратил бы понапрасну ни единой минуты... Как известно, в самый последний момент императорским указом казнь была отменена. Но о случившемся с ним Достоевский никогда не забывал. Писатель даже утверждал, что постоянное памятование об этой несостоявшейся казни помогало ему... жить! На страницах сборника статей, эссе и интервью под названием «От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти» эту историю из жизни классика вспоминает митрополит Сурожский Антоний. А вместе с ним на тонкую и непростую тему смерти рассуждают известные современные православные публицисты — архимандрит Савва Мажуко, священники Николай Солодов, Георгий Чистяков и многие другие.
Участники этого книжного проекта, инициированного главным редактором портала «Православие и мир» Анной Даниловой, в один голос утверждают: позиция современного человека с его отношением к смерти как к чему-то что происходит с другими, но никогда не произойдёт с ним самим, в корне ошибочна. И вслед за Достоевским говорят: память смертная отнюдь не ввергает в уныние, а наоборот, помогает сделать жизнь осмысленнее и полнее.
Авторы сборника «От смерти к жизни. Как преодолеть страх смерти» подчёркивают, что человек был создан Богом бессмертным. Однако вследствие первородного греха человек сам впустил смерть в мир. И всё же Бог его не оставил. Вочеловечившись, Христос разделил с людьми эту страшную неизбежность, умерев на Кресте. А Своим Воскресением вновь даровал нам вечную жизнь.
Конечно, смерть всё равно останется великой тайной, даже косвенное соприкосновение с которой может серьёзно выбить из колеи. Поэтому в книге немало практических рассуждений — к примеру, о том, как непросто бывает искренне выразить сочувствие людям, у которых умер кто-то из близких и во благо ли неизлечимо больным ложь их родных о реальном положении вещей. А ещё авторы сборника обсуждают такие любопытные и беспокоящие многих вопросы, как, например, то, встретятся ли друг с другом после смерти родственники и супруги и могут ли умершие общаться с живыми.
А вообще, несмотря на нерадостную, казалось бы, тему, книга получилась удивительно светлой и дающей надежду. Ведь всё, о чём в ней говорится, подкреплено мощным авторитетом Евангелия, которое утверждает: жизнь не заканчивается со смертью. А значит, смерть — это просто своего рода нулевая точка на оси координат — точка, после которой начинается новый отсчёт — От смерти к жизни.
Все выпуски программы Литературный навигатор
Порядок. Ольга Кутанина
Ястараюсь создавать порядок вдуховной жизни. Вэтом мне помогают молитвенное правило, трезвенное отслеживание помыслов, участие вбогослужениях иТаинствах Церкви.
Однажды яосознала, как важен для моей духовной жизни ивнешний порядок.
Япроснулась утром вполном смятении. Даже намолитве неудавалось сосредоточиться. Накануне вечером муж уехал напохороны бабушки нанесколько дней, аяосталась одна сшестью детьми. Меня тревожили мысли осупруге: как онтам? Пугали домашние дела: смогули ясправится сними сама? Даисдетьми заниматься круглые сутки очень тяжело.
Обычно, когда супруг приходит сработы, ониграет смладшими, тем самым давая мне время отдохнуть после непростого дня испокойно накрыть ужин. Потом помогает уложить ихспать. Атут янесколько дней без него! Исуроками что-то подсказать надо, ипоиграть, ипозаниматься, иприготовить, иубрать... Всего неперечислить.
Ямысленно металась, думая, счего начать день. Может, срочно собрать детей напрогулку? Но, когда явсмятении, дети плохо воспринимают мои просьбы. Или позвонить мужу ипоспрашивать, какон? Ноябуду его отвлекать. Или попросить опомощи подругу? Ноясама ещё непоняла, вкакой именно помощи нуждаюсь. Или просто поплакать отгоря ибезысходности?
Огляделась иувидела, что беспорядок нетолько вмоих мыслях, ноивокруг меня: повсюду— неубранные игрушки, тотам, тоздесь попадались предметы детской одежды. Уменя даже руки дрожали: как ясправлюсь?
Начала молиться. Ипод мерное течение молитвы появилось желание навести порядок вдоме. Ивот, яуже раскладываю пополочкам разбросанные вещи, протираю пыль, стелю свежую скатерть, аккуратно располагаю настоле вазу сцветами. Достаю несколько недоделок: так яназываю детскую одежду, которую надо починить или зашить. Обычно они копятся уменя наспециальной полке вшкафу. Беру иголку сниткой иаккуратно пришиваю оторванные пуговицы, зашиваю швы, которые разошлись. При этом неоставляю молитвы.
Вскоре дом становится прибранным, уютным икрасивым. Язнаю, это ненадолго. Сдетьми трудно, чтобы всегда был порядок, даинужноли? Ноглавная задача решена! Япочти совершенно успокоилась, вдуше воцарился мир. Внешний порядок вместе смолитвой помогли мне упорядочить мои мысли ичувства.
Автор: Ольга Кутанина
Все выпуски программы Частное мнение
Помоги моему неверию. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Через год после рождения сына япогрузилась встранное психическое состояние. Словно все плохое, вся боль водин момент накрывала меня инеотпускала. Янемогла ничего делать. Вместе сподавленностью росла тревога засына. Боялась оставить его одного даже нанесколько минут. Пришла наисповедь кбатюшке, ионпосоветовал обратиться запомощью коврачу. Так япознакомилась спсихиатром, православным, верующим, который мне помог.
Болезнь прошла несразу. Сначала был диагноз: смешанное тревожно-депрессивное расстройство вострой форме. Месяц замесяцем подбирали лекарства. Одни препараты помогали, другие -— нет. Человеческая психика слишком сложна, чтобы одна итаже таблетка подходила всем. Грела надежда: ведь головной мозг впорядке, интеллект сохранный.
Нопримерно раз вмесяц случался очередной тяжелый приступ подавленности ибезотчетной паники. Обострения улюдей спсихическими расстройствами часто происходят вмежсезонье. Нонекоторые люди могут испытывать повышенное чувство напряжения, тревоги или эмоциональную растерянность из-за лунного цикла. Япанически боялась полной луны. Даже издома вэтот период старалась невыходить.
Однажды ввоскресение ядолжна была идти назанятия впевческой школе при монастыре, где преподавал мой духовник. Дело было вечером. Доэтого, утром, причастилась заЛитургией.
Ивот, иду япобульвару, смотрю назвезды. Облака скрывают почти все небо. Нотолько неполную луну... Бегу всторону монастыря. Захожу водвор. Встречаю батюшку, нервно здороваюсь. Онзамечает, как исказилось втревоге мое лицо. Иговорит всего несколько слов:
—Помни, тысегодняпричастилась.
Нестану лукавить: меня это несразу успокоило. Весь вечер неоставлял страх. Назанятиях явместе совсеми разучивала песнопения Божественной Литургии. Молилась. Новсе еще ждала... Вот-вот, сейчас... грянет... вот еще немного, ибудет очень плохо. Приступ тихо подкрадывался, таился, грозил, поджидал... нотак инеслучился.
Напоминание батюшки оПричастии помогло мне поверить, что янеявляюсь заложницей полнолуния. Ямолилась: «Господи, помоги моему неверию!». Витоге яосознала, что вера вБога сильнее веры внеизбежность приступа.
Прошло примерно полгода иприступы подавленности ипаники прекратились полностью. Бог послал духовника, который наставил, внужный момент сказал важные слова. Духовник рекомендовал доктора, который подобрал правильное лечение. Господь, главный целитель тел идуш, освободил меня отнедуга, лишь только явсем сердцем поверила вЕго защиту. Теперь всякий раз, когда кажется, что япопала вбезнадежную ситуацию, просто повторяю:«Верую, Господи! Помоги моему неверию».
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение











