1 Сол., 263 зач., I, 6-10.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Страхи и тревоги — это бич современного человека. Мы постоянно переживаем за прошлое и беспокоимся о том, что будет завтра. Можно ли как-то разорвать подобный порочный круг? Свой ответ на этот вопрос предлагает отрывок из 1-й главы 1-го послания апостола Павла к Фессалоникийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 1.
6 И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово при многих скорбях с радостью Духа Святаго,
7 так что вы стали образцом для всех верующих в Македонии и Ахаии.
8 Ибо от вас пронеслось слово Господне не только в Македонии и Ахаии, но и во всяком месте прошла слава о вере вашей в Бога, так что нам ни о чем не нужно рассказывать.
9 Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному
10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева.
В только что прозвучавшем отрывке апостол Павел хвалит христиан города Фессалоники за их ревность и мужество. Они не пасуют ни перед какими опасностями и бесстрашно свидетельствуют язычникам о своей вере во Христа. Причём делают они это таким образом, что слухи об их проповеди распространяются далеко за пределы той области, в которой они живут. Апостол использует здесь выражение, которое с греческого можно перевести как «ваше слово прогрохотало, словно раскаты грома».
Такая отвага первых христиан поражает. Ведь мир, в котором они жили, был настроен по отношению к ученикам Спасителя очень враждебно. Церковь была вне закона. И если ты хочешь жить долго и счастливо, лучше не высовываться и помалкивать. В противном случае тебя ждут гонения, злоключения и даже смерть. Однако Фессалоникийцы поступают ровно наоборот. И эта пламенная вера становится предметом для восхищения и подражания верующих в других регионах Римской империи.
Почему же не было страха? Потому что не было самопревозношения и гордости. Именно гордость, а по-простому, наш эгоизм — причина большинства страхов. Эгоизм и страх тесно связаны. Прекрасно об этом пишет преподобный Нил Синайский. По его словам, «гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днём смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает, и когда бодрствует, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчание воды поражает душу его».
И эту закономерность легко объяснить. Именно гордость и эгоизм уверяют нас, что только мы сами хозяева своей жизни. Мы сами её строим. Сами управляем её процессами. Сами определяем результаты своих трудов. Сами пользуемся её дарами и благами. Отсюда и рождается излишнее беспокойство и даже страхи. Мы излишне переживаем за судьбы своих близких. Чрезмерно тревожимся о собственном финансовом благополучии. Испытываем беспокойство, если события разворачиваются не так, как они, по нашему мнению, должны развиваться.
И нам кажется, что все эти чувства очень естественны. Но всё это лишь потому, что мы привыкли к этим переживаниям. На самом же деле они появляются там, где мы слишком много на себя берём. Где мы начинаем играть роль бога. Сознательно или, чаще всего, неосознанно, по привычке говорим: «я знаю, как надо, я сто раз это делал». И вроде действительно что-то получается, но цена — страх и тревога. Потому что при непредсказуемости нашей жизни конструкция, которую мы строим, очень шаткая.
Вывод прост — чтобы снизить градус страха и тревоги, нужно снизить градус гордости и эгоизма. На то, что для этого можно сделать, указывает прозвучавший отрывок. Христиане Фессалоник отчётливо видят, что то, чем они обладают и чем так все восхищаются, это не их собственные достижения. Косвенно на это указывают слова апостола Павла. Он говорит, что христиане Фессалоник всего лишь подражают Господу и первоверховным апостолам, а потому и сами становятся образцом для подражания для других. То есть ту благодать, которую они даром получили, живя по Евангелию, они передают другим людям. Как учит и Сам Христос — «даром получили, даром давайте».
Это и есть то удивительное лекарство от тревожности, страхов и беспокойств, которое предлагает церковная традиция. Всё, что у меня есть, я учусь не почитать своим. Деньги не мои. Карьера не моя. Ум, смекалка, профессиональные навыки — не мои. Время — не моё. Здоровье — не моё. Моего нет ничего. Но всё это имущество Бога и Его подарки. И всё это дано мне в распоряжение, чтобы я научился этим пользоваться. А именно — отдавать это окружающим. Направлять на служение людям ради Христа и Его Евангелия. Это и означает, как говорит сегодня Павел, «служить Богу живому и истинному и ожидать с небес Сына Его». Такой подход к жизни, когда мы всё приписываем Богу и благодарим Его за то, чем обладаем, помогает нам не думать о себе слишком высоко. И более того, такое расположение души избавляет нас от страха и привлекает в наше сердце божественную благодать.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
11 ноября. Об истории и значении «Стояние на реке Угре»
Сегодня 11 ноября. В этот день в 1480 году завершилось «Стояние на реке Угре».
Об истории и значении события — протоиерей Михаил Самохин.
Историческое значение стояния на реке Угре знакомо многим из нас со страниц школьного учебника. Эта битва, в которой были взаимные обстрелы, рейды в тыл противника, противостояние упорства и дипломатии, завершила монгольское иго на Руси.
Сегодня же хочется вспомнить о том, что противостояние Ивана III хану Ахмату виделось современникам и многим последующим поколениям русских людей как битва за веру Христову, за святые храмы и обители. Митрополит Ростовский Вассиан пламенно призывал Ивана III последовать примеру его предков. «Только мужайся и крепись, духовный сын мой, как добрый воин Христов, по великому слову Господа нашего в Евангелии, ты пастырь добрый. Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец», — писал владыка князю.
Также нельзя не вспомнить о том, что в русских войсках во всё время противостояния находился чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери, перед которым ежедневно совершались молебны.
Результат нам хорошо известен: русские войска отошли от берега, чтобы дать сражение. Ордынские войска не стали переходить реку и отказались от требований дани, за семь лет ушли. Для тех, кто наблюдал со стороны за тем, как оба войска почти одновременно в течение двух дней повернули вспять, не доведя дело до решающей битвы, это событие оказалось мистическим.
На Руси современники сразу назвали это чудесным заступничеством Богородицы, которая спасла русскую землю от разорения. Реку Угру стали называть поясом Богородицы.
Будем же и сейчас молиться Матери Божией, чтобы Она явила свой покров и заступление нашим воинам и нашему Отечеству.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 59. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем Псалтырь, у нас не могут не возникать вопросы о том, что же именно означает то или иное выражение. К счастью, сегодня мы имеем возможность читать любые толкования и комментарии, в том числе, и те, которые детально анализируют Псалтырь. Однако иногда нас может постигнуть недоумение: Псалтырь говорит об одном, а толкования на это место Псалтыри затрагивают нечто совсем иное. Дело здесь в том, что, как правило, толкователи имели дело с текстом, который разительным образом отличается от привычного нам русского Синодального перевода. Сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 59-й псалом. Этот псалом из числа тех, некоторые строки которых существенно отличаются в зависимости от используемого перевода. Давайте его послушаем, и поразмышляем о его сложных для понимания местах.
Псалом 59.
1 Начальнику хора. На музыкальном орудии Шушан-Эдуф. Писание Давида для изучения,
2 Когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цова́нскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной.
3 Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам.
4 Ты потряс землю, разбил её: исцели повреждения её, ибо она колеблется.
5 Ты дал испытать народу Твоему жестокое, напоил нас вином изумления.
6 Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины,
7 Чтобы избавились возлюбленные Твои; спаси десницею Твоею и услышь меня.
8 Бог сказал во святилище Своём: «восторжествую, разделю Сихем и долину Сокхоф размерю:
9 Мой Галаад, Мой Манассия, Ефрем крепость главы Моей, Иуда скипетр Мой,
10 Моав умывальная чаша Моя; на Эдом простру сапог Мой. Восклицай Мне, земля Филистимская!»
11 Кто введёт меня в укреплённый город? Кто доведёт меня до Эдома?
12 Не Ты ли, Боже, Который отринул нас, и не выходишь, Боже, с войсками нашими?
13 Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческая суетна.
14 С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших
Повод, послуживший причиной появления только что прозвучавшего псалма известен, и он зафиксирован в надписании псалма: «Писание Давида для изучения, когда он воевал с Сириею Месопотамскою и с Сириею Цованскою, и когда Иоав, возвращаясь, поразил двенадцать тысяч Идумеев в долине Соляной». Иными словами, этот псалом появился во время военных действий, которые в конечном итоге оказались успешными для войск Давида, однако был во время той войны и довольно непростой эпизод, связанный со внезапным нападением идумеев на незащищённые южные границы Иудеи.
В псалме мы видим довольно типичный ход мысли: Давид взывает к Богу, указывая на бедственное положение израильского народа, вместе с этим царь просит Бога оказать помощь избранному Им народу. Конечно, видим мы в этом псалме и покаянное настроение, оно прослеживается с самой первой строчки псалма: «Боже! Ты отринул нас, Ты сокрушил нас, Ты прогневался: обратись к нам» (Пс. 59:3).
Далее же в псалме звучит довольно странное прошение, адресованное Богу: «Даруй боящимся Тебя знамя, чтобы они подняли его ради истины» (Пс. 59:6). Можно было бы интерпретировать эти слова как мольбу о том, чтобы Бог даровал защитникам Израиля мужество и крепость, чтобы воодушевил их так, как воодушевляет воинов поднятое над полем сражения знамя. Однако если мы обратим внимание на другие переводы, в частности, на церковнославянский, то мы увидим совсем иное выражение, и совсем иную мысль: «Дал еси́ боя́щымся Тебе́ зна́мение, е́же убежа́ти от лица́ лу́ка». Проблема здесь, конечно же, не в особенностях церковнославянского языка, ведь на русском эта же фраза звучит так: «Дал боящимся Тебя знамение, чтобы убежали от лука».
Дело в том, что в основе русского Синодального перевода и в основе церковнославянского текста Библии лежат различные источники. Первый перевод выполнен с еврейского текста Библии, а второй — с греческого. Древние толкователи имели дело с греческим текстом, а потому и их толкования ориентируются на греческую Библию, следовательно, мы не найдём в них слов о поднятии знамени ради истины, но найдём другое, то, что приближает нас к христианскому осмыслению отношения Бога и человека. В частности, у Евфимия Зигабена мы можем найти такие слова: «„Ты дал знамение боящимся Тебя“, взяты в переносном значении от тех, которые часто, смешиваясь на брани со врагами, дают друг другу знак или признаки свойства, чтобы вместо врагов не убивали друг друга. А в высшем смысле даёт боящимся Его знак, когда научает их всегда носить в теле мёртвость Иисуса, который сотворил совершенное бездействие греха».
Псалом 59. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 59. (Церковно-славянский перевод)
Поддержать проект «Билет ценою в жизнь»
Вике Гончаровой из Санкт-Петербурга шестнадцать, она учится в девятом классе, увлекается рисованием и больше всего любит проводить время дома, со своей большой семьёй. Детство Вики прошло в постоянных разъездах по больницам, поэтому уютные вечера в кругу близких или походы в гости к бабушке — для неё настоящая отдушина. «Для меня так важно, чтобы было у кого спросить: „Ты дома?“ — и услышать в ответ, — „Да, я тут“. От этого становится теплее», — говорит девушка.
Сразу после рождения у Вики обнаружили опухоль в полости рта. С этого момента её сопровождали многолетнее лечение и обследования в России и заграницей. О частых госпитализациях Вика вспоминает спокойно. «Всё можно преодолеть, главное всегда находить поводы для улыбки», — считает девушка.
Шаг за шагом Вика пришла к своей главной цели — победе над болезнью. Однако этот долгий путь к здоровью был бы невозможен без простой, но такой важной вещи, как билет на самолет. На протяжении нескольких лет благотворительный фонд «свет.дети» оплачивал Вике и её родным проезд до места лечения и обратно. И сегодня фонд продолжает помогать десяткам онкобольных детей со всей России.
Поддержите проект фонда «Билет ценою в жизнь», чтобы те, кто столкнулись с тяжёлой болезнью, смогли вовремя добраться до больниц и получить лечение. Для этого переходите на сайт фонда «свет.дети».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов







