
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас не хотел бы обрести блаженство? Думаю, так или иначе все мы к нему стремимся. Другое дело, что умный человек всегда спросит: какова у этого состояния цена? И что необходимо сделать, чтобы его достичь? Ответить на эти вопросы помогает 1-й псалом, который, согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 1.
Псалом Давида.
1 Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных и не сидит в собрании развратителей,
2 но в законе Господа воля его, и о законе Его размышляет он день и ночь!
3 И будет он как дерево, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время своё, и лист которого не вянет; и во всём, что он ни делает, успеет.
4 Не так — нечестивые, не так: но они — как прах, возметаемый ветром с лица земли.
5 Потому не устоят нечестивые на суде, и грешники — в собрании праведных.
6 Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет.
Иногда люди приходят в храм с простым и ясно сформулированным вопросом: как жить, чтобы стать счастливым? Надо сказать, что происходит это нечасто, потому что большинство из нас уверено, что мы и сами знаем ответ на этот вопрос. Нам кажется, что надо ещё немного почитать, послушать, посмотреть, уточнить и всё получится. Нам просто мешают: плохие люди, неудачные обстоятельства, наследие предков... Но что мы знаем на самом деле? Мы знаем массу концепций, взглядов, вариантов... Мы можем рассуждать о каждом из них, но не верим ни в один из них по-настоящему. Мы ссылаемся на трудности, хотя на самом деле путь к блаженству начинается до всяких внешних трудностей.
Прозвучавший сейчас псалом, которым открывается одна из самых известных книг Библии Псалтирь, начинается как раз со слов о блаженстве. И первой ступенью на пути к этому блаженству оказывается отказ от нечестивой и греховной жизни, от того, чтобы быть частью горделивого и кощунственного собрания. Последнее уточнение очень важно, потому что Давид не говорит о разрыве любого общения с грешниками, но о том, что нельзя сознательно входить в их круг. И речь, конечно, не о тех невольных и повседневных немощах, в которые мы впадаем и о которых просим прощения ежедневно. Речь о людях, которые сознательно идут по пути греха и развращённости. Человек, который хочет быть блажен, не должен быть причастен к их кругу. И если мы осознаём, что мы живём в грехе, нам также стоит осознать, что нет ничего, что помешало бы нам больше его не совершать. Для нас не должно быть важно ни мнение друзей, ни мнение партнёров по бизнесу или коллег по работе. Они могут иметь любое мнение. Но единственное, что на самом деле оказывается важным, — наш собственный выбор. Ведь мы в любой момент можем решительно отказаться от сознательного противления Божией воле, от того, чтобы идти против совести.
Второй ступенью к блаженству Давид называет укоренение воли человеческой в Законе Господнем. Жизнь такого человека сопровождается постоянной внутренней работой, он размышляет о том, как наилучшим образом исполнить волю Божию в мире. Но здесь может возникнуть вопрос: кто или что может помешать нам на этом пути? Кто может запретить нам думать о Творце и Его замысле? Кто может остановить в желании правды? Какие обстоятельства помешают праведнику стремиться к праведности? И снова же при честном рассуждении мы дадим тот же ответ: никто кроме нас самих.
Какова же цена блаженства? Она не может быть посчитана объективно и зависит от того, как мы внутренне относимся к Богу, к себе и к миру. Если признаём Господа Творцом, если любим Его заповеди, если согласны с Ним в Его желании наполнить мир любовью и искоренить зло, цена не высока, потому что мы не будем печалиться, расставаясь с греховными привычками, не будем переживать о ещё не пройденных путях нечестия. Напротив, мы с радостью припадём к источникам Божией правды и будем, пусть даже медленно и с трудом, наполнять свою жизнь присутствием Господа.
Псалом 1. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 1. (Церковно-славянский перевод)
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— XI Международный фестиваль «Вера и слово»;
— Взаимодействие церковных и светских СМИ;
— II Международном научном конгрессе журнала «Теология»
— Перенасыщенность информационного поля в современном мире;
— Проблемы использования искусственного интеллекта
Все выпуски программы Светлый вечер
- Светлый вечер с Владимиром Легойдой
- «Феномен расцвета русской культуры в 19-м веке». Тимофей Веронин
- «Свет творчества». Дарья и Мария Андрияка
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Журнал от 10.10.2025». Алена Рыпова, Глафира Базурина

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Наталия Лангаммер и Алексей Пичугин, а также директор цифровых проектов журнала «Фома» Глафира Базурина и продюсер регионального вещания Радио ВЕРА Алёна Рыпова вынесли на обсуждение темы:
— Курс лекций Академии журнала «Фома» в культурном центре «Фавор»;
— Отношения взрослых детей с родителями;
— День учителя, роль педагога;
— Современное церковное искусство, фестиваль «Видеть и слышать».
Все выпуски программы Журнал
Александр Солженицын «Раковый корпус»: «Какого размера душа?»

Фото: PxHere
— А какого размера душа? — спросил однажды маму в храме трёхлетний малыш. Один из героев романа Александра Исаевича Солженицына «Раковый корпус», тоже задумывается на эту тему. Олег Костоглотов заходит в магазин одежды. За его спиной мужчина спрашивает: «Скажите, а вот пятидесятый номер рубашки у вас есть с тридцать девятым воротничком?» Олег выбегает из магазина и долго не может прийти в себя. «Ведь, если помнить номер воротничка, то ведь что-то надо забыть, что-то поважнее», — говорит он себе.
Напомним, что Олег только что выписался из онкологической больницы, его восприятие жизни обострено, и он не может понять, как можно растрачивать силы души и памяти на номер воротничка и рубашки. Это не означает, что подбор одежды по размеру представляет собой что-то нехорошее. Суть в другом: у души тоже есть своя ёмкость. Она, по слову святого Паисия Афонского, одного из самых известных святых наших дней, может становиться то уже, то шире. И зашедшему в магазин Олегу захотелось сразу же из него выбежать, чтобы мысли наполнялись тем, что гораздо важнее размеров воротничков.
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение