
Сегодня 5 октября. Всемирный день учителя.
О служении учителя — священник Николай Конюхов.
У учителя достаточно серьёзное и ответственное задание: он должен передать не только знания теоретические, но опыт подрастающему поколению. Подрастающее поколение не всегда хочет вообще что-то воспринимать и в первую очередь смотрит и слушает не слова педагога, а ловит контекст.
И я сам знаю и вижу, что если педагог горит тем, о чём он говорит, если он сам увлечён своим предметом, то это чувствуется учениками, и они готовы идти за ним. И древний педагогический принцип гласит: «Делай со мной, делай, как я, делай лучше меня».
Но для этого сам учитель должен быть достаточно целостным и содержательным человеком и ориентироваться на того, кого единственного мы и можем называть Учителем. Это Иисус Христос. Если мы идём за Христом, то есть надежда, что наши ученики пойдут за нами. Как сам апостол Павел говорил: «Подражайте мне, как я — Христу».
И мы получаем обратную связь. Если наши ученики не только не хотят за нами идти, но даже и слышать нас не хотят и плачут, когда идут к нам на уроки, то, может быть, это обратная связь к тому, что мы плохо идём за нашим великим Учителем.
Поэтому хочется в сегодняшний день поддержать всех своих, в том числе и коллег, — я и сам преподаю в школе, — поддержать коллег, пожелать им помощи Божией, всего самого доброго, сил, терпения, потому что это очень непростое служение, а это именно служение.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 октября. О православных святых Западной Европы

Сегодня 5 октября. Собор святых, в земле Германской просиявших.
О православных святых Западной Европы — священник Стахий Колотвин.
Надо помнить, что до разделения церквей, до Великого Раскола на Западную и Восточную Церкви, в полноте православия жили люди, в том числе и в Западной Европе. И их непривычные для нашего уха имена были такими же православными. И эти люди, которые достигли Господа и Царствия Небесного, являют нам пример.
Когда мы празднуем соборную память святых, то, конечно, мы не только сконцентрировались на этих редких именах германских святых: Матерн, Карбиниан, Виллеброрд или даже Вальпурга, — для нас открывается возможность почтить память и тех святых, которые поимённо не прославлены. Потому что как множество угодников Божьих и в наших краях, в наших северных лесах, неизвестны по именам, точно так же и в Западной Европе до разделения церквей множество людей достигли Царствия Небесного.
Поэтому сейчас, в условиях, когда множество русских людей и представителей других традиционно православных народов живут в Западной Европе и вообще в Западном мире, когда многие немцы и их соседи обращаются в православие, когда в Германии только русских приходов около двухсот, не считая других поместных церквей, то, конечно, сказать, что «нет, германская земля не имеет отношения к православию», мы не можем.
Более того, мы вспоминаем тех святых, которые и в нашей древнерусской истории приходили с пределов Священной Римской империи, с земли германской, и просияли у нас. И в том числе мы вспоминаем тех людей, которые в эпоху Единой Римской империи были призваны как воины Фиваидского легиона из Египта, а приняли мученический крест за Христа, наоборот, в землях Германии.
Мы видим, что для Господа нет никаких границ, и в любом уголке мира можно наследовать Царствие Небесное.
Все выпуски программы Актуальная тема
5 октября. О святых тульской земли

Сегодня 5 октября. Собор тульских святых.
О святых тульской земли — игумен Назарий (Рыпин).
В силу того, что преподобный Макарий — основной святой Тульской митрополии, то и всех остальных тульских святых решили праздновать в этот день — День его памяти. Их достаточно много. Туда входит 20 святых благоверных князей и княгинь, более 30 преподобных, несколько Христа ради юродивых.
И поскольку Куликово поле находится в пределах Тульской епархии, то при установлении празднования имена подвижников и мучеников, связанных с Куликовской битвой, были также включены в соборную память. Была составлена служба архиепископом Максимом, который был инициатором в 1987 году этого празднования тульских святых.
И в него входят ещё, помимо тульских святых, такие святые, как Николай Чудотворец Мирликийский, благоверные князья Борис и Глеб, священномученик Кукша Печерский и другие древние святые.
Конечно же, основной празднуемый святой в этом соборе — это преподобный Макарий Жабынский, с памятью которого этот день напрямую связан, и к его молитвенной памяти, к нему мы в этот день сугубо обращаемся. Преподобный Макарий и все святые земли Тульской, молите Бога о нас!
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 15. Богослужебные чтения

Как избавиться от гнева? Позволительно ли вообще верующему человеку испытывать это чувство? Может быть есть список тех ситуаций, когда всё-таки можно давать ему волю? Прекрасный ответ на эти вопросы предлагает 15-й псалом пророка и царя Давида, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 15.
Песнь Давида.
1 Храни меня, Боже, ибо я на Тебя уповаю.
2 Я сказал Господу: Ты — Господь мой; блага мои Тебе не нужны.
3 К святым, которые на земле, и к дивным Твоим — к ним всё желание моё.
4 Пусть умножаются скорби у тех, которые текут к богу чужому; я не возлию кровавых возлияний их и не помяну имён их устами моими.
5 Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой.
6 Межи мои прошли по прекрасным местам, и наследие моё приятно для меня.
7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя.
8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь.
9 Оттого возрадовалось сердце моё и возвеселился язык мой; даже и плоть моя успокоится в уповании,
10 ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление,
11 Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицом Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек.
«Пусть умножа́ются ско́рби у тех, кото́рые теку́т к бо́гу чужо́му; я не возлию́ крова́вых возлия́ний их и не помяну́ имён их уста́ми мои́ми». Такие слова мы слышим сегодня от пророка и царя Давида. Внешне они могут даже напоминать проклятия. В них чувствуется гнев. И подобное в псалмах встречается нередко. Однако мы верим в то, что Давид был святым человеком. А в другом месте Псалтири даже читаем: «Помяни, Господи, Давида и всю кротость его!» С одной стороны — гнев, с другой — кротость. Как это совмещается в одном человеке?
Сегодня сам псалмопевец отвечает на этот вопрос. «К святы́м, кото́рые на земле́, и к ди́вным Твои́м — к ним всё жела́ние моё». Так Давид описывает то главное, к чему стремится его душа. «Госпо́дь есть часть насле́дия моего́ и ча́ши мое́й», — говорит он, указывая на то, что Бог стал ему близким и занимает главную часть его жизни. Царь ощущает, как Дух Божий действует глубоко внутри его сердца во всех ситуациях его жизни. «Да́же и но́чью у́чит меня́ вну́тренность моя́», — пишет он. Наконец, мы читаем: «Всегда́ ви́дел я пред собо́ю Го́спода, и́бо Он одесну́ю меня́». Так псалмопевец выражает тот опыт Божественного присутствия, который он переживает ежеминутно. О таких людях Священное Писание говорит: «он ходит перед Богом».
Именно подобная близость Творца особым образом воздействует на человека и преображает все силы его души. Даже порой столь разрушительную и неподконтрольную силу, как гнев. Дух Божий подсказывал Давиду как, когда, на кого и в какой мере ему гневаться. В сердце праведника словно был противовес яростным порывам. А потому эта сила не разрушала и не разъедала его изнутри. Она не помрачала его ум. Не превращала в безумца, который крушит всё вокруг себя. Именно такой гнев мы называем праведным, а такую ярость святой.
В нашей ситуации всё бывает иначе. Мы тоже гневаемся. Однако нередко наш гнев скатывается в ненависть, злобу и даже бешенство. Это состояние тащит нас прямиком в ад, который разверзается в нашей собственной душе. А вся причина в том, что к нашему гневу обильно примешаны страсти. Они-то и делают его горьким, едким и разрушительным. Подобная одержимость не имеет ничего общего с праведным гневом. Ведь на самом деле в её основе ощущение того, что рядом нет Бога. Подобным гневом болеют бесы. Страх пустоты заставляет их изливать бешенную злобу и на себя, и на всё живое. Вот и мы зачастую гневаемся не из-за собственной праведности и неправедности окружающих людей, как нам порой хочется думать, а просто из-за банального страха, который живёт в нас из-за безбожной жизни.
Очень важно в те минуты, когда ярость захлёстывает нас, видеть это в себе. И стремиться, подобно Давиду, всегда и во всех делах держать своё внимание на Боге. Поддерживать с Ним живую беседу. Стараться во главу угла ставить поиск Его воли, которая сводится к одной простой заповеди — служить ради Него своим ближним. То состояние, которое бывает наградой за это, создаёт в нашей душе противовес тем разрушительным силам, в которых мы нередко тонем. И даже если это будет гневное возмущение, оно будет иного качества.