Послание к Ефесянам святого апостола Павла - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Послание к Ефесянам святого апостола Павла

Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7 (о. Дмитрий Барицкий)
Поделиться Поделиться

Апостол Павел

Еф., 222 зач., II, 19 - III, 7.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.

«Человек всего лишь тростник, самый слабый в природе, но это мыслящий тростник». Эти слова Блеза Паскаля свидетельствуют о той глубокой тоске, которую испытывает человечество ровно столько, сколько длится его история. И всякому из нас это состояние знакомо. У всякого есть опыт переживания одиночества, покинутости, ощущения своей ненужности и беззащитности перед разрушительными силами окружающей нас жизни. Что по этому поводу думает Священное Писание? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 2-й и 3-й глав послания апостола Павла к Ефесянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.

Глава 2.

19 Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу,

20 быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем,

21 на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святый храм в Господе,

22 на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом.

Глава 3.

1 Для сего-то я, Павел, сделался узником Иисуса Христа за вас язычников.

2 Как вы слышали о домостроительстве благодати Божией, данной мне для вас,

3 потому что мне через откровение возвещена тайна (о чем я и выше писал кратко),

4 то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой,

5 которая не была возвещена прежним поколениям сынов человеческих, как ныне открыта святым Апостолам Его и пророкам Духом Святым,

6 чтобы и язычникам быть сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе посредством благовествования,

7 которого служителем сделался я по дару благодати Божией, данной мне действием силы Его.

Культуру поздней Античности пронизывал глубокий пессимизм. Разнообразные философские течения, языческие религии, магия, мистические культы — всё это было легкодоступно древнему человеку. Он был пресыщен этим. Однако утешения не получал. Что оставалось людям — так это отстранённо и равнодушно наблюдать за странными перипетиями судьбы, как это делали стоики, или с головой погрузиться в развлечения и разврат, как это делало большинство. Каждый выбирал, что ему ближе. В соответствии со своим культурным и нравственным уровнем. Но все преследовали общую цель — хоть как-то справиться со своей внутренней тоской. С ощущением того, что тебя бросили, предали, предоставили в этой жизни самому себе и ты, по сути, ничем не отличаешься от маленького пятилетнего ребёнка, который потерялся в толпе незнакомых людей.

Апостолу Павлу очень хорошо известны эти настроения. Он видит эту тоску. И знает, какую тайну пытаются разгадать окружающие его люди. Все они просто, подобно ребёнку, хотят вернуться домой. Ощутить себя нужными и любимыми. А потому и пишет он, обращаясь к христианам города Эфес: «Мне через откровение возвещена тайна». Тайной он называет не какое-то засекреченное учение, доступное лишь посвящённым. Тайна, по словам Павел, это истина, что «вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу». Тайна, которую пытается разгадать человек, — это знание, как ему найти Бога и стать Ему своим, родным.

Чтобы эту тайну познать, нужно пережить её в своём сердце. Ведь только там нам открывается Бог. Там нам становится доступна реальность Небесного Царства. Там мы ощущаем опыт прощения, словно возвращаемся домой к любящим родителям. Слова лишь указывают на то, как приобщиться к этому опыту. И Павел даёт такие указания.

«Вы, читая, можете усмотреть моё разумение тайны Христовой», — говорит он. Чтение священных текстов показывает нам, по какой дороге мы можем идти домой, а куда нам сворачивать не следует. Однако одного этого недостаточно. Поэтому Павел и пишет, что много потрудился для того, чтобы люди могли стать «сонаследниками, составляющими одно тело, и сопричастниками обетования Его во Христе Иисусе». Речь идёт о том, что поодиночке, без общины, никто и никогда вернуться домой не сможет. Необходимо, чтобы рядом были такие же, как я. И чтобы мы вместе принимали участие в общем деле. И, наконец, Павел указывает на то, каким должно быть это общее дело. Я «сделался узником Иисуса Христа за вас язычников», — говорит он. Павел обращает внимание на своё служение людям ради Христа. И такое служение может найти всякий на своём месте. Священник служит Литургию, учитель учит детей, врач лечит, солдат защищает Родину, полицейский следит за порядком, строитель строит и так далее. Если мы это делаем честно, ради Христа и с мыслью о Христе, значит мы исполняем служение Богу. Он нас направляет. А после рабочих дней мы опять возвращаемся к чтению Его Писания и в свои общины, к своим братьям и сёстрам. Делимся с ними, поддерживаем их и учимся у них. И так постепенно обнаруживаем, что тоска одиночества и отчуждение исчезают, мы наполнены присутствием нашего Небесного Отца. И можем служить Ему ещё усерднее.


Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем