
«Апостол Павел». Рембрандт (1606–1669)
Гал., 203 зач., II, 16-20.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Существует ли какая-то молитва или какое-то церковное правило, которое быстрее всего может приблизить нас к Богу и наполнить нашу душу Его благодатью? Может быть это какой-то обряд или ритуал, о котором мы ещё не слышали и не знаем? Прямой ответ на этот вопрос находим в том отрывке из послания апостола Павла к Галатам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 2.
16 однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона; ибо делами закона не оправдается никакая плоть.
17 Если же, ища оправдания во Христе, мы и сами оказались грешниками, то неужели Христос есть служитель греха? Никак.
18 Ибо если я снова созидаю, что разрушил, то сам себя делаю преступником.
19 Законом я умер для закона, чтобы жить для Бога. Я сораспялся Христу,
20 и уже не я живу, но живет во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня.
Для того, чтобы понять смысл только что прозвучавшего отрывка, необходимо вспомнить ту конкретную историческую ситуацию, в которой оказалась христианская Церковь во времена апостола Павла. Её первые участники были неоднородны по своей национальности. Кто-то, как апостолы, были по происхождению евреями, кто-то принадлежал к одному из тех народов, которые входили в состав Римской империи. Первые по своей вере в прошлом были иудеями. Вторые до принятия Евангелия были язычниками.
Обратившиеся в христианство из иудаизма по инерции продолжали думать, что всякий ученик Христа должен продолжать соблюдать закон Моисеев. Принимать обрезание, соблюдать субботу, не употреблять в пищу мясо нечистых животных, совершать ритуальные омовения. Если человек не делает этого, то он оскверняет себя и его христианство под большим вопросом. Вряд ли Бог спасает его. А потому таких следует сторониться. Они не подлинные христиане. Они нарушители закона и грешники. Не потому, что они нарушили нравственные принципы или вели аморальный образ жизни. А потому что они не соблюдали иудейский ритуал. Такой образ мысли грозил молодой Церкви расколом, а тем, кто его проповедовал, искажениями в духовной жизни. По этому поводу и написаны прозвучавшие сегодня слова апостола Павла.
По его словам, «делами закона не оправдается никакая плоть». На собственном опыте апостол убедился в том, что, если человек думает, что его спасёт тщательное исполнение ритуальных предписаний, он неизбежно окажется в очень мрачном духовном тупике. В своё время сам, будучи фарисеем, Павел пытался дотошно исполнить весь закон. Однако эти попытки не принесли ему душевного мира, который он пытался с помощью закона найти. Долгое время Павел страдал от ожесточения сердца и отчуждения. Был нетерпим к людям, вплоть до того, что преследовал инакомыслящих и предавал их смерти. Поэтому и говорит он сегодня, что спасает не закон, а благодать. А она даётся человеку лишь тогда, когда он начинает во всех своих делах полагаться на Бога. То есть идёт тем путём, которым прошёл Сам Господь. Это путь любви, милости и прощения. Это путь служения людям.
Стараться исполнять букву церковного устава — это безусловно важная вещь. Однако во главу угла своей религиозной жизни, по совету апостола, мы должны ставить другое. Как своим современникам, так и всем нам, он напоминает, что на первом месте должно быть исполнение именно нравственных заповедей Евангелия. Все наши силы должны уходить на то, чтобы ради Христа служить тем, кто рядом с нами. Стараться быть полезным своим ближним. Как друзьям, так и недругам. Это требует терпения, внутренней работы и мужества. Ведь нередко приходится совершать поступки, которым противится наш эгоизм. Переступать через свой страх и ложный стыд. Открываться и пытаться быть искренними там, где мы не привыкли. Быть честным перед самим собой. Видеть, какие мотивы управляют нашими мыслями, словами и действиями. Порой отказываться от того, к чему привык и чего очень хочется. Принимать тех людей, от которых раньше хотели скрыться. И почаще задавать себе вопрос, а чего хочет Бог, как бы Он поступил на моём месте в этой конкретной ситуации. Павел сравнивает движение по этому пути с распятием и медленной смертью. Ведь наше больное самолюбие будет неизбежно страдать. Однако лишь в ответ на эти усилия в нашем сердце оживает источник благодати и рождается живая вера. Или, как говорит сегодня сам апостол, мы начинаем жить для Бога, а внутри нас поселяется Христос.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Блаженная Варвара Скворчихинская». Игумения Вера (Ионова)
У нас в гостях была настоятельница Свято-Варваринского женского монастыря Салаватской епархии игумения Вера (Ионова).
Наша гостья рассказала о почитаемой святой башкирской земли — блаженной Варваре Скворчихинской, скончавшейся в 1966 году, о ее жизни и удивительных духовных подвигах в непростые для Русской Церкви годы.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Не нам, Господи, но имени Твоему»
В этом выпуске своими светлыми историями о людях, которые своими добрыми делами прославили Бога, поделились ведущие Радио ВЕРА Наталия Лангаммер, Анна Леонтьева, Марина Борисова и наш гость — клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках протоиерей Василий Гелеван.
Все выпуски программы Светлые истории
Татарский вал. Тамбов
Если выехать из Тамбова в западном направлении по трассе М-4 «Дон», то буквально через несколько километров, среди полей и чернозёма, по обе стороны дороги можно заметить довольно высокий, протянувшийся вдаль земляной гребень. Летом он густо порастает травами, а зимой засыпан снегами, так что его вполне можно принять за некую особенность природного ландшафта. Однако гребень этот рукотворный. И появился он у границ Тамбова ещё в 17 столетии, а точнее — в 1647-м году. Это древнее оборонительное сооружение, памятник истории и археологии регионального значения — «Тамбовский вал». Так он называется официально. Однако в народе за ним прочно закрепилось другое название — «Татарский вал».
Вал проходил у стен крепости, основанной в 1636 году как часть знаменитой Белгородской засечной черты — линии укреплений на южных рубежах Русского царства, которая служила защитой от набегов крымско-ногайских и калмыцких кочевников. Несмотря на то, что Ордынское иго к тому времени давно уже было сброшено, осколки Орды продолжали существовать и периодически доставляли Руси немало проблем. Они совершали набеги на мирные города и сёла, грабили дома, жгли посевы, уводили в плен людей, а потом продавали их в рабство туркам-османам.
В 1647-м году по прямому указанию царя Алексея Михайловича тамбовский участок Засечной начали укреплять трапециевидным земляным валом — с крутыми откосами, башнями и частоколом. Первоначальная его протяжённость составляла примерно 50 километров, а высота — около пяти-шести метров. Этого было достаточно, чтобы конница кочевников не смогла преодолеть препятствие. За столетия Татарский вал значительно просел, да и в длину сократился — уцелело всего около 15-ти километров. И всё равно, когда находишься рядом с ним, легко ощутить всю грандиозность сооружения. А если прогуляться вдоль вала, то в некоторых местах можно увидеть земляные выступы — на них были расположены деревянные дозорные башни. Руководил строительством вала царский воевода и государственный деятель Иван Иванович Ромодановский. А возводили вал служилые люди, то есть, военные, в основном — казаки из городов Шацка и Ряжска. Насыпали вручную — можно только представить, какое непростое это было дело. На одном из участков вала сегодня установлен поклонный православный крест и памятная табличка — знак благодарности древним строителям от современных тамбовчан.
Существует предположение, что и самим названием своим город Тамбов обязан Татарскому валу. Ведь кочевники упорно пытались штурмовать укрепление. Однако у них ничего не получалось. Согласно старинной городской легенде, после одного из таких изнурительных и неудачных штурмов, кочевники решили, что сам Всевышний защищает крепость. Они крикнули: «Там Бог!». А чтобы услышали казаки на дозорных башнях, произнесли эти слова на ломанном русском. Поэтому получилось — «Там Бов». Как бы то ни было, Татарский вал и сегодня возвышается среди полей Тамбовщины — молчаливый очевидец глубокой старины, когда обретало свои черты, поднималось и крепло великое Русское государство.
Все выпуски программы ПроСтранствия







