Помните песенку – «С чего начинается родина? С картинки в твоем букваре….»
С детства – родина начинается.
А чем она продолжается, что такое родина для нас? Этот вопрос вовсе не банальный. Потому что, если внимательно присмотреться, родина для разных людей означает вовсе не одно и то же…
Кто-то навсегда застревает в своем детстве и никак не может из него выйти. Для такого человека родина – это его прошлое, его детство, в котором он был защищен от надобности встречаться лицом к лицу с трудностями, делать выбор, отвечать за что-то. Человек не принимает настоящий день своей жизни, со всеми его проблемами и вызовами, не хочет брать на себя ответственность за свое настоящее и тоскует по прошлому, всецело живет в нем. Он всегда недоволен обществом, миром и своим положением в мире, и любой разговор сводит к словам: «А вот раньше было лучше…»
Кто-то относится к понятию «родина» потребительски: родина – это то место, где мне уютно, сыто и безопасно, где мне больше платят, где находится моя недвижимость и мой банковский счет. Такие люди цинично посмеиваются над понятием патриотизма и вопросами о том, что же такое родина, предпочитают не задаваться.
Для кого-то, наоборот, слова «родина» и «патриотизм» имеют огромное значение, эти слова всегда у них на устах. Причем до такой степени, что эти люди одержимы чувством ксенофобии, ненависти к инородцам, к чужому языку, культуре, образу жизни, родину свою они мечтают видеть властным завоевателем всего мира, только свою страну они мнят единственно достойной права на существование…
Но есть и те, кто, любя свою родину, понимают, что земными границами наша родина не ограничивается. И чувство потребительства, и бегство в прошлое от вызовов дня сегодняшнего, и ложный патриотизм такие люди считают проявлениями недостойными человека, считают грехом. Они чувствуют себя странниками в этом мире, и, как бы ни была прекрасна их земная родина, тоскуют о родине небесной. Они понимают, что человек не сводим только к своей национальности, к своей укорененности в земном, что человек – выше и больше всего земного, что настоящая его родина – не здесь. О том, что чувствуют эти люди, сказал когда-то русский философ Петр Чаадаев: «Высокая вещь - любовь к родине, но более высокая - любовь к истине». И, придя в Церковь Христову, эти люди находят то, что давно искали: находят путь, который наконец-то может привести их домой.
Метафоры, которые мы не замечаем
Из школьного курса многие помнят, что есть такое выразительное средство — Метафора. Это скрытое сравнение, которое использует переносное значение слов. Метафора называет один предмет вместо другого, схожего по форме или качеству. Например, огонь горит в прямом смысле, а глаза горят в переносном. Вы, наверное, удивитесь, но мы постоянно используем метафоры в речи.
Мелодия льётся, волна ощущений, взлететь по карьерной лестнице, поплыть на экзамене, стоять в хвосте очереди.
От частого употребления многие метафоры как бы стёрлись, поэтому мы их не замечаем. Однако их употребление влияет на коммуникацию. Метафора помогает более ярко выразить мысль, но может и помешать общению.
Иногда мы чувствуем дискомфорт в разговоре, но не в силах объяснить, почему: вроде бы собеседник не сказал ничего плохого. Однако он просто мог произнести негативные или слишком эмоциональные метафоры, которые вызывают тревогу или уныние. С другой стороны, красивая метафора украсит беседу и поможет погрузиться в море удовольствия от общения.
Давайте же порадуемся богатству нашего языка, создавшего такое прекрасное выразительное средство.
Автор: Нина Резник
Все выпуски программы: Сила слова
23 ноября. Об историческом гербе Москвы
Сегодня 23 ноября. В этот день в 1993 году Москве официально возвращён исторический герб, утверждённый в 1781 году.
О его истории, — протоиерей Василий Гелеван.
23 ноября. О неверном и развращённом человеческом роде
В 9-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «О, род неверный и развращённый! доколе буду с вами и буду терпеть вас?».
О неверном и развращённом человеческом роде, — священник Стефан Чайковский.