С чего начинается война? С отсутствия миролюбия, сострадания и прощения в человеческом сердце… С того, что мы постоянно забываем евангельские слова: «Не отвечай на зло злом, но побеждай зло добром». Мне часто возражают в запальчивости: «Хорошо проповедовать мир, пока зло не коснулось тебя лично! А что делать, когда причинили зло твоим близким, твоим детям?!» И я вспоминаю одного моего знакомого – врача-хирурга. Вернее, знакомую, маму двух сыновей…
Однажды ее сын возвращался поздно вечером с тренировки. Подвыпившая компания остановила его, пыталась ограбить… Парень был крепкий, владел кое-какими приемами самообороны, успел хорошенько отделать одного из нападавших, но тех было больше… В результате парень попал в реанимацию, а тот, которому он дал сдачи – на стол к хирургу. К той самой маме… Она потом рассказывала: «Меня часто спрашивали: как ты могла оперировать этого подонка, как у тебя рука не дрогнула, ведь он оставил твоего сына инвалидом? Что я могу им ответить? Всё так…но ведь я – врач. Моё дело – спасать пациента, неважно, кто он такой. И я спасала. Иначе какой смысл и в моей профессии, и в клятве Гиппократа, и во всей моей жизни…».
Врачи , как мало кто, знают цену человеческой жизни, знают, насколько легко ее разрушить – и как тяжело ее спасти, сохранить. Профессия врача освящена Богом, и недаром многие христианские святые – апостол и евангелист Лука, святые Косма и Дамиан, великомученик Пантелеимон, святитель Лука Войно-Ясенецкий – были врачами…
Международный день «Врачи мира за мир» был установлен организацией «Врачи мира за предотвращение ядерной угрозы» и отмечается 6 августа, в память о страшном дне 1945го года, когда американские ядерные бомбы были сброшены на японский город Хиросиму. Наверное, в том далеком году и у Америки, и у Японии были свои резоны для войны, была у каждой стороны своя политическая правда, ведь всякий агрессор стремится оправдать свои действия высшими мотивами – но получилась из всего этого одна из величайших трагедий человеческой истории, оправдания которой нет. Зло нельзя оправдать ничем, с ним можно только бороться – и бороться можно только тем, что злу противоположно, оружием мира, сострадания и прощения, арсеналы которого – в сердце человеческом. Именно о таких воинах говорит в Евангелии Сам Христос: «Блаженны миротворцы, ибо они детьми Божьими нарекутся».
Псалом 38. Богослужебные чтения

Тот, кому приходилось оформлять земельный участок или дом в собственность, хорошо знает, без чего невозможно составление плана: это — точка привязки. Можно нарисовать какой угодно подробный план, во всех деталях — но если его точка привязки будет неточной — все труды пойдут насмарку.
В нашей жизни тоже есть такая «точка привязки» — о которой и говорит 38-й псалом, читаемый сегодня в храме за богослужением. Давайте послушаем и попробуем эту «точку» определить.
Псалом 38.
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета — всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя — на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня.
«Точка привязки», о которой не просто говорит, а буквально кричит псалмопевец, — как вы, надеюсь, догадались — заключена в этих словах: «скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой». И это — вовсе не формальный, циничный вопрос — «а сколько мне ещё жить-то осталось» — чтобы эффективно использовать оставшееся время. Речь о куда более важном — что очень хорошо сформулировал немецкий философ Мартин Хайдеггер как «бытие-к-смерти».
Для Хайдеггера смерть прежде всего возможность существенной «смены оптики» жизни: для каждого человека смерть — «самая-своя», безотносительная и «не-перешагиваемая». Быть‑к‑смерти — значит предвосхищающе принять свою конечность как данность, определяющую всё в жизни. Такое «бытие‑к‑смерти» не мрачно, а трезво: оно снимает самообман повседневности.
«Память смертная», о которой мы постоянно слышим у святых отцов, — очень перекликается с хайдеггеровским «бытием-к-смерти». Это та самая «нулевая» отметка жизненной системы координат, только в соотнесении с которой и имеет смысл выстраивать что бы то ни было — хоть житейские, хоть профессиональные, хоть духовные ценности. Потому что только эта точка — «непереступаема». От неё можно пытаться прятаться, вытеснять, малодушно игнорировать — но только принявший её как — не побоюсь этого слова! — дар Всевышнего — может сделать её самым эффективным ключом, открывающим казавшиеся неразрешимыми проблемы жизни каждого из нас!
Псалом 38. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 38. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 38. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора, Идифуму. Псалом Давида.
2 Я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною.
3 Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром; и скорбь моя подвиглась.
4 Воспламенилось сердце мое во мне; в мыслях моих возгорелся огонь; я стал говорить языком моим:
5 скажи мне, Господи, кончину мою и число дней моих, какое оно, дабы я знал, какой век мой.
6 Вот, Ты дал мне дни, как пяди, и век мой как ничто пред Тобою. Подлинно, совершенная суета - всякий человек живущий.
7 Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то.
8 И ныне чего ожидать мне, Господи? надежда моя - на Тебя.
9 От всех беззаконий моих избавь меня, не предавай меня на поругание безумному.
10 Я стал нем, не открываю уст моих; потому что Ты соделал это.
11 Отклони от меня удары Твои; я исчезаю от поражающей руки Твоей.
12 Если Ты обличениями будешь наказывать человека за преступления, то рассыплется, как от моли, краса его. Так, суетен всякий человек!
13 Услышь, Господи, молитву мою и внемли воплю моему; не будь безмолвен к слезам моим, ибо странник я у Тебя и пришлец, как и все отцы мои.
14 Отступи от меня, чтобы я мог подкрепиться, прежде нежели отойду и не будет меня;
1 сентября. О Донской иконе Богородицы

Сегодня 1 сентября. Церковь чтит Донскую икону Божией Матери.
О её истории — священник Николай Дубинин.
Удивительна икона, потому что написана она святым Феофаном Греком. Она участвовала в походе тоже святого князя Дмитрия Донского на Куликово поле. Далее Иван Грозный пришёл в Казань с этой иконой Божьей Матери, то есть она вот такая полковая икона.
И когда в конце XVI века на Москву пришёл хан Гирей, то вот на Воробьёвых горах был оплот, где русские воины с иконой — Донской иконой Божьей Матери — молились, совершали крестные ходы. Получается, что Донская икона поучаствовала в самых значимых, судьбоносных победах и сражениях.
Сегодня Донская икона Божьей Матери находится в Третьяковской галерее, однако в день её празднования её привозят в Донской монастырь, где совершается праздничное богослужение.
Важно понимать, что мы воздаём честь иконе, но поклоняемся самой Пречистой Матери Божьей. Несмотря на обилие и множество различных чудотворных икон, Богородица у нас, конечно же, одна.
Все выпуски программы Актуальная тема