
Сегодня 26 сентября. В этот день в 1805 году родился русский поэт Дмитрий Веневитинов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Исполняется 220 лет со дня рождения прекрасного русского человека — Дмитрия Владимировича Веневитинова, поэта, скончавшегося в возрасте 21 года. Он, несомненно, был по чуткости сердца наделён даром прозрения, ибо как-то написал в стихотворении поэт и друг такие строчки: «Душа сказала мне давно: ты в мире молнией промчишься, тебе все чувствовать дано, но жизнью ты не насладишься».
Нам интересен этот поэт не только своей глубокой самобытной философией, касающейся души человека, не только любовью к Александру Сергеевичу Пушкину, который вместе с Адамом Мицкевичем провожал поэта и участвовал в его отпевании, но и тем обаянием юности, чистой, высоко настроенной, романтической, которая делает человеческое лицо прекрасным.
Москвич, родившийся в дворянской среде, Дмитрий Владимирович не ходил в общеобразовательную школу. Однако уже в юности он совершенно владел европейскими языками, греческим языком. После него остались музыкальные сочинения, он живописал. Мы знаем, насколько талантливыми художниками были и Лермонтов, и Пушкин.
И всё это дал Веневитинову его дом, его мама и педагоги, которые с удовольствием занимались со смышлёным, даровитым ребенком. Личность Дмитрия Веневитинова овеяна удивительной красотой русского юноши, дворянина, который чувствовал на себе десницу Всевышнего, который не успел свершить никаких тяжких грехов и поэтому не расставался с высоким идеализмом, нежностью сердца, той чувствительностью, что была характерна для людей того времени.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 ноября. О трудах Петра Ефремова

Сегодня 14 ноября. В этот день в 1830 году родился книголюб и издатель Пётр Ефремов.
О его трудах — протоиерей Артемий Владимиров.
Все выпуски программы Актуальная тема
14 ноября. О трудах Егора Соколова

Сегодня 14 ноября. В этот день в 1750 году родился архитектор Егор Соколов.
О его трудах — протоиерей Игорь Филяновский.
Егор Тимофеевич Соколов — выдающийся русский архитектор, строитель, представитель классицизма, академик Императорской академии художеств. Он родился в Петергофе в 1750 году. Обучался при канцелярии от строений, работая на дворцовых постройках в Петергофе.
Главным делом архитектора стал проект Императорской публичной библиотеки, созданный по заказу Екатерины II. Императрица хотела, чтобы под одной крышей располагался целый научный комплекс. Наряду с книжным хранилищем предполагалось устроить кабинеты для занятий по гуманитарным и естественным наукам. Увенчала бы этот храм науки обсерватория.
Однако смерть императрицы не позволила построить здание по изначальному проекту. Его возвели в урезанном варианте. Основное строение библиотеки, представляющее собой образец строгого классицизма, и сегодня носит название в честь своего архитектора — «Корпус Соколова».
Скончался выдающийся архитектор в Петербурге в 1824 году. Его прах покоится на Волковском кладбище Петербурга.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 140. Богослужебные чтения
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Среди псалмов есть те, которые стали неотъемлемой частью православного богослужения. Один из таких псалмов — псалом 140-й, он звучит сегодня во время богослужения два раза — в рамках положенного уставом чтения кафизмы и во время пения так называемых стихир на «Господи воззвах». Давайте послушаем этот псалом, и поразмышляем о том, почему Церковь сочла его столь важным.
Псалом 140.
Псалом Давида.
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, вне́мли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиа́м, перед лицом Твоим, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 Не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу́ я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший еле́й, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассы́пались по утёсам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробя́т нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отри́нь души моей!
9 Сохрани меня от силко́в, поставленных для меня, от тене́т беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду́.
Легко заметить, что основная мысль только что прозвучавшего псалма заключена в молении о том, чтобы Господь принял молитву молящегося. Здесь автор псалма — царь Давид — упоминает фимиам, или, иначе, ладан, воскуряемый в кадильнице, дым которого поднимается вверх и символизирует собой идеальное направление нашей молитвы. Далее Давид просит, чтобы Бог не позволил ему как-либо согрешить в слове, и, продолжая эту мысль, он просит также и о том, чтобы Бог не только «оградил двери уст», но и не дал Давиду уклониться в оправдание своих грехов, чтобы Бог помог царю избежать лукавства.
Если вдуматься, то перед нами очень красивый образ: с одной стороны воскуряемый фимиам, в котором нет и не может быть лукавства, с другой — человек, которому свойственно и согрешать, и лукавить. Фимиам должен был символизировать собой чистоту молитвы, однако, как мы понимаем, со временем в ходе ветхозаветного богослужения фимиам превратился в нечто привычное, в нечто такое, что и вовсе не вызывает ни эмоций, ни ассоциаций, ни мыслей. Подобное происходит и с христианским богослужением, это прекрасно знают священнослужители: увы, но мы привыкаем к богослужению, к его символам, и необходимо прилагать немалое волевое усилие, чтобы пробиться сквозь привычку и вновь ощутить молитвенное вдохновение.
Не стоит думать, будто бы в самом этом усилии есть нечто неестественное, напротив, молитва — как и любое иное благое дело — подразумевает некоторое напряжение преодоления. Мы сталкиваемся с таким напряжением во время учёбы, во время работы, во время занятий спортом, да и само межличностное общение требует от нас всё того же напряжения сил. В каждом из перечисленных случаев мы ищем источники для вдохновения, и, скажем, источник учебного вдохновения существенным образом отличается от источника вдохновения спортивного.
Источник молитвенного вдохновения Церковь призывает нас искать в Священном Писании, в частности, в Псалтыри, ведь при внимательном чтении Псалтыри невозможно не ощутить сходство переживаний её авторов с тем, что переживаем мы в нашей повседневности, и, почувствовав это, мы не можем не обрести молитвенное усердие от слов Псалтыри.







