
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 132 зач., IV, 17 - V, 5.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Одна из претензий к христианству как таковому, которую очень любят выдвигать люди, чуждые вере, звучит так: «Христианство — это религия всепрощения. Если есть всепрощение, значит неизбежна и вседозволенность! Значит, христианство — религия вседозволенности!»
Почему это совершенно не так, нам поможет понять отрывок из 4-й и 5-й глав 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах за богослужением.
Глава 4.
17 Для сего я послал к вам Тимофея, моего возлюбленного и верного в Господе сына, который напомнит вам о путях моих во Христе, как я учу везде во всякой церкви.
18 Как я не иду к вам, то некоторые у вас возгордились;
19 но я скоро приду к вам, если угодно будет Господу, и испытаю не слова возгордившихся, а силу,
20 ибо Царство Божие не в слове, а в силе.
21 Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам, или с любовью и духом кротости?
Глава 5.
1 Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего.
2 И вы возгордились, вместо того, чтобы лучше плакать, дабы изъят был из среды вас сделавший такое дело.
3 А я, отсутствуя телом, но присутствуя у вас духом, уже решил, как бы находясь у вас: сделавшего такое дело,
4 в собрании вашем во имя Господа нашего Иисуса Христа, обще с моим духом, силою Господа нашего Иисуса Христа,
5 предать сатане во измождение плоти, чтобы дух был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа.
Сожительство с мачехой не только было категорически запрещено иудейским законом и каралось смертной казнью, но было и предосудительно у язычников. Согласно ветхозаветной книге Левит, забиты камнями до смерти должны были быть оба преступника — и мачеха, и сын — потому что своим поступком они «открывали наготу отца своего», бесчестили его. Более того: такая тяжесть преступления напрямую связывалась с образом отца как отображением Небесного Отца, Самого Господа Бога. Оскорбить, осквернить отца — значит, унизить Бога, Только Который и является своего рода «гарантом» авторитета отца в патриархальной семье.
Что же происходит в коринфской общине? Ложно истолковав проповедь апостола Павла о Христе как о «всепрощении», позорный случай коринфяне превратили, если позволите мне так сказать, в «кейс», или «прецедент» — которым они стали хвалиться: да, мы не просто великодушны, мы сверхвеликодушны, настолько, что способны принимать и дальше в нашей общине человека, наглым образом идущего против всех принципов морали — хоть иудейской, хоть языческой. Фактически, коринфяне как раз и представляли собой тот самый случай «укоризненного всепрощения», с которого я и начал свой комментарий.
Но как же сам апостол Павел реагирует на этот «прецедент»? Возможно, для самих коринфян — неожиданно радикально, жёстко и односложно: за этот поступок не просто изгнать грешника из общины, но и буквально «предать его сатане во измождение плоти». Вот так поворот! Ничего себе «всепрощение»!
Как бы эти слова апостола ни звучали жестоко, они уравновешиваются целеполаганием: «предание сатане» — это ещё не конец, но только «инструмент» для спасения души. Да, очень болезненный, да, крайне неприятный и позорный — но всё же не окончательное осуждение, не вынесение приговора. Суд — не у людей, но у Бога: но крайняя степень греха требует и крайних мер воздействия.
Так что, когда кто-то из иронизирующих по поводу «христианского всепрощения» будет выдвигать свои аргументы, достаточно переадресовать к сегодняшнему апостольскому отрывку, чтобы эта ложная идея была окончательно разрушена!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Развитие талантов у детей». Протоиерей Александр Никольский

Гостем программы «Семейный час» был настоятель храма Трех святителей в Раменках протоиерей Александр Никольский.
Разговор шел о том, как распознать в детях денные им Богом таланты и помочь их развивать.
Беседа проходила в канун праздника Рождества Пресвятой Богородицы. Вспоминая житие праведных Иоакима и Анны, отец Александр говорил о том, что дары, данные Богом, нужно бережно раскрывать. Эти способности могут быть явными или скрытыми, и задача родителей — помочь ребёнку найти своё призвание.
Священник приводил примеры из своей семьи: матушка, воспитывая десятерых детей, искала каждому своё направление — от музыкальной школы до исторической реконструкции.
Особое внимание в беседе уделялось ошибкам родителей: навязыванию детям несбывшихся мечтаний и перегрузке кружками, что может привести к усталости и протесту. Также затрагивались и современные вызовы — зависимость от смартфонов, подмена реальной самореализации псевдореализацией.
Отец Александр подчёркивал, что таланты проявляются не только в профессии. Дар быть мамой, умение творить добро и помогать ближнему — это тоже настоящие таланты, которые делают человека счастливым и помогают исполнить замысел Божий.
Все выпуски программы Семейный час
«Образовательные проекты КОД и ПАЗЛ». Маргарита Зорина

Гостьей программы «Пайдейя» была руководитель направления социальных проектов фонда «Будущие лидеры» Маргарита Зорина.
Разговор шел об образовательных проектов в области информационных технологий «КОД» и «ПАЗЛ» для детей из малых городов и детских домов.
Ткач и его мысли

Фото: Ahmet Yüksek ✪ / Unsplash
В одной деревне жил бедный ткач. Он был трудолюбивым и не злым человеком. Один у него имелся недостаток: очень уж трудяга бывал прижимистым, над каждой монеткой трясся. Сильно не нравилась такая скупость его жене, но она только вздыхала и терпела, научившись экономно вести домашнее хозяйство. Наконец, ткачу удалось скопить немного денег.
Они с женой давно собирались купить буйволицу, чтобы в доме было достаточно молока для масла, сливок и творога.
За ужином ткач сообщил жене, что на днях он отправится на рынок за буйволицей.
— Как хорошо! — обрадовалась женщина. — Если бы это случилось, я бы послала масло и творог моей матушке.
Услышав это, ткач рассердился и стал кричать на жену:
— Я буйволицу покупаю не для твоих родителей! С какой это стати ты будешь давать своей матери масло и творог?
— Мой старший брат хорошо о ней заботится, а мы чем хуже? — сказала жена. — Мне тоже хочется сделать для моей матери хоть что-нибудь хорошее. Почему мы не можем ей послать маленький гостинец?
— Потому что мы бедны! — ещё больше разозлился ткач. — А если мы будем направо и налево раздавать наше масло и творог, то богаче точно не станем. Я запрещаю тебе быть такой расточительной!
Так, слово за слово, муж и жена поссорились. Женщина была потрясена скупостью мужа и её терпение лопнуло. Ночью она собрала вещи и, вытирая слёзы, ушла в дом брата.
Через пару дней ткач заскучал по своей жене, и пошёл, чтобы её вернуть. Но брат жены не пустил его за ворота и смотрел неприветливо. Загородив вход, он сказал сердито:
— Мы тут все на тебя в обиде.
— За мою жену? — спросил ткач. — Я постараюсь больше её не обижать и быть с ней более сдержанным...
— Нет, за твою буйволицу, — ответил брат жены. — Она сломала наш забор и вытоптала весь наш огород.
— Не может быть! — изумился ткач. — Как же буйволица смогла разломать твой забор, если я её ещё даже не купил?
Но шурин как будто ждал этого вопроса и тоже спросил:
— А как же моя сестра могла послать нам масло и творог, если ты ещё не купил буйволицу?
Стыдно стало ткачу. Понял он, что был не прав и попросил прощения. Тогда шурин пригласил его в дом, где за столом сидели его жена с матерью и пили чай с молоком. От смущения ткач боялся поднять на тёщу глаза, но она сказала спокойно:
— Садись с нами и угощайся, дорогой. Ко всем людям время от времени приходят худые мысли. Главное, вовремя их отогнать, и не допустить, чтобы они привели к неблаговидным поступкам и делам. Это как с нитками: если они изначально гнилые, то хорошей ткани ты из них не сделаешь.
С тех пор ткач с женой жили счастливо. Он полюбил свою мудрую тёщу и даже в помыслах избавился от жадности.
(по мотивам монгольской сказки)
Все выпуски программы Пересказки