Псалом 151. Богослужебные чтения - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Псалом 151. Богослужебные чтения

Псалом 151. Богослужебные чтения
Поделиться Поделиться
Раскрытая книга

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда человеку может показаться, что он настолько мал перед Богом, что Тот совсем не слышит его молитв. Но насколько такое ощущение правдиво? Ответ на этот вопрос звучит в 151-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.

Псалом 151.

Псалом Давида на единоборство с Голиафом. (Переведен с греческого.)

1 Я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего; пас овец отца моего.

2 Руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь.

И кто возвестил бы Господу моему? — Сам Господь, Сам услышал меня.

4 Он послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего.

5 Братья мои прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них.

6 Я вышел навстречу иноплеменнику, и он проклял меня идолами своими.

7 Но я, исторгнув у него меч, обезглавил его и избавил сынов Израилевых от поношения.

Люди часто приходят в храм и просят, чтобы о них помолились. Да и молясь самостоятельно, они нередко просят святых, чтобы те помолись о них Богу. Причём, подобные просьбы — не изобретение поздних времён. Уже апостол Павел в своих посланиях говорит, что молится за своих учеников. И не только молится сам, но и испрашивает их молитв. Одни из самых ранних христианских надписей также очень часто представляют собой просьбы о молитвах, которые живые писали на надгробиях своих почивших братьев и сестёр по вере. Все они просили молитв друг о друге и молились сами. Другое дело, что в какой-то момент многие простые верующие решили, что они достойны лишь того, чтобы просить молитв о себе, но не молиться также самим. Святые казались настолько ближе к Богу, что собственные молитвы воспринимались как жалкие попытки повторить опыт гигантов духа.

Псалом 151-й, который мы сейчас услышали, тоже начинается с того, что Давид рассуждает о своей малости. Он дважды подчёркивает, что был самым малым и юным. Кроме того, вдобавок указывает на самую простую профессию, которую доверяли младшим: пасти овец. Однако, все эти воспоминания он приводит не просто так, но для того, чтобы на контрасте с ними показать, к чему может привести искреннее личное усилие. Для того, чтобы петь псалмы, будущий царь, конечно, сделал не орган, как написано в синодальном тексте. Слово, которое стоит в греческом может означать так же нечто близкое к арфе, не случайно он дальше говорит о псалтири — древнем струнном инструменте. При этом, как свидетельствует сам Давид, рядом с ним не было никого, кого он мог бы воспринять в качестве проводника в отношениях с Богом. Он обращался к Творцу сам, как мог, от всего сердца. И на эту искренность Господь отвечает тем, что внимает обращению, того, кто к Нему взывает. Давид дважды указывает на свою малость, а потом дважды на то, что Господь Сам, Сам услышал его. И уже после этой личной встречи в их общении появляется третий — пророк Самуил, вестник от Бога, помазавший Давида на царство. Но сама последовательность, на которую указывает Давид, чрезвычайно важна. Она свидетельствует о том, что псалмопевец, хотя и был в социальном плане незначительным юношей, искренне обратившись к Богу, был Им услышан. Давид не объясняет причины того, почему это произошло. Он не говорит о том, что был каким-то особенным. И когда он хвалит братьев, создаётся впечатление, что для него самого загадка, почему Бог не благоволил избрать их — прекрасных и великих, но доверил дело спасения Израиля ему.

Пример Давида побуждает задуматься каждого из нас о том, что личная молитва и личная обращённость очень важна в наших отношениях с Богом. Мы, несомненно, правы, когда обращаемся с просьбой о молитве к братьям и сёстрам, живым и почившим, прославленным святым или просто почитаемым нами лично, но помимо всего этого, Бог желает услышать наш голос, пусть даже тихий и малый. Будем взывать к нему, как это делал Давид и другие авторы псалмов, с прошениями и сетованиями, с хвалой и славословием.


Псалом 151. (Русский Синодальный перевод)


Псалом 151. (Церковно-славянский перевод)

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем