
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Иногда человеку может показаться, что он настолько мал перед Богом, что Тот совсем не слышит его молитв. Но насколько такое ощущение правдиво? Ответ на этот вопрос звучит в 151-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 151.
Псалом Давида на единоборство с Голиафом. (Переведен с греческого.)
1 Я был меньший между братьями моими и юнейший в доме отца моего; пас овец отца моего.
2 Руки мои сделали орган, персты мои настраивали псалтирь.
3 И кто возвестил бы Господу моему? — Сам Господь, Сам услышал меня.
4 Он послал вестника Своего и взял меня от овец отца моего, и помазал меня елеем помазания Своего.
5 Братья мои прекрасны и велики, но Господь не благоволил избрать из них.
6 Я вышел навстречу иноплеменнику, и он проклял меня идолами своими.
7 Но я, исторгнув у него меч, обезглавил его и избавил сынов Израилевых от поношения.
Люди часто приходят в храм и просят, чтобы о них помолились. Да и молясь самостоятельно, они нередко просят святых, чтобы те помолись о них Богу. Причём, подобные просьбы — не изобретение поздних времён. Уже апостол Павел в своих посланиях говорит, что молится за своих учеников. И не только молится сам, но и испрашивает их молитв. Одни из самых ранних христианских надписей также очень часто представляют собой просьбы о молитвах, которые живые писали на надгробиях своих почивших братьев и сестёр по вере. Все они просили молитв друг о друге и молились сами. Другое дело, что в какой-то момент многие простые верующие решили, что они достойны лишь того, чтобы просить молитв о себе, но не молиться также самим. Святые казались настолько ближе к Богу, что собственные молитвы воспринимались как жалкие попытки повторить опыт гигантов духа.
Псалом 151-й, который мы сейчас услышали, тоже начинается с того, что Давид рассуждает о своей малости. Он дважды подчёркивает, что был самым малым и юным. Кроме того, вдобавок указывает на самую простую профессию, которую доверяли младшим: пасти овец. Однако, все эти воспоминания он приводит не просто так, но для того, чтобы на контрасте с ними показать, к чему может привести искреннее личное усилие. Для того, чтобы петь псалмы, будущий царь, конечно, сделал не орган, как написано в синодальном тексте. Слово, которое стоит в греческом может означать так же нечто близкое к арфе, не случайно он дальше говорит о псалтири — древнем струнном инструменте. При этом, как свидетельствует сам Давид, рядом с ним не было никого, кого он мог бы воспринять в качестве проводника в отношениях с Богом. Он обращался к Творцу сам, как мог, от всего сердца. И на эту искренность Господь отвечает тем, что внимает обращению, того, кто к Нему взывает. Давид дважды указывает на свою малость, а потом дважды на то, что Господь Сам, Сам услышал его. И уже после этой личной встречи в их общении появляется третий — пророк Самуил, вестник от Бога, помазавший Давида на царство. Но сама последовательность, на которую указывает Давид, чрезвычайно важна. Она свидетельствует о том, что псалмопевец, хотя и был в социальном плане незначительным юношей, искренне обратившись к Богу, был Им услышан. Давид не объясняет причины того, почему это произошло. Он не говорит о том, что был каким-то особенным. И когда он хвалит братьев, создаётся впечатление, что для него самого загадка, почему Бог не благоволил избрать их — прекрасных и великих, но доверил дело спасения Израиля ему.
Пример Давида побуждает задуматься каждого из нас о том, что личная молитва и личная обращённость очень важна в наших отношениях с Богом. Мы, несомненно, правы, когда обращаемся с просьбой о молитве к братьям и сёстрам, живым и почившим, прославленным святым или просто почитаемым нами лично, но помимо всего этого, Бог желает услышать наш голос, пусть даже тихий и малый. Будем взывать к нему, как это делал Давид и другие авторы псалмов, с прошениями и сетованиями, с хвалой и славословием.
Псалом 151. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 151. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
1 Кор., 130 зач., IV, 1-5.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Заповедь не судить — одна из самых сложных, ведь мы постоянно только и делаем, что оцениваем поступки других людей. «Тот плохой, а этот хороший», — говорим мы. И ведь кажется, что всем, кто хоть мало-мальски знаком с Евангелием, ясно, что Господь подобные оценки запретил... Но не Он ли при этом дал нам зрение, и, если мы видим явно неправильные поступки, как же смолчать? Ответ на этот вопрос даёт апостол Павел в отрывке из 4-й главы 1-го послания к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
1 Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих.
2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным.
3 Для меня очень мало значит, как судите обо мне вы или как судят другие люди; я и сам не сужу о себе.
4 Ибо хотя я ничего не знаю за собою, но тем не оправдываюсь; судия же мне Господь.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
Существует масса историй, в которых главное действующее лицо сначала всеми осуждается, а потом всеми же оправдывается. В светской жизни самым ярким примером может быть врач, в экстренном порядке проводящий трахеостомию, то есть разрезающий горло задыхающемуся человеку. Люди, не знающие всех обстоятельств дела, могут решить, что перед ними преступник, напавший на беззащитного прохожего. В жизни религиозной есть масса примеров святых, которых при жизни обвиняли в безнравственности, например, в том, что они общались с блудницами, а после их смерти выяснялось, что они беседовали с ними о покаянии и призывали их к спасению. Да и что далеко ходить: в этом обвиняли самого Спасителя.
В сегодняшнем чтении мы слышим, как апостол Павел призывает учеников к доверию. Коринфяне видели перед собой разных проповедников — Павла, Аполлоса, Петра — и делились на партии, представители которых предпочитали одного из них, а других осуждали. Апостол Павел просит их видеть в каждом служителя Христова, пусть и действующего по-разному. Все они, проповедуя, старались оставаться верными Учителю и это для них самое главное. У них не было цели оправдаться перед лицом всех, и они не бросались от одного к другому, объясняя свои поступки. В конце концов, любой, кто пытался оправдываться перед лицом толпы, знает правдивость поговорки «на каждый роток не накинешь платок». Всегда найдутся люди, которые будут говорить за спиной. Однако Павел не хочет, чтобы подобными вещами занимались его ученики. Почему он и призывает их в итоге «не судить». Причём, особенно важно, что он и сам до конца себя не судит, не выносит о себе окончательного решения. Казалось бы, сам-то себя человек должен знать, почему хотя бы о себе он не должен выносить суда? Для апостола очевидно, что человеческий суд, даже обращённый на себя, не будет объективным, потому что человеческое знание не полно. Впрочем, это не означает совершенного отказа от оценки своих действий. Отнюдь! Апостол старается жить так, чтобы не видеть за собой никаких порицаемых поступков, но он не считает себя безгрешным. Он не выносит окончательного суда, предавая его в руки Божии.
Именно так стоит действовать каждому из нас. Естественно, явно греховных поступков стоит избегать, к явно добродетельным поступкам стоит стремиться, но окончательного суда о себе не выносить, понимая, что мы к нему не способны. Причём не только по отношению к себе самим, но и к другим людям. Явно греховные поступки, конечно, бывают и порой нам приходится давать им оценку, как было в самом Коринфе в известной истории с кровосмесителем. Но оценка поступка не должна превращаться в оценку человека, сердце которого открыто только перед Богом. Ситуации бывают разными, и, если человек работает судьёй, и поставлен судить чужие дела, ему стоит быть максимально объективным, честным и справедливым… Но в большинстве случаев от нас никто не ждёт никаких оценок и правильнее будет просто молиться о тех, кого мы считаем согрешающими, предав их в руки Божии.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Праведный Иоанн Кронштадтский о жизни сердца». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святого праведного Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе» размышляли о том, что значит жить сердцем, каким образом христианин может заботиться о чистоте сердца и почему это важно, а также как грех может влиять на внутреннее состояние человека.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
Светлый вечер с Владимиром Легойдой

Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Итоги общемосковского крестного хода;
— Памяти Азы Аликбековны Тахо-Годи;
— Образование как подготовка к будущему;
— Слом иерархии в культуре;
— Планы установить памятник В.Ерофееву в Петушках;
— Понятие «монастыринг» — почему появилось и чем отличается от привычного трудничества и паломничества.
Все выпуски программы Светлый вечер