Маленький кораблик несся по морю на всей скорости, спасаясь от преследования. Капитан долго гадал, зачем императору понадобилось высылать за ним судно с вооруженными воинами. Далеко не сразу он понял, что причиной была молодая женщина, которая с ужасом смотрела на приближающийся корабль.
Ее звали Наталией. Всего год назад ее выдали замуж. Такому браку можно было только позавидовать – ее мужем стал богатый и красивый юноша по имени Адриан. Умный и добрый, он в свои 28 лет занимал многообещающую должность начальника судебной палаты. Но все это были мелочи по сравнению с тем, что он души не чаял в молодой жене.
Тем больнее оказалось Наталии, когда однажды в дом прибежал слуга с горестной вестью. Он объявил, что господина схватили и бросили в тюрьму вместе с христианами. В те годы в Никомидии, где жили супруги, свирепствовали гонения на верующих во Христа, но женщина точно знала, что Адриан язычник. Наталия сама была тайной христианкой, однако скрывала это от мужа. Она боялась не того, что он может выдать ее мучителям, а того, что тень подозрения может пасть и на него. Ведь она любила его так сильно!
Наталия бросилась в темницу к любимому. Каково было ее удивление, когда она встретила мужа – обрадованного, а не испуганного. Адриан, видя стойкость и крепость духа христиан, сам уверовал в Бога. Он не побоялся прийти к палачам и потребовать, чтобы его имя записали вместе с именами верующих.
Наталия и горько плакала, и радовалась, что их с любимым теперь объединяет вера. Женщина и не подумала отвернуться от попавшего в опалу мужа. Наоборот, все свободное время она проводила в темнице, утешая его и поддерживая. Наталия стала сестрой и матерью и другим пленным верующим – приносила им воду, омывала раны. Они страдали вместе с ее мужем, за одну и ту веру. Поэтому она была готова служить им так же, как ему. Увы, времени у супругов оставалось все меньше и меньше…
Адриану удалось известить жену заранее о том, когда назначена казнь. В роковой день Наталия не отходила от мужа. Она не покинула его даже тогда, когда палач занес над ним топор. Супруги не отрываясь смотрели друг на друга и молились о том, чтобы они смогли скоро соединиться в вечной жизни. Там их не разъединит уже никто.
После смерти Адриана беды для Наталии не закончились. Молодая, красивая и богатая вдова – завидная невеста. Женщина приглянулась одному военачальнику, и он решил жениться на ней. Ему благоволил сам император, и у Наталии не было возможности отказаться. Однако каждый раз, когда она закрывала глаза, перед ней стоял Адриан. И Наталия решила бежать из города.
Кораблик со вдовой на борту уже отчалил от берега и вышел в открытое море. Наталия вздохнула с облегчением – скоро она попадет в Византию, куда верующие перенесли тело ее мужа. Окрик матроса заставил женщину обернуться. На горизонте она увидела грозный корабль с воинами. То был военачальник, преследовавший свою сбежавшую невесту.
Наталия с жаром взмолилась о том, чтобы не попасть в руки к этому язычнику. Словно в ответ на ее мольбы в море поднялась буря. Она со всей силы обрушилась на второй корабль, не тронув судно, где находилась Наталия. Военачальнику пришлось повернуть обратно.
Молодая женщина благополучно прибыла в Византию. Каждый день Наталия посещала могилу Адриана и молилась о нем. В грезах муж представал перед ней, как живой. Больше всего Наталия хотела оказаться рядом с ним.
Ее желание скоро исполнилось. Постоянные молитвы и разлука с любимым истощили ее тело, здоровье Наталии пошатнулось. Верующие нашли ее упавшей на могилу мужа. Глаза были закрыты, на лице сияла счастливая улыбка, но женщина не спала. Она наконец-то воссоединилась с мужем.
Сегодня Адриана и Наталью почитают в лике святых Православной церкви. На иконах их изображают вместе. Супруги, разлученные на земле, соединились на небесах, в вечной жизни со Христом. Адриан и Наталия победили смерть, которая так и не смогла стать помехой для настоящей любви.
«Журнал от 09.05.2025». Алексей Соколов, Арсений Федоров

Каждую пятницу ведущие, друзья и сотрудники радиостанции обсуждают темы, которые показались особенно интересными, важными или волнующими на прошедшей неделе.
В этот раз ведущие Константин Мацан и Наталия Лангаммер, а также Исполнительный директор журнала «Фома» Алексей Соколов и заместитель Главного редактора Радио ВЕРА Арсений Федоров вынесли на обсуждение темы, связанные с 80-летием победы в Великой Отечественной войне.
Ведущий: Константин Мацан, Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Журнал
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..