Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Думаю, любой верующий человек старается стать угодным Богу. Но все ли понимают, как это сделать? И какие ошибки могут подстерегать человека на этом пути? Ответы на эти вопросы звучат в 49-ом псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 49.
Псалом Асафа.
1 Бог Богов, Господь возглаголал и призывает землю, от восхода солнца до запада.
2 С Сиона, который есть верх красоты, является Бог,
3 грядёт Бог наш, и не в безмолвии: пред Ним огонь поядающий, и вокруг Его сильная буря.
4 Он призывает свыше небо и землю, судить народ Свой:
5 «соберите ко Мне святых Моих, вступивших в завет со Мною при жертве».
6 И небеса провозгласят правду Его, ибо судия сей есть Бог.
7 «Слушай, народ Мой, Я буду говорить; Израиль! Я буду свидетельствовать против тебя: Я Бог, твой Бог.
8 Не за жертвы твои Я буду укорять тебя; всесожжения твои всегда предо Мною;
9 не приму тельца из дома твоего, ни козлов из дворов твоих,
10 ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор,
11 знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною.
12 Если бы Я взалкал, то не сказал бы тебе, ибо Моя вселенная и всё, что наполняет её.
13 Ем ли Я мясо волов и пью ли кровь козлов?
14 Принеси в жертву Богу хвалу и воздай Всевышнему обеты твои,
15 и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня».
16 Грешнику же говорит Бог: «что ты проповедуешь уставы Мои и берёшь завет Мой в уста твои,
17 а сам ненавидишь наставление Моё и слова Мои бросаешь за себя?
18 когда видишь вора, сходишься с ним, и с прелюбодеями сообщаешься;
19 уста твои открываешь на злословие, и язык твой сплетает коварство;
20 сидишь и говоришь на брата твоего, на сына матери твоей клевещешь;
21 ты это делал, и Я молчал; ты подумал, что Я такой же, как ты. Изобличу тебя и представлю пред глаза твои грехи твои.
22 Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, — и не будет избавляющего.
23 Кто приносит в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путём своим, тому явлю Я спасение Божие».
Сегодня слово «жертва» употребляется многими людьми в совершенно внерелигиозном контексте, хотя изначально это слово имело именно культовое значение и имело смысл восхваления и воззвания. Люди приносили жертвы богам и, пожалуй, не существует религии, в которой в той или иной мере идея жертвы не присутствовала бы. При этом смысл её во многих религиях сводился к тому, чтобы задобрить богов, накормив их самой отборной едой. Неслучайно ведь, чем больше была проблема, которую надо было решить, тем большие жертвы приносили. И хотя прошло много столетий, и мы как верующие живём в рамках Нового Завета, нередко этот стереотип повторяется в среде верующих христиан. Чем больше проблема — тем больше свечей надо поставить, и тем толще они должны быть.
В 49-ом псалме, который мы сейчас услышали, псалмопевец говорит о том, как Бог обращается к людям со словами вразумления. И примечательно, что, призывая к себе людей своих, Он напоминает им, что они вступили в завет с Ним «при жертве». Причём под жертвами Бог не подразумевает какую-то конкретную жертву, но говорит о жертвах их праотцев и о том, что они сами стали жертвой Богу, неслучайно Господь называет их «святыми своими», то есть людьми, отделёнными для него". Соглашаясь на Его предложение у горы Синай, они в известном смысле приносят в жертву сами себя.
Первоначально всё было хорошо, но в итоге что-то в понимании жертвы Израилем пошло не так. Бог видит жертвы, но совсем не желает их принимать, потому что израильтяне не поняли их подлинного смысла. Богу не нужны жертвы для насыщения, ведь Ему принадлежит вся вселенная! И уж тем более Он не зависит от щедрости или жадности людей! Жертвы нужны не Ему, но тем, кто приносит жертвы, и смысл жертв не во внешних характеристиках, не в качестве или объёме, а в том, как меняется сердце того, кто их приносит. Именно поэтому Господь и говорит, что лучшие жертвы — это хвала и исполнение обетов, которые народ обещал соблюдать. Но этих жертв нет. Вместо них люди обходятся одними словами и пустыми проповедями, а уставы Господни не соблюдают и пренебрегают Его наставлением. Более того, не увидев Божией кары или хотя бы какого-то ответа, люди наивно решили, что Бог такой же, как они, и как будто бы готов мириться с беззаконием. Но Бог не такой. Он будет милостив не к тому, кто пытается задобрить его размерами жертв, но к тому, кто подлинно чтит Его и приносит Ему жертву хвалы.
Псалом 49. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 49. (Церковно-славянский перевод)
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«О совести». Священник Анатолий Главацкий
В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» ведущий диакон Игорь Цуканов вместе со священником Анатолием Главацким читали и обсуждали фрагменты из сборника творений преподобного Аввы Дорофея «Душеполезные поучения» о совести как голосе Божием в человеке, и о том, как она помогает делать правильный выбор.
Разговор шел о том, для чего совесть дана человеку, почему иногда она может «засыпать», а также по каким признакам можно определить, что мы приглушаем «голос совести» и почему для духовой жизни важно не давать совести «уснуть». Также обсуждалось, почему в Раю Господь дал заповедь не есть с Древа познания добра и зла и можно ли «жить по совести» и быть при этом неверующим человеком.
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«Интеллигенция и Православная Церковь в XIXв.» Федор Гайда
Гостем программы «Светлый вечер» был доктор исторических наук, доцент кафедры истории России XIX — начала XX веков исторического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Федор Гайда.
Мы говорили об отношении образованных людей в России в XIX веке к Православной Церкви, о взглядах интеллигенции на религиозность и церковную жизнь и как это повлияло на дальнейшую историю страны и Русскую Церковь. Также разговор шел об истории появления термина «интеллигенция» и с какими людьми он соотносился, о самых ярких их представителях в России XIX века и почему кто-то из них сохранял веру и церковность, а кто-то отказывался от Бога.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
Поддержим храм Архангела Михаила в Смоленской области

В деревне Зарубинки Смоленской области посреди чистого поля стоит величественный храм Архангела Михаила, который сегодня обретает былую красоту. Рядом с ним есть сад, жилые корпуса, пасека и коровник. Всё это созидается трудами маленькой монашеской общины.
Сто лет назад в Зарубинках жили больше полутора тысяч человек. На службы в местный храм съезжались люди из окрестных деревень. В советское время от Смоленска до Витебска было всего две действующих церкви и одна из них — Архангела Михаила. За время гонений она изрядно пострадала, лишилась колокольни и внутреннего убранства. Ближе к 90-м годам деревня совсем опустела, и храм закрыли. Годы шли и здание превратилось в аварийное.
В 2018 году возрождать святыню и приход сюда направили иеромонаха Феодосия. Трудами священника и его помощников храм Архангела Михаила стал возвращаться к жизни. Со временем вокруг него образовалась монашеская община, появились свой сад и хозяйство. Ежедневно в церкви совершаются богослужения, а в перерывах каждый насельник скита занят своим делом. Священник Феодосий пасёт коров и ухаживает за пасекой, а другие следят за порядком, решают бытовые задачи, делают творог, сыр и масло. Место, которое казалось безнадёжно забытым, обретает новую жизнь. В возрождение храма и развитие скита вносят свою лепту и верующие люди. Они приезжают в деревню Зарубинки из ближайших селений и Смоленска.
Благодаря совместным усилиям у храма Архангела Михаила появились крепкая кровля и надёжные окна, новые купола, колокольня, иконостас, престол и церковная утварь. А сейчас важно отремонтировать и утеплить здание изнутри. Помочь храму в Смоленской области можете и вы. Для этого переходите на сайт фонда Архангела Михаила.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов











