У нас в студии был настоятель Преображенского храма села Большие Вязёмы Одинцовского района протоиерей Павел Карташёв.
Накануне дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили об истории и смыслах этого события.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти программ, приуроченных ко дню Успения Пресвятой Богородицы.
Первая беседа со священником Александром Сатомским была посвящена отношению к ограниченности земной жизни в Ветхом Завете.
Вторая беседа с протоиереем Дионисием Лобовым была посвящена христианскому отношению к уходу близких из земной жизни.
Ведущая: Алла Митрофанова
А. Митрофанова
— «Светлый вечер» на Радио ВЕРА. Дорогие друзья, здравствуйте! И с праздником! Протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы, сейчас поздоровался с нами. Отец Павел, приветствую вас! 27 августа сегодня, но поскольку вечер, а церковный день начинается с вечера, то мы можем уже друг друга поздравлять с праздником Успения Пресвятой Богородицы.
Протоиерей П. Карташев
— Да, да. И мы друг друга поздравляем.
А. Митрофанова
— А это «летняя Пасха».
Протоиерей П. Карташев
— Это «летняя Пасха», это удивительный, замечательный, светлый, прозрачный... Объяснить, почему прозрачный, теплый, нежный, благоухающий — нет слов.
А. Митрофанова
— Почему «летняя Пасха»? Вы согласились с этими определением, и часто так говорят.
Протоиерей П. Карташев
— Ну потому что Пасха — это переход от жизни земной, временной к жизни вечной, и вслед за тем переходом, который осуществил Сын Божий, за Ним перешла удивительным образом (для нас удивительным) Его Пречистая Матерь, Пресвятая Богородица. И в событии ее исхода из этой жизни Церковь, человечество вновь удостоверились в том, что смерти нет, что она побеждена — и в самых высоких рассуждениях и соображениях, и даже в самой последовательности праздника, когда на третий день тело Пресвятой Богородицы (мы, может быть, еще вернемся к этой теме) не обрелось, не было найдено в той пещере, в том гроте, в котором она была положена.
Вот недавно пришлось слышать снова нашего такого известного, очень хорошего, на мой взгляд, экзегета — отца Олега Стеняева. Он всегда так, знаете, как-то ровно, конкретно, можно сказать, несколько монотонно, но очень содержательно толкует Священное Писание.
А. Митрофанова
— Это правда.
Протоиерей П. Карташев
— И если отец Олег чему-то улыбается, значит, на это надо обратить внимание. И он вдруг говорит: «Ну вот апостол Фома, которому суждено всюду и всегда опаздывать...» (Смеется.)
А. Митрофанова
— (Смеется.)
Протоиерей П. Карташев
— «...вот он и здесь такой промысел Божий, он играет эту роль». Правда, он оговаривается: согласно одним сведениям, одному преданию, это был другой апостол, но большинство толкователей-экзегетов склоняются к тому, что опоздавшим был снова апостол Фома, который пришел уже после того, как апостолы, собравшись с концов земли... Это вот волнующее мою душу... Каждый раз я замираю, потому что иногда бывает много исповедников, ну, как сегодня, как вообще, как часто, и иногда приходится в это время — не к сожалению, но таково течение церковной службы — принимать исповеди. И вот хор начинает петь «Апостоли совокупльшеся зде»...
А. Митрофанова
— Собравшеся...
Протоиерей П. Карташев
— «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, Гефсиманийстей веси погребите тело Мое, и Ты, Сыне и Боже Мой, приими дух Мой». Вот этот светилен...
А. Митрофанова
— Это от лица Пресвятой Богородицы как бы поется.
Протоиерей П. Карташев
— Вы знаете, тут как-то вот, как часто очень бывает, такая красота и прекрасная сложность церковного гимна, богослужение — оно сразу... оно многозначно, многозвучно. Сначала нам как будто рисуется объективное событие — Пресвятая Богородица, когда ей явился ангел, возвещая ее скорый исход, явился к ней с ветвью райской и сказал, чтобы эта ветвь была несена впереди ее одра, на котором ее понесут погребать. Она обратилась после этого еще одного благовестия (уже об исходе — не о Рождестве Сына, а о ее исходе)... она обратилась, согласно преданию, с тремя просьбами. Первая просьба была обращена непосредственно к ангелу: «Как имя твое? Ты кто?» И он отвечал ей на эту просьбу, что «имя мое чудно, как и...» Это отсылка с Священному Писанию Ветхого Завета — «что в имени тебе моем?». Вторая просьба — чтобы были собраны ее, как сказано в предании очень замечательно, «сыновья и братья», хотя они нее сыновья...
А. Митрофанова
— ...и не братья.
Протоиерей П. Карташев
— ...и не братья в буквальном смысле слова, но уже по тому месту, которое она занимала в раннехристианской общине, апостолы — ее сыновья и братья. И чтобы они были собраны... Она не рассуждала о том, как это возможно, но знала, что у Бога все возможно, потому что вся ее жизнь была удостоверением всемогущества Божьего.
А. Митрофанова
— А они в этот момент действительно в разных землях проповедуют Воскресение Христово, да!
Протоиерей П. Карташев
— Во все коны земли! «Апостоли от конец» (то есть, от концов земли), «совокупльшеся» (то есть, «собравшеся») «зде», и далее ее голос: «в Гефсиманийстей веси» (то есть, в Гефсиманском саду) «погребите тело моё... мое». «И Ты, Сыне и Боже Мой, — уже обращается она к своему Сыну и Богу, — приими дух Мой». Ангел ей отвечает, что да, это будет исполнено, что они соберутся. И они, проповедуя, подвизаясь на разных поприщах в разных странах... В отношении апостола-евангелиста Иоанна Богослова прямо сказано, что «он был гром». Грянул гром, потом опустилось облако и его восхитило и перенесло, и он оказался там, где пребывала в этот момент готовящаяся, внутренне уже собравшаяся Пресвятая Дева, оказался там. А потом, выйдя из этой кельи, из этой хижины, он увидел удивленных апостолов, которые не знали еще, что произошло, какое удивительное чудо. И они были собраны каждый из своей страны и перенесены — перенесены, как некогда пророк Даниил был перенесен...
А. Митрофанова
— Ну, как в «Книге деяний апостольских» — там же постоянно ангелы... Как, знаете, «на регулярной основе» ангел кого-нибудь — там, апостола Павла или кого-то еще — переносит. Из точки А в точку Б. (Смеется.)
Протоиерей П. Карташев
— И вот, выходя к ним, Иоанн Богослов им возвещает то, что должно произойти. Они друг друга приветствуют, они рады встрече, и они... И двойные чувства их обуревают — и скорбь от известия, которое они услышали, и радость от встречи, и предвкушаемая радость о том, что событие это будет не скорбным, а превосходящим разум, изумительным и чудесным, и радостным в основе своей. Радость будет прибывать и расти. А третья просьба Пресвятой Богородицы говорит об ее глубочайшем смирении даже после того, как ей возвещает посланец Небес о том, что должно совершиться — она говорит, чтобы она избежала мытарств, то есть, встречи со всеми теми духами зла, которые могут препятствовать ее восхождению к Богу, ее пути. То есть, она и страшится, и просит о том, чтобы она была избавлена от этого, и на эту просьбу тоже она получает удостоверение о том, что это состоится, то есть, она пройдет это все. Вот Пресвятая Богородица — это... Согласно преданию, первое благовестие ей было, когда ей было 14 лет. В 15 лет она от Духа Святого подарила человечеству, миру, созданному Богом, своего Сына, и потом прожила жизнь долгую уже после кончины сына, будучи на Голгофе, она с Иоанном Богословом предстояла Сыну и Богу своему на Кресте, и будучи порученной Иоанну Богослову... «Се — сын твой», — сказал Господь с Креста матери, то есть, усыновил Иоанна Богослова. А «се — мати твоя» сказал он ему. И от того часа, как сказано в Евангелии, «приял ее Иоанн Богослов во свояси», то есть, в свое бедное скромное жилище.
А. Митрофанова
— Чтобы заботиться о ней...
Протоиерей П. Карташев
— Чтобы заботиться о ней...
А. Митрофанова
— Чтобы нести за нее ответственность за вот... чтобы она была бы...
Протоиерей П. Карташев
— Да. И вот это второе «во свояси» совершается в торжестве, в празднике Успения. А здесь «во свояси» принимает душу Пресвятой Богородицы Господь Иисус Христос.
А. Митрофанова
— В момент Голгофы, когда в момент распятия Христа и когда Пресвятая Богородица с Иоанном Богословом стоят на Голгофе, ей, в общем... ей 48 лет, получается? Она, по нынешним меркам, еще совершенно молодая женщина. По тем временам это, конечно, иначе воспринимался возраст, но вот сейчас Пресвятая Богородица — ей всего ничего! И сколько всего произошло при ее жизни!
Протоиерей П. Карташев
— Предание говорит о том, что... Иная, одна версия — о том, что она 24 года после этого прожила и преставилась ко Господу в 72 года, а другое предание говорит, что в 60 лет. Но как бы то ни было, она — я даже склонен придерживаться второй... первой версии о том, что в 72 года, уже прожив полную и в то же время необыкновенно смиренную, тихую, таинственную, сокровенную жизнь... И это надо всегда подчеркивать. Об этом замечательно, хорошо и красиво (я не знаю, будет ли у нас возможность — наверное, будет) рассуждает, и говорит, и рассматривает эту жизнь наш великий проповедник XIX века святитель Филарет Московский. У него празднику Успения посвящено немало слов проповеди. Это объясняется тем, что у нас этот день и это событие являются, как говорил другой уже наш современник, недавно почивший протоиерей Дмитрий Смирнов, он говорит, «это, вообще-то, наш престольный праздник Московско-Владимирской земли», потому что главный собор Московского Кремля — Успения Пресвятой Богородицы. Андрей Боголюбский, перенеся столицу во Владимир, построил храм...
А. Митрофанова
— ...Успенский...
Протоиерей П. Карташев
— ...Успенский. У нас сердце русского православия, как многие говорят вслед за отцом Павлом Флоренским, — Троице-Сергиева лавра, величественный храм в центре Успения Пресвятой Богородицы, и сколько Успенских храмов и, соответственно, Успенских весей, то есть, сел, и сколько в городах праздников!
А. Митрофанова
— Протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы, проводит с нами этот «Светлый вечер», и мы говорим о празднике Успения Пресвятой Богородицы, который в нашем земном календаре завтра, а по церковному календарю он уже сегодня, с вечера начинается, церковный день. И завтра, конечно же, литургии во всех храмах будут, и это огромная радость — прожить еще раз Пасху вот этой всей вот полнотой смыслов и глубины, которая в этом празднике есть. Отец Павел, мы сейчас к вот этому чудесному событию Воскресения телесного Пресвятой Богородицы вернемся. Но вы по поводу апостола Фомы обронили несколько слов — апостол Фома, который «вечно опаздывает». Давайте напомним... Вот вы рассказали уже нам сейчас, что действительно чтобы проститься с Божьей Матерью, апостолы были позваны со всех концов земли и прибыли в Иерусалим. Апостола Фомы среди них не было, он опоздал...
Протоиерей П. Карташев
— Задержался.
А. Митрофанова
— ...задержался. (Смеется.) Любимый апостол Фома, задерживающийся, сомневающийся, задающий вопросы...
Протоиерей П. Карташев
— Ну просто он... Это тот, который... которого Господь избрал для откровения тех тайн, которые должны были со временем всё... Всё у Господа Бога на земле в жизни каждого человека, в жизни человечества, в истории глубоко неслучайно. Представьте себе... Ну, вообще даже, наверное, с этого надо было начать... Воображение здесь должно быть у нас как-то в узде, потому что говорить о Пресвятой Деве Марии — нужно такое благоговение и такая трепетная осторожность, потому что мы прикасаемся, как многие проповедники говорили, «как ты, нечистый, прикасаешься к чистой, как ты, нецеломудренный, к самому целомудрию, как ты, мятежный, к великой тишине?», и прочее, и прочее. И только одно нас оправдывает, когда мы дерзаем рассуждать, произносить какие-то слова, вспоминать события и строить свои предположения, только одно нас оправдывает — желание к ней приблизиться с глубочайшей сыновней почтительностью и приобщиться той благодати, которая нам обещана. Мы теперь понимаем, что если мы... мы говорим это, мы исповедуем, это одна из основ нашей веры, что мы спасаемся Церковью, через Церковь, в Церкви, но воплощением Церкви, началом Церкви в буквальном и глубоком, таинственном смысле слова является Пресвятая Богородица, потому что в ней Господь воплотился, из ее плоти и крови создал Себе человеческую плоть, и из нее... она и есть то сокровище, та сокровенная глубина, в которой совершаются тайны Божьи. А в Церкви — благодать. Поэтому если мы надеемся помощь Божию, силу, разум, свет, вечную жизнь получить, то есть, приобрести, стать причастниками ее, то Матерь Божия перед нами встает, с которой мы с этой просьбой обращаемся. Мы ее никак не минуем, мы всей душой своей, всем пониманием, сердцем прежде разума обращаемся единственными словами к жившему на Земле человеку: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» «Вот как человек может спасать человека?» — спрашивает один проповедник. Это возможно только особым, особым смотрением Божьим. Спасает Бог. Но если есть ли хотя бы один человек, который спасает, это Пресвятая Богородица, никто больше.
А. Митрофанова
— Маме Господь не откажет.
Протоиерей П. Карташев
— Нет, никогда! То есть, ее молитвы, ее просьбы Сын ее исполняет. А если уж она просит, значит, она вняла нашим просьбам и посчитала возможным. Вот, посчитала возможным.
А. Митрофанова
— Вы знаете, мне очень нравится, когда Пресвятая Богородица... все-таки дерзают люди размышлять... Такой ход мыслей, что она, по сути, совершенно исключительная, конечно. Она — самое лучшее, что человечество за всю свою историю смогло произвести на свет.
Протоиерей П. Карташев
— Угу. Конечно. Несомненно.
А. Митрофанова
— И вот как квинтэссенция всех... всех самых дивных Божьих даров, умноженных и разработанных человеком в течение жизни. Вот эти вот поколения людей, трудившиеся на этом пути в направлении Бога — и вот эти люди, они смогли, при том, что они не были совершенны, среди них много было разных... Там, если посмотреть родословную, из какого рода Пресвятая Богородица происходит, там много всякого разного. Но вот этого усилия навстречу Богу там было больше, и Господь это благословил, и люди таким образом, умножая в себе вот это стремление двигаться навстречу Богу и как-то выправлять свои вывихи, искривления эти внутренние, изменяться, разворачиваться к Богу, смогли на свет произвести Пресвятую Богородицу как, ну, дар, что ли такой, от человечества Богу, а Бог смог через этот дар в мир войти. То есть, «Господи, мы Тебя впускаем. Посмотри, что мы сделали. Вот Пресвятая Богородица, мы Тебя впускаем».
Протоиерей П. Карташев
— Да. А вы знаете, вы сейчас вот так очень просто и ясно излагаете фрагмент проповеди святителя Григория Паламы. По-русски — «Палама», наверное, от греческого «паламас», а в церковнославянском...
А. Митрофанова
— ...Палама.
Протоиерей П. Карташев
— ...Палама. Я склоняюсь к тому, чтобы произносить его «Григорий Палама». Он пишет... говорит (потом это было записано, его слово), что Пресвятая Богородица и является именно совокупностью всех совершенств. «Когда Бог, пожелав поставить образ всего прекрасного и Свое подобие открыто представить и ангелам, и людям, тогда ее до такой степени воистину всепрекрасной соделал, сочетая в ней в целокупности все черты, которыми всё Он украсил в отдельности, явив в ней мир, созданный из сочетаний видимых и невидимых прекрасностей. Лучше же сказать, — святитель Григорий говорит, — явив ее общим сочетанием и высшею красотою божественных, и ангельских, и человеческих — всех прекрасностей и добродетели, украшающей оба мира, от земли восходящей и даже до неба достигающей. И вот поэтому, — он говорит, — подобало же, следовательно, чтобы вместившая в себя все исполняющего и Сущего над всем и сама превзошла все и была выше всего своими добродетелями, то есть, честнейшая херувимов, славнейшая, без сравнения, серафимов, выше ангелов, архангелов величием своего достоинства и, следовательно, той, которая все те дарования, будучи разделенными всем от века прекрасным существам, были достаточны для каждого, чтобы они проявили себя как бы в полноте и в совершенстве, а она, обладая каждым совершенством в отдельности, а она все их собрала в себя, привела в их совокупности единое, все осуществила, и даже с избытком, скажу так, преуспела во всем. Подобало возобладать также ныне и этим как бы качествам, сущим над всеми иными. Именно — какими?» Вот тут подчеркивает, и даже в записанной проповеди святителя Григория Паламы эти слова выделены все прописными буквами, заглавными: «Стать бессмертной после смерти и единственной с телом пребывать на Небе вместе с Сыном и Богом и изливать оттуда на почитающих ее изобильнейшую благодать, тем самым даруя им способность восходить к ней сущей солнечным вместилищем всех просьб, и всех надежд, и всех упований».
А. Митрофанова
— Ого!
Протоиерей П. Карташев
— Ого. Вот. То есть, предупреждают читателей слов святителя Григория Паламы, что это... ну конечно, это такая, можно сказать, средневековая, позднесредневековая высокопарность. Поэтому нужно быть на этой волне, нужно вчитаться. Но если ты преодолеваешь эти красоты, которые могут как-то рассеять ум современного человека, спешащий все сразу ухватить и какие-то... и нуждающийся в словах обиходных таких, простых, цепляющих, но если ты сделаешь над собой такое усилие, чтобы вчитаться, а лучше вчувствоваться, встать, ну, можно сказать, на... достичь того же благоговейного настроения хотя бы отчасти, которое владело проповедником этим XIV века, вот тогда тебе откроется не просто какая-то красивость в сочетании слов, а именно тайны личности, тайны жизни этой Пресвятой Богородицы.
А. Митрофанова
— Тут важно помнить, что это написал человек, который своими собственными глазами и теми органами осязания, которые человеку доступны, видел, как мир пронизан Божественным светом.
Протоиерей П. Карташев
— Да!
А. Митрофанова
— То есть, у нас как пелена такая на глазах, как я это понимаю...
Протоиерей П. Карташев
— Ну конечно, да!
А. Митрофанова
— А у исихастов (он же исихаст, да?)...
Протоиерей П. Карташев
— Да, учитель, да...
А. Митрофанова
— ...в результате вот той молитвенной практики...
Протоиерей П. Карташев
— ...о нетварном свете, да.
А. Митрофанова
— ...да, которую они, ну, в общем-то, в течение жизни, наверное, применяли, да? Иисусова молитва, непрестанная молитва, да? Вот у него как будто бы этой пелены на глазах не было.
Протоиерей П. Карташев
— Да.
А. Митрофанова
— Это то, что старец Зосима в «Братьях Карамазовых» говорит, что «жизнь есть рай, и если бы только мы захотели, уже бы завтра все жили в раю». Просто мы этого не хотим, потому что нам жить...
Протоиерей П. Карташев
— Ну да. Знаете, океан благодати Божией и Света — он стучится в сердца, войти не может — не открывают.
А. Митрофанова
— Не открывают.
Протоиерей П. Карташев
— Не открывают.
А. Митрофанова
— А вот исихасты и святитель Григорий Палама — как раз те люди, которые видели, как мир на самом деле пронизан Божественным светом. Поэтому то, что он пишет о Пресвятой Богородице, это, ну, личное свидетельство, извините!
Протоиерей П. Карташев
— И это перевод. Но у нас есть человек в нашей истории и в нашей культуре, который проникнут теми же высокими, возвышенными мыслями, и речь которого является образцом речи одновременно и прекрасной, и благоговейной, и очень глубокой по мысли. Это...
А. Митрофанова
— ...святитель Филарет?
Протоиерей П. Карташев
— ...святитель Филарет. Это наш святитель, который посвящал много слов Пресвятой Богородице, и он, в частности, говорит о том, что праздник Божьей Матери — он радостен, торжествен, он не о смерти... Смерть-то, он говорит, нам является обыкновенно — нам, людям — страшною или печальною, но этот день радостный и торжественный, и поэтому он каждый раз предупреждает: «Я в праздник Успения Пресвятой Богородицы буду говорить не о печальном, не о том, что страшит. Я даже, — говорит, — слышал много возражений о том, что «ну сейчас праздник, ну зачем же касаться вот этих таких тяжелых тем?». Он говорит: «Вот как раз в этот праздник удобнее, лучше всего этих тем коснуться, потому что сейчас можно раскрыть истинно христианское понимание того, что есть то, что мы называем страшным словом «смерть».
А. Митрофанова
— А вот, между прочим, ведь праздник называется «Успение».
Протоиерей П. Карташев
— Вот! И вот святитель Филарет — он говорит, что «для нас этот день радостный, торжественный, не разрушительный, но он руководит нас к вечной жизни, когда она (эта вечная жизнь) дышит на нас не тяжким воздухом тления, но благоуханием нетления; когда в этот день непосредственно за темною дверию гроба отверзает светлую дверь неба; когда, как вы слышите в церковной песне, „живот предобручает смерть“; когда она, чтобы не тревожить нас даже звуком своего имени, преобразилась и переименовалась в „Успение“, то есть, „успокоение, мирному сну подобное“ и в „преставление“ — то есть, как бы легкое такое перестановление от места на место — от места в мире видимом в состояние мира невидимого». И что значит, что смерть сделалась предметом праздника? Торжественно возвещаем в Церкви смерть Господню как спасительную и живоносную для всех нас, торжественно вспоминаем и смерть Матери Божией как в высокой степени для нас научительную и утешительную, показав нам Гроб Христов с отваленным камнем, с одними погребальными только пеленами, с ударем(?), отдельно лежащим — все, что осталось от пребывания Христа во Гробе, потому что «Он восстал от мертвых, начаток умерших бысть». «Святая Церковь как бы позаботилась, — пишет и говорит сначала, а потом это записано и издано было еще при жизни, это проповедь святителя Филарета, — позаботилась, чтобы наша вера и надежда не утомились долгим ожиданием последующего за этим начатком Воскресения умерших». Обещано же! Ну, и где?
А. Митрофанова
— (Смеется.) А вот!
Протоиерей П. Карташев
— «И потому она приводит нас к другому гробу. Так же в третий день после погребения — отверстому и уже праздному от тела (то есть, свободному от тела, в нем погребенного), и, как бы указывая, говорит нам: «Вот и действительно скорый, очевидный в лице Матери Господней опыт Воскресения, которого Христос был начаток, благодатию Сына своего и Бога она так совершенно созрела, созрела на земле для Неба, что и тело ее не могла удержать земля до времени общего Воскресения».
А. Митрофанова
— Отец Павел, давайте мы сейчас здесь перерыв небольшой сделаем, на пару минут буквально уйдем на паузу и продолжим разговор о празднике Успения Пресвятой Богородицы. Стилистические особенности и святителя Филарета, и святителя Григория Паламы — они понятны. Я понимаю, что современному читателю бывает сложно...
Протоиерей П. Карташев
— А тем более, слушать.
А. Митрофанова
— ...вглядываться в эти тексты, да. Но сколько же там любви к Пресвятой Богородице!
Давайте мы сейчас многоточие поставим. Протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы, проводит с нами этот «Светлый вечер». Оставайтесь с нами, мы скоро вернемся.
«Светлый вечер» на Радио ВЕРА продолжается. Дорогие друзья, протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы, проводит с нами этот час. Я Алла Митрофанова. И поскольку праздник Успения Пресвятой Богородицы по церковному календарю... вот он с вечера уже начался, мы уже с отцом Павлом о нем рассуждаем и вглядываемся в его удивительные смыслы. И знаете, отец Павел, у меня перед глазами образ Успения Пресвятой Богородицы, когда Господь стоит над гробом, над телом Пресвятой Богородицы и на руках держит ее душу...
Протоиерей П. Карташев
— ...спеленатую душу.
А. Митрофанова
— ...спеленатую, да. То есть, как младенца, принимающий свою маму, держащий ее на руках. И мы знаем, что он ее и в теле возьмет точно так же к Себе в Свое Царство спустя, там, всего...
Протоиерей П. Карташев
— «Ну все должно исполниться, как надлежит нам исполнить всякую правду», — сказал Христос Иоанну Крестителю. Все должно исполниться. И путь всей земли прошла Пресвятая Богородица, то есть, телом почила и на одре возлежала. Возлежала уснувшей. Вот я вспоминаю каждый раз — отец Дмитрий Смирнов приснопамятный наш, замечательный проповедник, он говорит: никто как священник так часто не бывает на отпевании людей, и поэтому у каждого священника есть какой-то свой определенный опыт. В этот день мы знаем и друг другу говорим, что на иных отпеваниях бывает очень хорошо, как-то, знаете, мирно, спокойно, даже радостно. Вот он конкретно, отец Дмитрий, говорит: каждый священник, прослуживший десять лет (а он прослужил мно-ого лет!), всегда приобретает некий опыт того, что когда некоторых людей отпеваешь, возникает радость. А когда мы вспоминаем переход в Вечность Матери Божией, у нас не просто радость, а двунадесятый праздник!
А. Митрофанова
— (Смеется.)
Протоиерей П. Карташев
— Потому что она нас не оставила, и нам вообще не чем скорбеть. Не о чем скорбеть! Но наоборот! И когда кто-то из наших близких умирает, нам совершенно незачем надевать, пишет он (и правильно пишет!), черные брюки и голову каким-то гипюром затягивать. Это к нам пришло из расхристанного мира. Мы, христиане православные, всегда отпеваем в белом. Ну действительно, мы одеваем белый лист(?). Потому что когда мы отпеваем человека, мы не скорбим, для нас это — свет и радость.
А. Митрофанова
— Отец Павел, в теории — да, понимаю. На практике плачу вместе...
Протоиерей П. Карташев
— А мы должны стремиться...
А. Митрофанова
— Понимаете, каждый раз там, на отпевании...
Протоиерей П. Карташев
— ...к пониманию того, как должно быть.
А. Митрофанова
— Понимаю. Но все равно, человеческая скорбь — никуда не деться. Вот у нас скончался в минувшем году близкий человек, и... Понимаете, я прибегаю в храм, меня отцы, там, утешают, тут же послужили панихиду — сразу, мгновенно просто. Всё — мне по телефону позвонили, я прибежала в храм вот с таким известием, там были священники — тут же встали на панихиду, всё... Меня бьёт просто... меня бьёт рыдание. Потому что все понимаю — о Воскресении Христовом, об Успении Пресвятой Богородицы, но вот эту человеческую боль... И я рыдаю... И я... Причем, они меня утешают, они по головке гладят. Я им говорю: «Вы меня простите, что я плачу». Я говорю: «Я знаю прекрасно, что смерти нет. Но как же это больно!» Они говорят: «Плачь, плачь. Плачь, ты вообще даже не думай тут, рыдай. Вот тебе платок носовой, вот тебе салфетки, вот тебе всё — рыдай и ни на кого внимания не обращай. Выплачь это». Потому что противится человеческое существо смерти. Не были бы смертными сотворены... Для души это тяжелое испытание. Это вот просто... Я все понимаю про праздник радости — Успение Пресвятой Богородицы, но вот это поправка, которую мне все-таки хочется сделать. Понимаю прекрасно, о чем говорит отец Дмитрий Смирнов, о чем говорите вы, как должно быть. Но наша человеческая природа сталкивается с болью.
Протоиерей П. Карташев
— Да, но наша человеческая... У нас и задание такое все-таки — свою человеческую природу подготовить к... Вы знаете, я заметил какую особенность? Ну почти все (а наверное, вообще все) проповеди, посвященные, в частности, Успению Пресвятой Богородицы, они тему самого праздника имеют не постоянно. То есть, это фрагменты — или в начале, или в конце, или в середине. Проповедник или тот, кто беседует об этом, он к этой теме возвращается, но он все время держит этот светильник перед собой как то, чем мы должны освещать и нашу грядущий исход. Мы взираем на кончину и подражаем вере их. А уж взирая на кончину Пресвятой Богородицы, мы должны говорить о том, что в иных случаях (а наверное, и во всех) мы природу свою должны... Это наше задание человека, жизненное. Нужно, чтобы и разум, и сердце, освященное верой... А что это значит? Ну, а когда мы видим вообще, чем дело кончается и что впереди, и о чем же нам скорбить? Тогда, при всем при том, мы же должны прозирать, прозревать, то есть, видеть о том, что ну нету ее, нету, этой смерти. Об этом все говорят. А где она? А её... Это вот медленное к ней приближение, ужас о том, что будет, от неизвестности. А когда есть известность, а когда есть понимание и предчувствие того, что, вообще-то, мне-то, по-моему, лучше разрешиться и со Христом быть, «но оставаться здесь лучше для вас», говорит апостол Павел, когда так себя человек воспитывает, когда он постоянно это имеет в виду... «Помни последнее твое время, и не согрешишь», то есть, помни свой исход. Поэтому, конечно, мы должны, в общем-то, над собой трудиться, и давая волю слезам и скорби, мы должны понимать, что мы в этой ситуации не одни — есть та душа, которая нас слышит и которая нам внимает. И поэтому, как часто очень говорят, там... Недавно совершенно приходит женщина, по ее просьбе я отслужил панихиду, и мы с ней разговорились, и она говорит: «Да вы знаете, меня сын воспитывает». Я говорю: «А сколько сыну лет?» — «Девять лет. Он говорит: «Мама, не мучь папу».
А. Митрофанова
— (Смеется.)
Протоиерей П. Карташев
— «Ну не надо! Зачем ты?» Вот он это понимает, он это чувствует как ребенок, что вот давай будем перед папой улыбающимися, благодарящими за то, что он с нами был. Я говорю: «Сколько ему, еще раз, лет?» — «Девять лет». Я говорю: «Какой просвещенный мальчик!»
А. Митрофанова
— Подождите, а она заказала панихиду по своему почившему мужу?
Протоиерей П. Карташев
— По своему мужу, который год назад умер, и она все время на кладбище, и она плачет, и она рыдает, и она...
А. Митрофанова
— А сынок ей говорит...
Протоиерей П. Карташев
— А сынок ее говорит: «Мама, не надо мучить папу. Оставь его в покое». Вот. То есть, папа перешел в другую жизнь, и мальчик по-своему это исповедует, он это чувствует. И маму уговаривает: «Мам, ну, слава Богу, у нас хороший папа»... У нее тоже наворачиваются, значит, слезы на глазах — я так чувствую, она передает его интонацию... Ну зачем нам об этом так излишне скорбеть? Потому что когда мы предаемся очень большой скорби, то получается, что мы где-то забываем о том, кто сейчас отошел, и где он, и в каком состоянии, и лучше бы эту нашу энергию направить, может быть, на просьбу к Богу: «Господи, прими, прости, утешь его и всех нас». И всех нас.
А. Митрофанова
— Вот мне в этом смысле, конечно, образ, иконописный образ Успения, когда Господь на руках... берет на ручки Маму, стоит и держит душу Пресвятой Богородицы, дает вот эту колоссальную надежду. Потому что уж если как-то визуализировать, каким... к чему мы призваны, каким, по идее, должен быть наш переход в Вечность, — вот таким. Что к Богу на ручки.
Протоиерей П. Карташев
— Да.
А. Митрофанова
— Мы, в общем, и жить призваны так — чтобы на ручках у Бога... (Смеется.)
Протоиерей П. Карташев
— (Смеется.) Да. Потом, сам праздник Успения — это же вот... Успение — это (мы только что говорили об этом) упокоение сном, это «заснуть». Заснуть.
А. Митрофанова
— Ах, как нам хочется, как всем нам хочется не умереть, а именно уснуть — помните, у Высоцкого, да?
Протоиерей П. Карташев
— У Высоцкого есть... Да. Но, с другой стороны... И это правильно, и этимологические словари нам говорят, что «спать», от слова «спать» — «спать», «успеть». Есть еще другой вариант, его можно назвать и народной этимологией, но настолько устоявшийся и для меня какой-то утешительный и радостный, а Успение — мне слышится, и я вот хочу это слышать — «успех». Это «спех», это зрелость.
А. Митрофанова
— Протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы проводит с нами этот «Светлый вечер». «Успех»?
Протоиерей П. Карташев
— Успех. То есть, человек достиг трудом, надеждой, верой, любовью своей, смирением своим той высоты, когда про жизнь можно сказать, что она состоялась, что она увенчана успехом. Ведь это и объясняет...
А. Митрофанова
— Подождите... Вот я сейчас понимаю, да? Ну слово «успех» в современном языке воспринимается как «карьерная лестница» и прочее, прочее...
Протоиерей П. Карташев
— «Поспел», «созрел»...
А. Митрофанова
— Вы говорите, да, о вот именно зрелости...
Протоиерей П. Карташев
— Нет, немножко... О зрелости как о полноте приобретения.
А. Митрофанова
— И, как получается, о плодах Святого Духа, которые созрели, выросли.
Протоиерей П. Карташев
— И о плодах Святого Духа. Да, то есть, которые...
А. Митрофанова
— Которые человек смог взрастить в своей жизни.
Протоиерей П. Карташев
— Которые... Которые, ну, условно говоря, «переквасили». Вот Царство Небесное сравнивают с закваской, да? Они переквасили человека. То есть, человек потрудился. Человек надеялся, молился, старался любить. Это тайна — как человек любит Бога, как Бог открывается сердцу человека. И вот такой потрудившийся человек достиг полноты этих даров. Это зрелость, это успех. Это конец... Это жатва, это август. Это завершение церковного года. Это венец. Это видимая, представшая человеческому взору цель жизни. Поэтому-то и Успенские храмы. То есть, человек (русский, в частности, человек) в древности посвящает храмы чему? Цели своей жизни. «Мне тоже надо успеть прожить свою жизнь, не быть восхищенным прежде времени, не завершить недозревшим, недоуспевшим». Поэтому вот этот успех... И чтобы у нас в конце концов даже какие-то, может быть, наши устоявшиеся, стандартные, стереотипные представления о жизни... Я опять, с вашего позволения, на секундочку вернусь к святителю Филарету. Его другое слово, которое он произнес в 1848, кажется, году, — он говорит: «У гроба Пресвятой Девы Марии Церковь поставляет нас ныне в благочестивом созерцании». Ну, слово «созерцание» всем понятно — то есть, мы видим, мы сердцем, душою внимаем, рассматриваем. Ибо что такое церковный праздник? Кстати говоря, любопытно узнать из уст святителя Филарета, а что такое церковный праздник. «Что он такое, если не благочестивое созерцание...»
А. Митрофанова
— О как!
Протоиерей П. Карташев
— Да! «...в котором дух отдыхает от трудов плоти и собирает силы для работных дней жизни». И что мы видим, когда мы стоим у гроба Пресвятой Богородицы? Необыкновенное, говорит, зрелище мы видим, совершенно из ряда вот выходящее. Обыкновенно до гроба, как мы привыкли, свет и ясность. Далее гроба — о-о, что там далее? Мрак, неизвестность, что там будет, что нас ожидает. А здесь все наоборот, совсем напротив. До гроба — такое высокое достоинство и добродетель — в какой глубокой тайне и безвестности! Далее гроба — какой свет и какая слава, обнимающая весь мир, простирающаяся на всех живущих, которые об этом слышали, знают и на это надеются! Какое торжественное воздаяние достоинству и добродетели, то есть, тому самому труду, который душа человеческая обращает к Богу! Вот святитель Филарет и говорит... А святитель Димитрий Ростовский по фамилии Туптало, автор наших «Четьих Миней», любимое чтение русского народа... И еще до него... А он систематизировал, собрал все то, что еще было собрано святителем Макарием в XVI веке. Можно сказать, новая редакция, такая дополненная, расширенная и глубокая. Он посвящает Пресвятой Богородице свое слово на день ее Успения, и он говорит о том, что Пресвятая Богородица стала самой близкой всей Святой Троице: Богу-Отцу — любовью, которая таинственна, но которая явна во всей ее жизни, Богу-Сыну — смирением («се — раба Господня, да будет мне по глаголу Твоему»), а Богу — Духу Святому — чистотой. Потому что... И святитель Григорий — он говорит: и это касается не только... это призыв не только к целомудрию, это призыв ко всему роду человеческому. «Чистота должна быть уделом, свойством и монашествующих, — он пишет это в самом начале XVIII века, — и вдовствующих, и супругов, ложе нескверно, брак честен». Чистота должна проникать во всю человеческую жизнь, и это залог того, что Дух Святой будет в общении с этой душой. «Но, — говорит святитель Димитрий Ростовский, — она, таким образом, взойдя ко всей Святой Троице...» В Пречисте Деве любовь не могла разделяться на части — тот, кого она была во Едином Боге... тот, кого она любила, был ей и Отцом, и единочадным Сыном, и нетленным Женихом. И поэтому мы говорим, что всеми тремя ступенями она взошла к единому в Троице Богу«. А почему ступенями? А потому что святитель Димитрий вспоминает один из образов из службы Пресвятой Богородице — о том, что ее гроб (это я по-своему, это я не цитирую) есть лествица, то есть, лестница к Небу, а у лестницы два конца. А у лестницы два конца: один — земной (она уперта в землю), а другой — небесный. И вот тремя... Говорит, бесчисленные ступени ведут, но, — говорит, — я остановлюсь только на этих трех ступенях. И он их называет: это любовь, смирение и чистота. И всеми тремя ступенями вместе она взошла к Единому в Троице Богу. Чем она угодила Богу — Духу Святому, тем угодила Богу-Сыну и Богу-Отцу. Чем угодила Богу-Сыну, тем угодила Богу-Отцу и Богу — Духу Святому, а чем угодила Богу-Отцу, тем угодила Богу-Сыну и Богу-Духу Святому. То есть, ее чистота, ее скромность необыкновенная, смирение... Проповедники в веках удивляются: она всегда упоминается последней. Говорят: «Блаженно чрево, носившее Тебя и сосцы, которые Тебя питали». А почему? Даже не называют...
А. Митрофанова
— Ну, кстати, и в Евангелии ведь о ней не очень много...
Протоиерей П. Карташев
— А Господь говорит: «Тем же оба блаженны, слышащие Слово Божие и хранящие его». Он опять ее не называет, но — а кто же так услышал Слово Божие и кто его так сохранил?
А. Митрофанова
— Это вы сейчас процитировали как раз Евангелие, которое на литургии в праздник Успения будет читаться завтра...
Протоиерей П. Карташев
— ...которое на литургии в праздник Успения будет читаться.
А. Митрофанова
— ...и который читается во все богородичные праздники.
Протоиерей П. Карташев
— Который читается во все богородичные праздники...
А. Митрофанова
— Кроме Благовещения, пожалуй.
Протоиерей П. Карташев
— Да.
А. Митрофанова
— Потому что особо о Богородице-то из Евангелия и прочитать нечего! Как мало там сказано о ней, понимаете? Вот!
Протоиерей П. Карташев
— Вы знаете, как мало — и так характерно! Когда в «Книге деяний святых апостолов» сказано, что апостолы были собраны вместе, некие «жены», а потом «матерь Его». То есть, она всегда в конце!
А. Митрофанова
— Да.
Протоиерей П. Карташев
— То есть, она всегда в конце. «Последние будут первыми». А здесь она... Она, всегда последняя, стала самой первой. Самой первой. Это ее удивительное, удивительное смирение. Урок всему человечеству всегда. То есть, а как же мы? Ну надо же «да просветится свет ваш при человеке, яко да видит добрые дела ваши и прославит Отца вашего!» А на это тот же святитель Филарет говорит: «Был бы Свет!» «Была бы вода — дырочку найдет». Был бы Свет!
А. Митрофанова
— Был бы Свет...
Протоиерей П. Карташев
— Он пронзит, он найдет свою щель, он брызнет лучом. Надо сначала Свет приобрести, увещевает он нас. Вот Пресвятая Богородица — это наше восхищение, это лицо, перед которым мы благоговеем, и это постоянный, вечный урок. И чем дальше в историю, тем более внятный и яркий: «Смирись, человек, перед Богом, покайся перед Ним, приобрети Его любовь... Ну, помолись Ему о том, чтобы тебе Его полюбить». Это очень важно.
А. Митрофанова
— О да. Попроси, чтобы Господь тебе помог!
Протоиерей П. Карташев
— «И если эта искра Его любви (нрзб.) попадет в твое сердце, ты знаешь, сколько проблем твоих будет решено? Ты даже представить себе не можешь. Вся жизнь преобразится».
А. Митрофанова
— Отец Павел, все хорошо и замечательно, и все, ну, высоко...
Протоиерей П. Карташев
— А как... А как иначе?
А. Митрофанова
— ...и красиво, что связано с Пресвятой Богородицей. А вот смотрите — простая земная наша реальность... Мы же призваны, вглядываясь в смыслы праздника Успения Пресвятой Богородицы, и о своей смерти тоже задумываться и стремиться к тому, чтобы и наша смерть стала вот этим моментом перехода, да?..
Протоиерей П. Карташев
— Конечно.
А. Митрофанова
— ...переставления из временной жизни в жизнь вечную, а в идеале еще и вот этого самого успеха, зрелости, о которой вы говорите, — что вот мы в состоянии готовности переходим к Небесному Отцу. Как говорят, Господь забирает нередко человека вот в двух состояниях — либо чтобы чего-нибудь похуже не натворил, либо когда он вот максимально готов.
Протоиерей П. Карташев
— И при этом это все равно тайна.
А. Митрофанова
— И это все равно тайна, да, поэтому я и так оговариваю, что это так говорят, но как оно на самом деле, мы не знаем. И все равно, понимаете, вот можно все это держать в голове и любое иконописное изображение вот в нашей церковной традиции разместить у себя в мозгу и апеллировать к этому постоянно со словами «memento mori» («помни о смерти»), да?
Протоиерей П. Карташев
— Да.
А. Митрофанова
— Но... Вот смотрите, отец Павел... Ну, у меня еще и работа соответствующая, да? — вот, там, Радио ВЕРА, журнал «Фома», там, лекции, все на свете, я постоянно в этих темах вращаюсь. Под Лазареву Субботу я падаю, разбиваю себе в хлам локоть, и меня везут на операцию — по «скорой», значит, на операцию, и все. И что, вы думаете, чувствую я, человек, который... у которого профессия связана с тем, чтобы про эти смыслы постоянно говорить? Я чувствую страх. Я понимаю, что это свойство мое личное, что просто чтобы это...
Протоиерей П. Карташев
— Природа...
А. Митрофанова
— ...Господь мне показал, что «ты вот»... «Чтоб ты не обольщалась — ты, на самом деле-то — вот он, твой страх, абсолютно вот животный страх смерти». Я молюсь святому праведному Лазарю, чтобы он меня провел, потому что мне никогда в жизни не делали операции, я впервые в этой реанимации, меня везут на каталке, надо мной вот этот во-вторых потолок, как его в кино показывают, вот этими квадратиками с лампами, — мелькает, мелькает, мелькает... И мне животно страшно, понимаете? Вот это приближение, вот это вот дыхание... Ну, в общем, это рука, это не что-то там, да, такое? Это всего лишь рука. Я знаю, что я в надежной больнице — ну, самая обычная, просто с прекрасными совестливыми врачами, которые, там, в десять вечера, понимаете, меня, там, двадцать пятую везут на операцию, и они вот с утра на ногах, и они постоянно вот и все делают для того, чтобы помочь человеку. Вот. Я понимаю, что я в надежных руках, что обо мне позаботятся, все хорошо, но этот страх все равно есть. С этим что делать, отец Павел?
Протоиерей П. Карташев
— Со страхами?
А. Митрофанова
— Да! Вот я понимаю, к чему мы призваны — вот к такой радости, радости Успения, от встречи с Богом... А реальность в моей жизни, например, такова, что «ах...»...
Протоиерей П. Карташев
— Так, ну, мы все страшимся и пугаемся, это наша природа. Но мы — мы сегодня уже об этом говорили, что ну слава Богу, что у нас есть еще и вера, и что мы еще надеемся на Бога и нам есть куда со своим страхом деться, куда с ним прийти, кому его показать и сказать: «Господи, я боюсь. Вот мой страх...»
А. Митрофанова
— «Возьми меня на ручки...»
Протоиерей П. Карташев
— «Возьми меня на ручки». Вот. «Вот я такая, вот я сейчас лежу перед Тобой в ожидании того, что Ты меня укрепишь, утешишь». Вообще, образ... вот образ такого... Иконы Успения Пресвятой Богородицы — они сами по себе настолько духоносны, они столько нам сообщают, они столько нам рассказывают! Говорят, что иконы начали — ну, в истории, для тех, кто не умеет читать. Для нас, умеющих читать, они рассказывают не меньше.
А. Митрофанова
— Это правда.
Протоиерей П. Карташев
— И для знающих Священное Писание. Вот лежит Пресвятая Богородица, и мы смотрим — лежит ее тело, а от него веет жизнью. Потому что лежит жизнь. Жизнь твоя висит на Кресте, жизнь твоя лежит перед тобою, жизнь всякая — лежащая или скорбящая, или испуганная жизнь, она все равно перед Воскресением, перед победой. Надо об этом помнить. И себе постоянно напоминать. И это будет нашей подготовкой к испытаниям — как больничным, так и последним.
А. Митрофанова
— Спасибо вам огромное за этот разговор, отец Павел! И с праздником Успения Пресвятой Богородицы!
Протоиерей П. Карташев
— И с Праздником!
А. Митрофанова
— Литургии в разных храмах начинаются по-разному, можно зайти на сайт ближайшего храма, посмотреть там расписание, или, может быть, кто-то уже точно знает, во сколько что... И, конечно, это такой день...
Протоиерей П. Карташев
— И литургия в день Пресвятой Богородицы — и в Кремле, и в Троице-Сергиевой лавре, и во всех...
А. Митрофанова
— Везде!
Протоиерей П. Карташев
— Во всех, всех, всех храмах, а особенно в Успенских соборах — торжественные литургии, архиерейские богослужения. Слава Богу!
А. Митрофанова
— Да даже и в сельских храмах...
Протоиерей П. Карташев
— И в сельских храмах...
А. Митрофанова
— ...где служит один отец-настоятель...
Протоиерей П. Карташев
— Да, да, да!
А. Митрофанова
— ...и за дьякона, и за всех...
Протоиерей П. Карташев
— Видишь синий куполок со звездами — и думаешь: наверное, Успенский храм!
А. Митрофанова
— Да, это точно. Протоиерей Павел Карташев, настоятель Преображенского храма села Большие Вяземы, был в нашей студии. Спасибо вам, отец Павел, за вдохновение и за радость проживания этого праздника Успения Пресвятой Богородицы!
Протоиерей П. Карташев
— Спасибо!
А. Митрофанова
— Я — Алла Митрофанова. Прощаемся с вами, до свидания!
Все выпуски программы Светлый вечер
- «Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
- «Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
- «С.С. Аверинцев». Егор Агафонов
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Наследие протоиерея Иосифа Фуделя». Надежда Винюкова
У нас в студии была кандидат исторических наук, старший преподаватель Московского государственного технического университета имени Н.Э. Баумана Надежда Винюкова.
Разговор пойдет о жизни и служении известного священника начала ХХ века протоиерея Иосифа Фуделя, о его духовном наследии и вкладе в развитие русской религиозной мысли. О его пути к священническому служению, к которому он стремился, чтобы нести людям свет христианской веры, о его служении в тюремном храме и заботе о заключенных, а также о том, почему он считал, что лишь на почве Православия может произойти соединение интеллигенции и народа.
Кроме того речь шла о книге нашей гостьи «Апология чистого христианства: Жизнь и служение протоиерея Иосифа Фуделя».
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Рождественская сказка». Священник Федор Лукьянов, Светлана Феодулова
Гостями программы «Светлый вечер» были настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, председатель Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства священник Федор Лукьянов и оперная певица, многодетная мама Светлана Феодулова.
Мы говорили об отношении детей к сказкам, о значении и роли положительных и отрицательных сказочных героев, как это помогает воспитывать понимание добра и зла, о влиянии музыки на развитие ребенка, а также о новом праздничном концерте Светланы Феодуловой для всей семьи, Рождественской сказке «Секрет Новогодних игрушек».
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
«Помощь бездомным». Оксана Шалыгина, Илья Кусков
У нас в гостях были заместитель директора департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Оксана Шалыгина и директор социально-реабилитационного центра для бездомных людей «Теплый прием», председатель фонда «Помощник и Покровитель» Илья Кусков. Разговор шел о том, каким образом можно помогать бездомным.
Наши гости рассказали, почему, помимо первой помощи, важно организовывать для людей без крова над головой рабочие места — как, например, Илья организовал кожевенную мастерскую, где подопечные могут не только сами учиться кожевенному делу и зарабатывать этим себе на жизнь, но и передавать знания другим.
Ведущий программы: пресс-секретарь Синодального отдела по благотворительности Василий Рулинский.
Все выпуски программы Делатели











