
2 Кор., 182 зач., VI, 11-16

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Когда мы читаем книги Нового Завета, нам не стоит забывать, что первоначально они не имели привычную нам форму, в их тексте не было разделения на главы и абзацы, разделения на строки тоже не было; листы, на которых написан текст, не имели нумерации, и не были сшиты между собой, а некоторые из листов существенным образом пострадали во время путешествий. Поэтому не стоит ожидать от книг Нового Завета привычной нам гладкости повествования, ведь может оказаться, что какие-то листы были перепутаны, а некоторые и вовсе изначально были частью совсем другой книги. Учёные предполагают, что именно так произошло с 6-й главой Второго послания апостола Павла к Коринфянам, отрывок из которой звучит сегодня во время литургии в православных храмах.
Глава 6.
11 Уста наши отверсты к вам, Коринфяне, сердце наше расширено.
12 Вам не тесно в нас; но в сердцах ваших тесно.
13 В равное возмездие,- говорю, как детям,- распространитесь и вы.
14 Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою?
15 Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным?
16 Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы храм Бога живаго, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом.
Нам достаточно быть внимательными людьми, чтобы понять: только что прозвучавший отрывок апостольского послания к Коринфянам какой-то странный. Сначала апостол Павел написал о своём отношении к общине Коринфа, сказал, что его сердце открыто для них, и что он надеется на взаимность, а сразу после этого внезапно начинается разговор про попытки совмещения праведности и греха, что, конечно же, невозможно, а потому человек должен избрать что-то одно, и вполне очевидно, каким должен быть выбор христиан. Странность прозвучавшего отрывка современные учёные объясняют довольно простым образом: мы имеем дело со вставкой, которая первоначально относилась к какому-то иному посланию апостола Павла, возможно, к тому, которое не сохранилось, и было отправлено в Коринф прежде известного нам Первого послания к Коринфянам.
Конечно, особенности услышанного нами отрывка не делают его менее важным; его происхождение любопытно, и не более того, а потому нам стоит обратить внимание на суть прозвучавших слов. С одной стороны, они довольно просты: апостол Павел любил своих духовных чад, он многое делал для них, и вполне естественно, что он ожидал от них взаимности. Впрочем, здесь важно заметить, что взаимная любовь христиан — вовсе не равна взаимной любви во внехристианских сообществах или же взаимной любви в обыденном смысле этого понятия; любовь христиан друг ко другу берет своё основание во Христе, и не зависит от каких бы то ни было личных качеств людей. Своими словами апостол Павел призывал не только к доброжелательному отношению к самому себе, то есть к Павлу; апостол призывал к исполнению Христовой заповеди, ведь никто не сможет обрести спасение, если пренебрежёт словами Христа.
Дальнейшие слова прозвучавшего сегодня отрывка тоже просты и в достаточной мере очевидны: попросту глупо думать, что есть какая-то возможность служить и Богу, и Его противнику. Как мы помним, сама евангельская история показывает, что ни у кого не получилось успешно пройти по этому пути.
Бог требует от нас сделать выбор. Собственно, так было с момента сотворения человека: Адаму было предложено выбрать — либо он слушает Бога, либо он избирает другой путь. Адам попытался и вкусить запретный плод, и остаться в раю, но у него, как мы помним, это не получилось, ведь сам рай — это ничто иное, как общение с Богом, не подразумевающее и намёка на возможность измены Ему.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
27 августа. О Беседной Иконе Божией Матери

Сегодня 27 августа. Церковь чтит Беседную Икону Божией Матери.
О её истории — священник Родион Петриков.
Сегодня мы обращаемся к удивительному образу — Беседной иконе Божьей Матери. Эта икона носит такое тёплое и очень домашнее название «Беседная» неслучайно. Она напоминает нам о том, как в 1383 году под Новгородом простому скромному пономарю по имени Георгий явилась Сама Царица Небесная. Она сидела на сосновом бревне, а рядом с Ней был светлый старец, святитель Николай Чудотворец. Они не явились в ослепительном величии, а словно ждали его, чтобы побеседовать по-дружески.
Этот случай — прекрасный пример того, как Божья Матерь близка каждому человеку в независимости от его звания и заслуг. Она готова говорить с нами, с простыми людьми, в самой обычной жизни, готова поддержать, утешить и указать верный путь.
Образ Беседной Богородицы — это призыв к нам с вами остановиться в ежедневной суете, отложить все дела и найти время для тихой и сердечной беседы с нашей небесной Ходатаицей в молитве.
Пусть же этот день напомнит нам о простоте и доверии, с которыми мы можем обращаться к Пресвятой Богородице, — Она всегда слышит тех, кто приходит к Ней с открытым сердцем и верой.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 августа. О пророчествах пророка Михея

Сегодня 27 августа. День памяти Пророка Михея, жившего в восьмом веке до Р. Х.
О его пророчествах — священник Захарий Савельев.
Пророк Михей обличал не только царя Ахава, но также и весь народ, который уклонился в идолопоклонство. И именно ему принадлежат слова: «Сей распахан будет, как поле, Иерусалим сделается грудой развалин». Эти слова одновременно являются обличением, безусловно, всего народа израильского, но в то же время в пророчествах Михея звучит тема возрождения, пришествия в мир Мессии-Спасителя.
Самое удивительное, что пророки, безусловно, говоря о пришествии в мир Господа, говорили не абстрактно, говорили не о просто каких-то событиях. Говорили о Мессии не как о человеке, который политическими способами вершит справедливость в этом мире, а говорили именно о Мессии как о Боге, который придёт и только ведомым ему образом спасёт род человеческий и народ израильский.
Кто-то из пророков был более точен в своих описаниях, как царь Давид или пророк Исаия, а кто-то, допустим, как пророк Михей, больше обличал, безусловно, народ за падение в идолопоклонство. Потому что уход в язычество народа израильского означает его уход от истинного Богопочитания, лишает потомков этих людей воспринятия спасения, воспринятия Мессии, возможности следовать за Мессией.
Пророк Михей предсказывает поражение в ближайшей войне царю Ахаву и в то же время говорит о покаянии, говорит о том, как народ израильский — и как отдельно взятый человек, и как народ в целом, — должен покаяться и приблизиться к Богу.
Все выпуски программы Актуальная тема
27 августа. О развитии духовных аспектов в кинематографе

Сегодня 27 августа. День российского кино.
О развитии духовных аспектов в кинематографе — протоиерей Константин Харитонов.
Многие наши киноленты, как и советского времени, так и российского периода, уже нового нашего периода времени, имеют некий духовный аспект, имеют некую духовную составляющую, и, кстати, даже можно по некоторым фильмам учиться некой духовной нравственности. И это радует, потому что наш кинематограф всегда этим отличался.
Тем, что он старался раскрыть глубину внутреннего духовного мира человека, не просто показать некое шоу, некое, можно сказать, представление с помощью кинематографа, так или иначе углубиться во внутреннюю составляющую, во внутренний мир человека. И, слава Богу, такие фильмы появляются.
Конечно, их немного. Хотелось бы, чтобы их было побольше, потому что они важнее, они нужнее для человека, потому что любое искусство должно не просто человека веселить, а даже, можно сказать, оно должно человеку помогать жить на этой земле, а без духовной составляющей это невозможно.
Пожелаем нашему российскому кино, чтобы было побольше фильмов, раскрывающих внутренний мир человека и на пользу самому человеку!
Все выпуски программы Актуальная тема