
Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 180 зач., V, 15-21

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно и не нами замечено, что рядом со святыми людьми находиться очень непросто. Дело, конечно же, не в том, что святые кого-то обличают или поучают неприятным для нас способом, нет, проблема здесь в другом: такие люди живут по иному закону, закону, для нас не всегда понятному, святые — это вызов для общества, и потому они зачастую подвергаются гонениям. Конечно, мечта Церкви состоит в том, чтобы все ее чада были святыми, ведь, как написал апостол Павел, тот, «кто во Христе, тот новая тварь», следовательно, тот, кто во Христе, живёт по-иному — новому — закону. Эти мысли святого апостола мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах. Они взяты из 5-й главы Второго послания к Коринфянам.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Крещёных людей много, но среди нас совсем немного тех, кто может сказать, что он исполняет слова апостола Павла из только что прозвучавшего отрывка: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15). Более того, далеко не все христиане слышали эти слова, и ещё меньшее число людей задумывались над мыслями святого апостола Павла. Задуматься же здесь есть над чем, ведь если мы продолжаем жить для себя, то можем ли мы называться христианами?
Впрочем, прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, нам стоит подумать о том, что же именно апостол Павел вкладывал в понятие жизни «для умершего за них и воскресшего». Здесь нам на помощь приходит святитель Тихон Задонский, который для разъяснения мысли апостола предложил использовать образ взаимоотношений раба и его хозяина: «Господин повелевает рабу, и слушает его раб. Говорит ему: делай то, — и делает. Иди туда, — и идёт. Собирай на стол, — и собирает. Христос Господь наш повелевает нам: христианин, люби ближнего, как себя; будь милосерден, смирен, кроток, податлив; берегись всякого греха, и прочее. Должны мы, как рабы Его купленные, делать то, что Он повелевает нам». Иными словами, всё довольно просто: нужно делать не то, что хочется мне, а то, что требует Христос. Понять же Его требования несложно, достаточно держать в памяти Евангелие и быть знакомыми с апостольскими посланиями. В затруднительных же случаях стоит напрямую в молитве вопрошать Христа о Его воле.
Стоит признать, что так живут очень немногие люди. Если же человек решится последовать словам апостола Павла, и начнёт жить для Христа, то такой человек неизбежно столкнётся со сложностями, которые будут вызваны тем, что его ценности перестанут совпадать с ценностями окружающих его людей. Если для мира интересны деньги, благополучие и здоровье, то живущему ради Христа человеку интересны воля Божия, чистое сердце и Царство Небесное. Согласовать мирские стремления с духовными не представляется возможным, а потому подвижники всегда будут выглядеть странными, непонятными, непредсказуемыми и неудобными. Мир никогда не сможет ни их понять, ни ими управлять, а потому он будет их отторгать. Нам же, то есть тем людям, которые имеют стремление к жизни ради Христа, но ещё не вполне решились на такую жизнь, стоит помнить, что если нам какой-то христианин кажется непонятным и неприятным, то, возможно, мы имеет дело со святым, и нам не стоит спешить его осуждать, а вот попросить молитв о нас у него и нужно, и должно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
1 декабря. О личности Николая Лобачевского

Сегодня 1 декабря. В этот день в 1792 году родился русский математик Николай Лобачевский.
О его личности — протоиерей Василий Гелеван.
Николай Лобачевский родился в Нижегородской губернии. Его мать рано вдовела, на ее попечении осталось трое детей. Все они поступили в гимназию при Казанском университете, потому что только там дети разночинцев могли получать образование бесплатно. Любовь к математике проявилась в нем в ранние годы. Он самостоятельно изучал труды Гаусса, Лежандра и других великих математиков. На лекциях он скучал и скоро вообще перестал их посещать. На формирование его личности сильно повлияла смерть его брата Александра, который утонул у него на глаза. Медики долго пытались вернуть утопшего к жизни, но не смогли. После этого Лобачевский забросил математику и решил стать врачом. В течение двух лет, пропадая в анатомическом театре, он пытался изобрести универсальную математическую формулу, которая смогла бы помогать человеку в любых недугах. Конечно, ему это не удалось. Несколько раз за время учебы он был на грани исключения из университета за худое поведение. То он ездил по университетскому саду верхом на корове, то дрался с доносчиками, а однажды на спор даже перепрыгнул через преподавателя, опираясь ему на плечи. Однако всегда находил в себе защитников среди профессоров, признававших его гениальность. В молодости, часто сталкиваясь с человеческой несправедливостью, а в зрелом возрасте, с насмешками над своими трудами, он стал отождествлять ее с Богом, не умея различить божественное от человеческого. Пройдя путь от студента Казанского университета до ректора, он оставил гениальные труды по астрономии, физике, алгебре, математическому анализу и гиперболической геометрии. Благодаря ему мы теперь знаем, что параллельные прямые все же пересекаются где-то там в бесконечности. Своим ученикам он оставил завет, земное время отпущено человеку, чтобы хранить огонь жизни и знаний и передать его другим.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О неотложности духовной жизни
В 17-й главе Евангелия от Луки есть слова Христа: «Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите».
О неотложности духовной жизни — священник Николай Дубинин.
Господь своим ученикам говорит прямо. Настанет время, когда вы захотите меня увидеть, но уже не сможете, не будет у вас такой возможности. И размышляя над этими строками Евангелия, нужно задать себе вопрос. А не случается ли так в нашей духовной жизни, когда мы откладываем на потом то, что нам дано сегодня? Например, нам дана возможность свободно посещать храм, богослужение, причащаться, исповедоваться, крестить своих детей. Подумать только, еще несколько десятилетий назад это было невозможно. Невозможно было ходить открыто в храм, крестить и так далее. За это гнали, за это сажали в тюрьмы. И вот наша ответственность, как христиан, состоит в том, чтобы дар Божий не обесценить, не превратить его в обыденность, не замылить глаз, наша степень ответственности в том, чтобы этот дар мы всегда берегли и благодарили Бога за этот дар и воспринимали его как дар. Поэтому обязательно нужно приучать себя еженедельно посещать храм, регулярно причащаться и благодарить Бога за то, что нам сегодня дано.
Все выпуски программы Актуальная тема
1 декабря. О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры

В 1-й главе 1-го Послания апостола Павла к Тимофею есть слова: «Некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают».
О важности смирения друг перед другом и изучения православной веры — протоиерей Максим Горожанкин.
В жизни человека может случиться такое испытание, когда ему вдруг покажется, что он является специалистом во всех областях. Это может касаться и представителя духовенства, и мирянина, и вот об этом пишет святой апостол Павел. Мы должны быть искусными, прежде всего, в духовной жизни, и, упражняясь в жизни духовной, должны в первую очередь учить себя. Учить себя смирению, учить себя духовной жизни. И, видя нашу духовную жизнь, другие люди будут и безмолвно поучаться от нас тем плодам, которые эта духовная жизнь дает и нам, и тем людям, которые рядом с нами. В духовной жизни нет глагола «смирять», есть глагол «смиряться». И вот дай Господь каждому из нас смиряться друг перед другом, не особенно поучая друг друга на словах, чтобы не впадать нам в нравоучения пустые, а радоваться друг о друге во Христе Иисусе Господе наш.
Все выпуски программы Актуальная тема











