
2 Кор., 169 зач., I, 12-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Выстраивая отношения с другими людьми, мы вместе с тем выстраиваем иерархию приоритетов, ведь на чьё-то мнение ориентируемся больше, а на чьё-то меньше. Но как должна выстраиваться эта иерархия в сознании христианина? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 1-ой главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»,
20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь", в славу Божию, через нас.
В жизни каждого взрослого человека бывали ситуации, когда ему приходилось говорить об изменении своих планов и оправдываться перед теми, с кем он о чём-то договорился. Подобные вещи входят в нашу жизнь ещё в детстве: ты договорился с друзьями о каком-то рискованном мероприятии или даже о простой встрече и совместном отдыхе на выходных, а родители тебя не отпускают и вообще забирают с собой на дачу, потому что у них на тебя свои планы. В таком случае мы зачастую ничего не можем сделать и просто относимся к оправданиям собеседника с пониманием. Но ведь бывает и иначе. Человек может просто сказать, что расхотел встречаться, нашёл себе другие занятия, которые для него приоритетнее. В подобных ситуациях и наша реакция будет совсем иной, ведь мы почувствуем, что нами попросту пренебрегли, без всякой уважительной причины. Конечно, комбинации могут быть разными, мы бываем в большей или меньшей степени эгоистичны, учитывая чужие интересы и наши общие договорённости.
В отрывке из послания коринфянам, который мы услышали сегодня, апостол Павел говорит им о том, почему он поступил вопреки собственным первоначальным намерениям. Апостол подчёркивает, что изменение планов не связано с пренебрежением и нерешительностью, ведь он проповедовал им не так, как будто бы в его проповеди было то «да», то «нет», не так, как будто бы он их то любит, то не любит, то заинтересован в их спасении, то не заинтересован. Он был заинтересован в их спасении всегда, но он открыт Духу Святому и послушен Его зову. Апостол доверяет Ему гораздо больше, чем себе самому, своим собственным рассуждениям и планам. В итоге, подобное поведение опирается на его доверие самому Христу, потому что и в Нём мы видим не изменчивость Божьей любви, не капризность, какую представляли себе язычники, когда говорили о своих богах. Мы видим, что во Христе все обетования Божии получают воплощение, в Нём Бог говорит человеку «да», его искуплению и его спасению.
Что же это значит для нас в практическом смысле? Всё очень просто. Мы, как и все люди, конечно же, строим наши человеческие планы и при этом на кого-то ориентируемся больше, на кого-то меньше. Однако при всех договоренностях, при всей ориентации на земные авторитеты и на самих себя, мы в первую очередь призваны быть открыты Духу Святому, который действует в нашей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Тропарь Рождества Христова»

Фото: Myriam Zilles / Unsplash
Светлый праздник Рождества Христова — один из тех, что важен для многих, даже далёких от Церкви людей. Его любят и дети, и взрослые, которые на некоторое время будто бы становятся детьми. В Рождественские дни мы приходим в храм на праздничные богослужения, шлём друг другу тёплые поздравления, дарим подарки, собираемся с родными, чтобы вместе отпраздновать событие, которое больше двух тысяч лет назад буквально перевернуло мир, — приход на землю Спасителя.
Преображаются в этот период храмы, улицы и наши дома, которые мы украшаем к празднику рождественской символикой. Вечнозелёными деревьями и ветвями, символизирующими победу жизни над смертью. Вертепами — композициями, воспроизводящими сцену появления на свет Христа... Одним из символов Рождества Христова также является Вифлеемская звезда, которую, согласно Евангелию от Матфея, увидели волхвы и которая привела их в Вифлеем, к месту, где родился Христос.
«...Звезда, которую видели они на востоке, — пишет апостол Матфей, — шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну».
Образ Вифлеемской звезды встречается в одном из главных рождественских богослужебных песнопений. Речь идёт про тропарь Рождества Христова, то есть гимн, прославляющий праздник. Давайте поразмышляем над текстом этой молитвы и послушаем её отдельными фрагментами в исполнении сестёр храма Табынской иконы Богородицы Орской епархии. Текст песнопения обращён к Богу — Тому, кто снизошёл до земных людей и пришёл в мир в образе человека.
Первая часть тропаря в переводе на русский язык звучит так: «Рождество Твоё, Христос Бог наш, мир просветило светом знания». Вот как эта строчка звучит по-церковнославянски: «Рождество́ Твое, Христе́ Бо́же на́ш, воссия́ ми́рови свет разума...». Давайте послушаем первую часть тропаря Рождества Христова.
Вторая часть песнопения в переводе на русский язык звучит так: «...потому что тогда люди, служащие звёздам, звездою научены покланяться Тебе — Солнцу правды, и признать Тебя Востоком свыше. Господи, слава Тебе». По-церковнославянски вторая часть тропаря звучит так: «...В нем бо звезда́м служа́щии звездо́ю уча́хуся Тебе́ кла́нятися, Со́лнцу пра́вды, и Тебе́ ве́дети с высоты́ Восто́ка. Го́споди, сла́ва Тебе́».
Текст песнопения упоминает волхвов. Кем же были эти люди и почему они так важны? Волхвы — это древние учёные, для которых богами были небесные светила, солнце, звёзды... Поклонение волхвов Богомладенцу означает, что Свет Христов с Рождением Спасителя воссиял не только для иудеев, но для язычников, и, более того, — для всего человечества. Для каждого из нас.
Давайте послушаем тропарь Рождества Христова полностью в исполнении сестёр храма Табынской иконы Божией Матери.
Все выпуски программы: Голоса и гласы
Миасс (Челябинская область). Путешествие по городу

Город Миасс расположен на северо-западе Челябинской области. Он стоит среди Восточных отрогов Уральского хребта, в долине реки Миасс. Во второй половине восемнадцатого века русские первопроходцы обнаружили здесь богатые залежи меди. В 1773 году тульский купец Ларион Лугинин основал на месторождении медеплавильный завод, который стал градообразующим. При производстве построили храм — сначала деревянный, а в 1806 году — каменный. Церковь освятили во имя первоверховных апостолов Петра и Павла, завод стали называть Петропавловским. К первой половине девятнадцатого века производство меди сократилось, и предприятие закрыли. В то же самое время горный инженер Евграф Мечников нашёл близ города золотую руду. И вскоре Миасс стал одним из главных центров золотодобычи в Российской империи. Богатые промышленники не жалели денег на строительство храмов. К началу двадцатого века город украшали двадцать четыре православных церкви. Почти все они были уничтожены после революции 1917 года. В советское время действующим оставался лишь Свято-Троицкий храм на городском кладбище. Он стал той лампадой, которая пронесла для горожан сквозь годы огонёк веры. В конце двадцатого века этот свет был приумножен. Сегодня в Миассе девять церквей!
Радио ВЕРА в Миассе можно слушать на частоте 102,2 FM
15 августа. О бессмертии человеческой души

В 22-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых».
О бессмертии человеческой души — священник Алексий Дудин.
Христос повторяет эти слова, потому что они дают нам истинный смысл и радость нашей жизни. Наша жизнь не заканчивается земным бытием, ведь саддукеи, которые подошли ко Христу, подобно современным безбожникам, пытаются отнять у человека возможность вечной жизни. Они говорят, что наша жизнь вечной не является и заканчивается здесь, на земле.
Это категорически не так, с этим не может согласиться Христос, и Он ещё раз словами из Ветхого Завета: «Я есть Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», — подчёркивает, что Господь наш сотворил бессмертную человеческую душу — душу, которая имеет своё начало, но никогда не будет иметь своего конца.
Её существование будет вечным. Это великая радость, это великий дар Божий, и мы должны научиться с этим жить, ведь встреча с Богом неизбежна, и наше бессмертие — это неизбежная истина, и нужно подготовиться и к тому, и к другому.
Все выпуски программы Актуальная тема