
Сегодня 15 августа. День памяти блаженного Василия Московского, Христа ради юродивого, чудотворца, жившего в 16 веке.
О его святости — протоиерей Андрей Ефанов.
В самом сердце нашей Родины, на Красной площади Москвы, драгоценной жемчужиной красуется величественный Покровский собор. В народе он именуется храмом Василия Блаженного по имени святого, который погребён в этом соборе.
Родился Христородый юродивый блаженный Василий в 1468 году. И с юного возраста отличался благочестием, за что был удостоен от Бога даром прозорливости. В 16 лет Василий принял на себя подвиг юродства, мнимого безумия. В любую погоду, и в летний иссушающий зной, и в обжигающий трескучий зимний мороз, он нагой и босой ходил по Москве.
Святой смело обличал тех, кто недобросовестно относился к своим обязанностям, нередко сокрушая лавки купцов с испорченным товаром. Не боялся блаженный обличать и самого царя.
Примечателен один случай, связанный с блаженным Василием. Однажды он увидел беса, который под видом нищего сидел у Пречистенских ворот и исполнял всякое заветное желание тех, кто подавал ему милостыню. Кто из нас не согрешал так, подавая милостыню и рассчитывая на то, что она вернётся ему сторицей. Василий изгнал беса, чтобы искоренить соблазн. Проведя 72 года в подвиге юродства, блаженный Василий почил в Боге, оставив нам в пример образ служения Богу, и память о нём хранится в веках.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 августа. О бессмертии человеческой души

В 22-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «Бог не есть Бог мёртвых, но живых».
О бессмертии человеческой души — священник Алексий Дудин.
Христос повторяет эти слова, потому что они дают нам истинный смысл и радость нашей жизни. Наша жизнь не заканчивается земным бытием, ведь саддукеи, которые подошли ко Христу, подобно современным безбожникам, пытаются отнять у человека возможность вечной жизни. Они говорят, что наша жизнь вечной не является и заканчивается здесь, на земле.
Это категорически не так, с этим не может согласиться Христос, и Он ещё раз словами из Ветхого Завета: «Я есть Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова», — подчёркивает, что Господь наш сотворил бессмертную человеческую душу — душу, которая имеет своё начало, но никогда не будет иметь своего конца.
Её существование будет вечным. Это великая радость, это великий дар Божий, и мы должны научиться с этим жить, ведь встреча с Богом неизбежна, и наше бессмертие — это неизбежная истина, и нужно подготовиться и к тому, и к другому.
Все выпуски программы Актуальная тема
15 августа. О церковной археологии

Сегодня 15 августа. День археолога.
О церковной археологии — священник Александр Ермолин.
Читая Священное Писание, мы встречаемся с названиями многих городов, мест, населённых пунктов и так далее. И, конечно же, наш пытливый человеческий ум очень часто хочет получить какое-то подтверждение, узнать, как это было исторически, увидеть какие-то важные аспекты бытия этого места.
И тут нам на помощь приходит церковная археология. То есть такая наука, которая изучает библейский текст, проводит исторические изыскания, проводит в том числе раскопки. И для чего нужна археология? Для того чтобы подтверждать нашу веру, для того чтобы мы убеждались вновь и вновь, что Священное Писание повествует нам об истинных событиях.
Это нужно для апологетики, то есть для защиты нашей веры перед неверующими, когда мы можем показать им, что вот, действительно, вот они, остатки древнего библейского города.
И основоположницей церковной археологии можно назвать Святую Равноапостольную царицу Елену, ведь именно благодаря её историческим изысканиям, благодаря её раскопкам был обнаружен Животворящий Крест Господень. И даже в нашем церковном календаре есть праздник Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, который и посвящён этому прекрасному событию.
Все выпуски программы Актуальная тема
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

2 Кор., 169 зач., I, 12-20.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Выстраивая отношения с другими людьми, мы вместе с тем выстраиваем иерархию приоритетов, ведь на чьё-то мнение ориентируемся больше, а на чьё-то меньше. Но как должна выстраиваться эта иерархия в сознании христианина? Ответ на этот вопрос прикровенно звучит в отрывке из 1-ой главы 2-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 1.
12 Ибо похвала наша сия есть свидетельство совести нашей, что мы в простоте и богоугодной искренности, не по плотской мудрости, но по благодати Божией, жили в мире, особенно же у вас.
13 И мы пишем вам не иное, как то, что вы читаете или разумеете, и что, как надеюсь, до конца уразумеете,
14 так как вы отчасти и уразумели уже, что мы будем вашею похвалою, равно и вы нашею, в день Господа нашего Иисуса Христа.
15 И в этой уверенности я намеревался прийти к вам ранее, чтобы вы вторично получили благодать,
16 и через вас пройти в Македонию, из Македонии же опять прийти к вам; а вы проводили бы меня в Иудею.
17 Имея такое намерение, легкомысленно ли я поступил? Или, что я предпринимаю, по плоти предпринимаю, так что у меня то «да, да», то «нет, нет»?
18 Верен Бог, что слово наше к вам не было то «да», то «нет».
19 Ибо Сын Божий, Иисус Христос, проповеданный у вас нами, мною и Силуаном и Тимофеем, не был «да» и «нет»; но в Нем было «да»,
20 ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем "аминь", в славу Божию, через нас.
В жизни каждого взрослого человека бывали ситуации, когда ему приходилось говорить об изменении своих планов и оправдываться перед теми, с кем он о чём-то договорился. Подобные вещи входят в нашу жизнь ещё в детстве: ты договорился с друзьями о каком-то рискованном мероприятии или даже о простой встрече и совместном отдыхе на выходных, а родители тебя не отпускают и вообще забирают с собой на дачу, потому что у них на тебя свои планы. В таком случае мы зачастую ничего не можем сделать и просто относимся к оправданиям собеседника с пониманием. Но ведь бывает и иначе. Человек может просто сказать, что расхотел встречаться, нашёл себе другие занятия, которые для него приоритетнее. В подобных ситуациях и наша реакция будет совсем иной, ведь мы почувствуем, что нами попросту пренебрегли, без всякой уважительной причины. Конечно, комбинации могут быть разными, мы бываем в большей или меньшей степени эгоистичны, учитывая чужие интересы и наши общие договорённости.
В отрывке из послания коринфянам, который мы услышали сегодня, апостол Павел говорит им о том, почему он поступил вопреки собственным первоначальным намерениям. Апостол подчёркивает, что изменение планов не связано с пренебрежением и нерешительностью, ведь он проповедовал им не так, как будто бы в его проповеди было то «да», то «нет», не так, как будто бы он их то любит, то не любит, то заинтересован в их спасении, то не заинтересован. Он был заинтересован в их спасении всегда, но он открыт Духу Святому и послушен Его зову. Апостол доверяет Ему гораздо больше, чем себе самому, своим собственным рассуждениям и планам. В итоге, подобное поведение опирается на его доверие самому Христу, потому что и в Нём мы видим не изменчивость Божьей любви, не капризность, какую представляли себе язычники, когда говорили о своих богах. Мы видим, что во Христе все обетования Божии получают воплощение, в Нём Бог говорит человеку «да», его искуплению и его спасению.
Что же это значит для нас в практическом смысле? Всё очень просто. Мы, как и все люди, конечно же, строим наши человеческие планы и при этом на кого-то ориентируемся больше, на кого-то меньше. Однако при всех договоренностях, при всей ориентации на земные авторитеты и на самих себя, мы в первую очередь призваны быть открыты Духу Святому, который действует в нашей жизни.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов