
Сегодня 8 августа. День памяти Священномучеников Ермолая, Ермиппа и Ермократа, иереев Никомидийских.
Об их свидетельстве о Христе — священник Августин Соколовски.
Святой Ермолай пострадал за Христа в великое гонение Диоклетиана в начале IV века. Вместе с ним пострадали мученики Ермипп и Ермократ. Ермолай был священником, а два других мученика — церковнослужителями. Они проповедовали Слово Божие и не переставали благовествовать даже во время гонений. Тогда пострадало очень много мучеников.
Возможно, мы бы так никогда и не узнали об этих святых, если бы не великий целитель Пантелеимон, которого Ермолай обратил к вере и крестил. Об этом говорится в житии.
Святой Ермолай имел обыкновение смотреть в окошко своего жилища и мысленно благословлять всех проходивших мимо. Однажды он так благословил Пантелеимона. Следствием этого невинного, спонтанного, малого евангельского добра стало великое обращение.
Имена Ермолая, Ермиппа и Ермократа являются производными от Гермеса. Это свидетельствует о том, что все трое пришли к вере из язычества. Возможно даже, что до своего обращения они служили этому божеству, но отвергли прежние заблуждения. Благодаря такому обращению, свидетельство их веры было тем более убедительным.
Имя святого Ермолая призывается в числе святых бессребреников и чудотворцев в таинстве соборования и молитвах об исцелении больных. Сам святой Ермолай не был врачом, но именно он указал врачу Пантелеимону, что, когда медицина бессильна, Христос Господь дарует исцеление всякому усердно просящему.
Символ веры святых апостолов говорит о вере в общение святых, жития Ермолая, его сподвижников и святого Пантелеимона — удивительный, великий пример такого общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 132. Богослужебные чтения

Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Всё, к чему призывает нас христианство, на самом деле для нас естественно, хотя и не всегда легко выполнимо. Несмотря на последствия грехопадения, человеческая душа всё равно ведёт его к тому, ради чего он был сотворен. Но почему же это происходит? Ответ на этот вопрос звучит в 132-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 132.
Песнь восхождения. Давида.
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
Обратившись к Ветхому Завету, мы практически не найдём братьев, которые бы жили в мире друг с другом. Вскоре после грехопадения, когда у Адама и Евы родились Каин и Авель, Бог обращается к Каину с призывом господствовать над грехом и не враждовать против брата. Чудом спасшиеся в ковчеге дети Ноя практически сразу разделились, так как Сим и Иафет не поддержали отношение Хама к своему отцу. Исав и Иаков — по сути ровесники, не поделили первородства и в итоге много лет пребывали в конфликте. Дети Иакова хотели убить своего брата Иосифа, а затем продали его в рабство и лишь через много лет, находясь в крайней нужде, примирились с ним. Да и в Новом Завете дети Иосифа от первого брака, называвшиеся в Евангелиях братьями Спасителя первоначально не признавали Его Мессианства и считали, что Он не в Себе. Иными словами, и в Священном Писании, и в Предании, в истории и культуре самых разных народов можно найти массу примеров того, что близкие родственники далеко не всегда могут ужиться друг с другом и часто враждуют. Да и что говорить про историю, когда в жизни каждого из нас есть, если не личные, то довольно близкие примеры подобного же поведения.
132-й псалом, который мы сейчас услышали, начинается с того, что Давид с восторгом говорит о радости братской жизни. Конечно, его речь на самом деле далеко не только о братьях, но вообще о родственниках и даже, вполне вероятно, обо всём народе Божьем. Но что перед нами? Констатация факта или призыв? Давид исходит из опыта или из желания своего сердца? Думаю, на самом деле речь может идти и о том, и о другом, потому что в общении мы чувствуем большую радость, но последствия грехопадения не позволяют нам испытать её во всей полноте. Мы стремимся к общению и устаём друг от друга, бываем готовы к жертвенности и тут же побеждаемся эгоистичными чувствами. В глубине души мы знаем, что созданы для любви и общения, но не можем справиться с тягой к соперничеству, от которого как будто бы зависит наше выживание.
Воспринимая традицию Ветхого Завета, ученики Христовы буквально с самого начала стали называть друг друга братьями. И хотя они не представляли собой потомков одного праотца, они верили, что усыновляются Небесному Отцу через единство с Господом Иисусом Христом. Братство христиан укоренено в восприятии Бога как Отца. Но в то же время верно и обратное: реальность усыновления Богу зависит от углубления братской жизни. Ведь тот, кто ненавидит брата и враждует против него, не может быть подлинно усыновлён.
Будучи очень разными этнически и социально, верующие с самого начала находили основу единства не в земном, но в небесном отечестве. Они знали, что падший человек, даже чувствующий тягу к единству и желающий любви, своими силами никогда этого единства не обретёт и любить не научится. Знал это и Давид, который сравнивал радость братства с елеем и росой, то есть с теми вещами, которые в традиции Ветхого Завета были символами благодати. Вместе с ним и мы сегодня радуемся земному братству и стремимся к братству небесному. Мы употребляем свои силы, но обрести подлинное братство можем только как Дар любящего и всех объединяющего Отца.
Псалом 132. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 132. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 132. На струнах Псалтири
1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!
2 Это - как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;
3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь на веки.
8 августа. О защите Христом святыни

В 21-й главе Евангелия от Матфея есть слова: «И вошёл Иисус в храм Божий и выгнал всех продающих и покупающих в храме, и опрокинул столы меновщиков и скамьи продающих голубей».
О защите Христом святыни — священник Родион Петриков.
Сегодняшнее Евангелие поражает нас необычным образом Иисуса Христа: Он опрокидывает столы меновщиков, изгоняет торгующих из храма. И возникает вопрос, почему же Тот, Кто говорил: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен», — вдруг проявляет такой гнев и ревность?
Ключ в словах пророка Иеремии. Именно эти слова цитирует Иисус Христос: «Дом Мой домом молитвы наречётся, а вы сделали его вертепом разбойников». Это не просто гнев против бизнеса, а это защита святыни от подмены.
Торговля жертвенными голубями — единственная доступная жертва для бедных превратилась в эксплуатацию веры. Именно меновщики завышали курсы, наживались на паломниках, и день за днём храм стал рынком, где начали забывать о Боге.
А что сегодня? Наш храм — это не только церковные стены, но и, конечно, сердце человека, и когда Христос входит в него, Он ищет и задаёт вопрос: «А не превратили ли мы молитву в сделку? Помоги мне, Господи, а вот я тогда...»
Как говорил старец Паисий: «Если в душе стоит шум торгашей, услышишь ли ты Бога?»
Так дай нам, Господь, чистоты, чтобы каждый храм — и каменный, и душевный — стал местом встречи с Господом нашим Иисусом Христом!
Все выпуски программы Актуальная тема