
Фото: Danny Burke/Unsplash
Для большинства православных паломников Иордания остается непознанной. Между тем эта часть Святой Земли заключает в себе удивительные святыни. Главная из них — Место Крещения Господня — была определена лишь в конце прошлого века. Странно, не правда ли? Ведь апостол Иоанн Богослов четко указал место, где произошло крещение Господне. «Это происходило в Вифаваре при Иордане, где крестил Иоанн» — сказано в Евангелии от Иоанна. Историки предполагали, что Вифавара, упомянутая апостолом, находится на восточном берегу Иордана, в пяти километрах до впадения реки в Мертвое море. Однако исследовать эту местность было невозможно. Дело в том, что в 1967 году, после Шестидневной войны с Израилем внушительная часть приграничной полосы была заминирована. И Вифавара оказалась на этой территории.
Только в 1994 году между двумя странами был подписан мирный договор. Вскоре после этого события принц Иордании Гази бин Мухаммад, совершая личную поездку по Иордании, встретил ученого-археолога, францисканского священника Микеле Пичирилло. Монах объяснил принцу значение места Крещения Иисуса Христа для всех христиан. Он выразил надежду, что теперь, в условиях мира между Израилем и Иорданией, археологи смогут начать раскопки. Принц обещал помочь. 11 августа 1995 года команда археологов вместе с принцем Гази посетила предполагаемое место крещения. Найденные черепки римского периода означали, что местность могла быть заселена во времена Иоанна Крестителя и Иисуса Христа. Для принца Гази этого было достаточно, чтобы поддержать дальнейшие исследования. В 1996 году международная группа археологов начала археологические раскопки.
Комментарий эксперта:
Евангельское повествование и записи паломников византийского периода позволили определить место крещения Спасителя в районе современного поселка Вади Харар. Из письменных источников мы знаем, что паломнический маршрут в древности пролегал из Иерусалима в Иерихон и затем через Вади Харар на гору Моисея. Основная часть маршрута шла по дороге, построенной императором Адрианом в 129 году. Стоявшие на ней через определенное расстояние столбы археологи находят до сих пор. Сегодня почти нет сомнений, что Вади Харар — это та самая Вифавара при Иордане, о которой говорит евангелист Иоанн. Другая традиция именует это же место Вифания за Иорданом, то есть с четким указанием на восточный берег, так как «за» вероятнее всего означает «на другом берегу от Иерусалима».
В результате раскопок недалеко от современного русла Иордана были обнаружены фундаменты пяти церквей, сосредоточенные на одном небольшом участке. Древнейшей из них оказалось около 1500 лет. Самой же важной находкой стало мраморное основание греческой колонны. Иорданская Комиссия места Крещения, которую возглавил принц Гази, соотнесла результаты археологических находок с сохранившимися описаниями святого места, оставленными паломниками древности, и нашла в них упоминание о похожей колонне. Вот что писал в 530 году паломник, архидиакон Феодосий: «В месте, где был крещен Господь, стоит одинокая колонна, на которой помещен железный крест». Найденное учеными основание колонны послужило убедительным доказательством того, что именно в этом месте на берегу реки Иордан происходили евангельские события. Там же были обнаружены ступени, ведущие к воде. Исследователи полагают, что именно на этих ступенях Иисус Христос оставлял одежду перед таинством крещения.
Комментарий эксперта:
Иордан теперь находится в 350 метрах к западу о того места, где проводились раскопки. Он неоднократно менял свое русло из-за землетрясений и наводнений, часто случающихся в Восточно-Африканском разломе. Для христианина эти места священны. Здесь, возле находящегося поблизости Иерихона, после сорокалетнего хождения по пустыне израильский народ во главе с Иисусом Навином совершил чудесный переход через Иордан и вступил в Землю Обетованную. Здесь, взяв с собой два с половиной хлеба, переправилась в Заиорданскую пустыню совершать подвиг покаяния преподобная Мария Египетская. Сегодня переходить через сильно обмелевший Иордан или пересекать его вплавь строго запрещено: это граница между двумя государствами. Для верующих, совершающих омовение, на воде предусмотрено заграждение.
Большинство ученых склоняется к тому, что руины, найденные на территории поселка Вади Харар, и есть место крещения Спасителя. Их аргументацию сочли убедительной иерархи большинства православных церквей. 14 ноября 2012 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил место Крещения Господня и совершил чин великого освящения воды в реке Иордан.
В мае 2014 года Папа Римский Франциск начал свое паломничество в Святую Землю с посещения места Крещения. До него здесь побывали два его предшественника: Иоанн Павел II и Бенедикт XVI.
В Крещенский сочельник, 18 января, на место Крещения Господня прибывает большое количество паломников. В остальное время здесь совсем немноголюдно. Для того чтобы попасть в приграничную зону нужен пропуск. Отчасти благодаря этому у паломников есть возможность спокойно побыть у святыни.
Единственная

В давние времена жили в деревушке две семьи. В одной был сын— звали его Шан, в другой — дочь по имени Мэйли, что значит «прекрасная слива». Дети дружили с малолетства, а когда выросли — полюбили друг друга и поклялись никогда в жизни не разлучаться.
Пошёл Шан в дом к любимой девушке свататься, но родители отказали юноше из-за его бедности. Хотелось им отдать дочь с выгодой, за Вана-богача.
Наступил день свадьбы. Громко заиграли трубы, носильщики подняли украшенный цветами свадебный паланкин и понесли Мэйли к дому жениха. Сидит она в паланкине, горько плачет. Полпути прошли, вдруг что-то зашумело, засвистело, поднялся сильный ветер, паланкин с невестой в воронку закрутило, и унесло неведомо куда.
Узнал об этом Шан и решил во что бы то ни стало найти Мэйли.
— Зачем тебе чужую невесту искать? Как бы самому не пропасть, — уговаривали его друзья, — В деревне и других красивых девушек много...
— Мэйли для меня — единственная, — сказал Шан, и отправился в дальний путь.
Много дорог он прошёл, но никто нигде не слышал о пропавшей девушке. Печаль одолела однажды юношу: сел он у дороги и заплакал.
Вдруг откуда ни возьмись явился перед ним белобородый старец.
— Отчего ты плачешь, юноша? Кто тебя обидел?
Рассказал ему Шан про свою печаль, а старец ему в ответ:
— Пойдем со мной. Я знаю, где она.
Шли они, шли, и повстречали ещё одного путника. Спрашивает его старец:
— Кто ты и куда путь держишь, юноша?
— Зовут меня Ван Лан, я ищу свою невесту, которая исчезла в день свадьбы.
— Идём с нами. Я знаю, где она, — сказал старец.
Пошли они дальше втроем: Шан, Ван Лан и белобородый незнакомец. Привёл старец юношей к большому дому и пригласил войти, чтобы немного подкрепиться и передохнуть.
Хозяйка дома для гостей богатый стол накрыла, усадила всех за стол, и говорит:
— Хочу я с вами заодно, юноши, об одном деле потолковать. Муж мой давно умер, живу я вдвоём с дочкой. Вот и решила я в дом зятя принять, чтобы кормил меня на старости лет. Кто из вас двоих хочет здесь остаться?
Вышла из-за ширмы девушка — нарядная, красивая как цветок ириса. Понравилась она сразу Ван Лану, да и богатый дом приглянулся.
— Я останусь, — обрадовался он. — Такая невеста мне подходит.
— А я должен свою Мэйли найти, — сказал Шан.
Говорит ему тогда белобородый старец:
— Иди домой, там тебя твоя невеста ждёт. Тысячи лет живу на земле, а всё никак не могу к человеческим слезам привыкнуть... Уж так она в паланкине слезами обливалась, что я её похитил, чтобы проверить, кто из вас её по-настоящему любит...
— Кто ты, дедушка? — спросил Шан.
Но волшебник ничего не ответил и исчез. Зато он помог соединиться двум любящим сердцам.
(по мотивам китайской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Псалом 124. Богослужебные чтения

Вы никогда не задумывались, почему горы — такие манящие? Причём любые: и совсем невысокие, до километра, и пятитысячники — не говоря уже о самых высоких, недостижимых для неподготовленного вершинах. Как сказал поэт, «Сколько слов и надежд, сколько песен и тем // Горы будят у нас — и зовут нас остаться!» 124-й псалом, который сегодня звучит в храмах за богослужением, многократно обращается именно к глубокой символичности гор для верующего человека. Давайте послушаем этот псалом.
Псалом 124.
Песнь восхождения.
1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.
2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.
3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простёрли рук своих к беззаконию.
4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;
5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!
Нет ничего удивительного в том, что уже на самой заре человечества гора воспринималась как особое, священное пространство, где происходит соприкосновение небесного и земного. На горе Синай Моисей получает от Бога заповеди; на горе Фавор преображается Христос перед учениками; да и про Олимп как не вспомнить.
Сама по себе гора очень многозначительна: с одной стороны, её огромное, мощное основание — «подошва» — придаёт ей устойчивость, непоколеблемость. С другой стороны, тонкая, словно игла, вершина, буквально впивается в небо. Тот, кто хотя бы раз в жизни стоял на такой вершине, никогда не забудет абсолютно ни с чем несравнимого ощущения одновременной устойчивости — и воздушности, невесомости — когда перед твоим взором открываются величественные горизонты.
Удивительная вещь: казалось бы, когда мы летим на самолёте, мы видим ещё более далёкий горизонт — а всё же это вообще не то: только стоя ногами на вершине, ты испытываешь исключительный, всеобъемлющий восторг особого предстояния перед бытием.
Для многих древних культур гора — это axis mundi, космическая ось мира, соединяющая высшие и низшие миры. И именно поэтому на вершинах гор строились храмы, организовывались те или иные святилища.
Если мы вспомним самые древние жертвенники, о которых повествует книга Бытия, — это тоже будут «микро-горы», сложенные из камней — на вершинах которых и совершались жертвоприношения.
Прозвучавший сейчас 124-й псалом ещё глубже развивает тему символизма горы: он говорит о том, что «надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек». Гора для верующего становится не только внешним образом духовного вдохновения, но и наглядным примером того, как может ощущать себя сам человек, когда его голова, его мысли — всё то, что и отличает его от животного, — устремлены к Небу. И неспроста греческое слово «ἄνθρωπος» — состоит из двух основ: ἄνω означает «вверх» и θρώσκω — «смотреть, устремляться, прыгать». Смотря на гору, мы словно бы снова и снова задаём себе вопрос: а есть ли во мне задор подняться на вершину — или я всего лишь хочу так и остаться распластанным у её подножия?..
Псалом 124. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 124. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 124. На струнах Псалтири
1 Надеющиеся на Господа подобны горе Сиону; не поколеблются вовеки те, что живут в Иерусалиме!
2 Горы осеняют их, и Господь осеняет людей своих отныне и вовеки.
3 Ибо не дает Господь грешникам власти над праведными, да не протянут праведные рук своих к беззаконию.
4 Даруй, Господи, блага тем, кто добр и праведен сердцем!
5 А людей развращенных и творящих беззакония покарает Господь. Мир Израилю!