Глава десятая книги Бытие повествует о жизни на земле после потопа. После перечисления детей, внуков и правнуков Ноя мы читаем такие строки: «Ассур построил Ниневию, Реховофир, Калах». Долгое время эти географические названия ученым ни о чем не говорили. Некоторые историки не придавали особого значения топонимам не нанесенным на современную карту. Однако в середине XIX века скептикам пришлось пересмотреть свое отношение к библейским текстам.
В 1839 году молодой английский историк Остин Генри Лэйярд путешествуя по Месопотамии, оказался в местечке Калах-Шергат. Внимание ученого привлекла высокая пирамидальная гора, возвышавшаяся на окраине поселения. Гора явно скрывала какую-то тайну. Из груды поросшей травой земли местами выступали остатки древних стен. Лэйярд помнил, что в Библии упоминается некий Калах. Что общего между этим библейским городом, существовавшим тысячи лет назад, и современным Калах-Шергатом? Молодой английский ученый решил изучить содержимое таинственной горы. Всего с шестью рабочими он приступил к раскопкам, еще не подозревая, что сделанные здесь открытия прославят его имя.
Уже на второй день работ археологи обнаружили несколько вертикально поставленных каменных плит. Судя по богатой облицовке стен, это был богатый, возможно царский дворец. Лэйярд отправил трех человек исследовать противоположную сторону холма, и здесь снова заступ археолога наткнулся на дворцовую стену. Она была покрыта великолепными рельефами. Вот как описывал один из рельефов сам Лэйярд.
Комментарий эксперта:
Это было изображение батальной сцены. Во весь опор мчатся две колесницы; в каждой колеснице — три воина, старший из них, безбородый (по всей вероятности, Евнух) облачен в доспехи из металлических пластинок, на голове его остроконечный шлем. Левой рукой он крепко держит лук, а правой чуть ли не до плеча оттягивает тетиву с наложенной на нее стрелой. Рядом с ним стоит возничий, с помощью поводьев и кнута он направляет бег коней, щитоносец отбивает круглым щитом, возможно, из чеканного золота, вражеские стрелы и копья. С удивлением отмечал я изящество и богатство отделки, точное и в то же время тонкое изображение как людей, так и коней; знание законов изобразительного искусства нашло здесь свое выражение в группировке фигур и общей композиции.
Работы на холме Калах-Шергат продолжались три года. Археологам удалось вызволить из небытия столицу древнего Ассирийского царства, в центре которой некогда возвышался дворец царя Ашшурнасирапала II. Именно этот царь перенес столицу Ассирии в Калах. Традиционно почти каждый ассирийский правитель, взойдя на престол, переносил столицу в новое место и сооружал себе новый дворец, стараясь при этом превзойти предшественника в пышности и величественности построек. Однако сам город существовал и за много веков до того, как стал столицей. Сегодня историки почти не сомневаются, что это и есть тот самый таинственный Калах, о котором говорится в десятой главе книги «Бытие».
Дворец Ашшурнасирапала, сооруженный в IX веке до Рождества Христова, был грандиозен. Он имел большой квадратный внутренний двор, вокруг которого располагались парадные, жилые и хозяйственные помещения. Стены многих из них были покрыты рельефами с изображениями военных подвигов царя, охоты, царских приемов.
Весной 1848 года дворец Ашшурнасирапала был практически полностью освобожден из-под земли.
Комментарий эксперта:
Некогда дворец в Калахе поражал богатством и роскошью отделки. Резные вставки из слоновой кости украшали троны, ложа, столы, кресла. Стены некоторых залов целиком были покрыты пластинками этого драгоценного материала. Каждый посетитель, вступавший в тронный зал, будь то жрец, царский придворный или посол соседней державы, проходил мимо богов и каменных плит, на которых искусный скульптор изобразил сцены, рассказывающие о смелости и ловкости царя Ассирии. Фигуры богов должны были внушать благоговение, подчеркивать силу и могущество Ассирийской империи и ее владыки, сидевшего на троне в южном конце тронного зала.
Сегодня многие раритеты из Калаха украшают залы Иракского музея древностей в Багдаде. Годы спустя в Месопотамии было найдено множество подобных скульптур и барельефов. Но для тех исследователей, которым впервые удалось обнаружить древние изваяния и отряхнуть с них пыль веков, они были волнующим открытием. Прошло совсем не много времени, и тот же Генри Лэйярд нашел второй из трех загадочных городов – Ниневию. Библейская топонимика оказалась реальностью. Более того, она помогла ученым восстановить целую эпоху в истории Ассирийской империи. Ту эпоху, о которой до того времени ничего не было известно.
Владимир Дуров
Владимир Леонидович Дуров, дрессировщик, основатель знаменитой цирковой династии, вдохновил Чехова на известную многим «Каштанку», а Куприн после общения с Дуровым написал свой рассказ «Белый пудель». Владимир Леонидович любил повторять: «Жестокость унижает, только доброта может быть прекрасна». Именно этот постулат он положил в основу своей уникальной системы дрессировки животных — «метода ненасильственной дрессуры». Метод, по словам самого Дурова, базировался на принципе трёх «л» — любовь, ласка, лакомство. Может быть, поэтому на его выступлениях всегда была радостная атмосфера, и дети звали дрессировщика не иначе, как «добрый дедушка Дуров».
Владимир Леонидович родился в 1863 году в Москве, в дворянской семье, однако рано осиротел. Его и младшего брата Анатолия взял на воспитание их крёстный отец, Николай Захаров. Мальчишки росли сорвиголовами. В книге «Мои звери» Владимир вспоминал, как однажды в детстве на спор бросил увесистым булыжником в дворовую собаку Жучку. Та успела отскочить, камень угодил в комок глины. А на другой день как ни в чём не бывало Жучка бросилась навстречу Володе, радостно помахивая хвостом. «Слёзы выступили у меня на глазах. Она не помнит зла, и ещё ласкается ко мне! Я нагнулся к собаке и стал её обнимать, целовать в косматую морду. С тех пор я и полюбил животных», — писал Дуров.
Однажды бабушка взяла Володю и его брата Толю в цирк Ка́рла Гинне на Воздвиженке. Там мальчики впервые увидели дрессированных животных. Дома Володя решил самостоятельно заняться дрессировкой. Его подопечной стала... курица из птичника его крёстного. Он обучил наседку танцевать, и часами развлекал всю улицу. А когда ему исполнилось шестнадцать, нанялся сторожем в цирк-зверинец Гуго Винклера на Цветном бульваре. Там у него появилась возможность наблюдать за процессом дрессировки. От увиденного Володя пришёл в ужас. В то время животных дрессировали с помощью жестокости, боли и страха. Использовались железные прутья, кнуты и плети. Причём, воспитывали так не только хищников, но и вполне мирных, давно приручённых собак и лошадей. Тогда-то Дуров и решил изменить такое положение вещей. Он уговорил дирекцию цирка позволить ему подготовить номер с собакой Бишкой, козлом Бяшкой и морскими свинками. Безо всякого насилия, поощряя питомцев лаской и едой, ему удалось быстро обучить их забавным трюкам, которые очень понравились зрителям. Довольные успехом, руководители цирка разрешили Дурову расширить программу. Так появился гусь Порфирий Петрович и козёл Степан, которые умели считать, составлять слова, танцевать и стрелять из игрушечной пушки. А ещё Владимир Дуров стал первым дрессировщиком, который на своих выступлениях общался с публикой. Он дарил людям радость, а они платили ему искренней любовью. Билеты на представления с участием Дурова раскупались в считанные часы.
К 1900 году у Владимира Леонидовича собралось такое количество дрессированных животных, что их не мог уместить ни один московский цирк. Собаки, мыши, хомяки, пернатые, львы, тигры, даже муравьед и слон! И тогда Дуров решил открыть собственный. Впрочем, это был не совсем цирк. На улице Божедомка дрессировщик приобрёл большой участок для содержания животных, и особняк, который назвал «Уголком Дурова». Каждый день там проходили представления с участием животных. Зрители называли «Уголок» чудесной страной, где царили гармония и согласие между грозными хищниками, безобидными травоядными и мудрым человеком. Достичь этой гармонии Владимиру Дурову удавалось любовью, а ещё — с помощью науки. Он изучал психологию животных, работал с такими светилами психиатрии и физиологии, как Бехтерев и Павлов. Написал и опубликовал несколько работ посвящённых дрессировке зверей без боли.
Больше всего Владимир Леонидович Дуров не любил, когда его называли укротителем. Говорил, что для животных он, прежде всего, друг. И что не только учит их, но и сам многому учится у своих питомцев. Уникальную методику «дрессировки любовью» Дуров передал детям, а те, в свою очередь — внукам. И сегодня в Уголке дедушки Дурова работают потомки знаменитого дрессировщика, и по-прежнему дарят людям радость.
Все выпуски программы Жизнь как служение
«Таинство Евхаристии». Священник Антоний Лакирев
Гостем программы «Светлый вечер» был клирик храма Тихвинской иконы Божьей Матери в Троицке священник Антоний Лакирев.
Разговор шел о таинстве Евхаристии, о том, почему Спаситель завещал принимать Тело и Кровь Его, почему Причастие стало центральной частью жизни христианина, как формировалось последование Литургии и как происходит пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Отец Антоний говорил о различных традициях того, как готовиться к Причастию и как часто принято приступать к этому таинству.
Этой беседой мы открываем цикл из пяти бесед о значении и истории появления семи таинств Церкви.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
Вместе устроим праздник для онкобольных детей
Вот уже пять лет фонд «Время детства» поддерживает два онкологических отделения в одном из крупных медицинских центров Москвы. Одновременно там проходят лечение почти 100 детей. Многие из них находятся в больнице месяцами. Нередко в стенах стационара им приходится встречать Новый год и Рождество.
Чтобы дети не оставались без праздника, команда «Время детства» организует для них сюрприз! Екатерина Ильченко, сотрудник фонда, рассказывает: «К этому событию мы готовимся заранее и начинаем с подарков. Каждый подарок — это большая коробка, в которой собраны самые разнообразные вещи: блокноты, кружки, игрушки, весёлые носочки, сладости и не только, а на самом дне спрятаны ароматные мандарины!».
Но это ещё не всё. С разрешения врачей фонд «Время детства» проводит в отделениях медицинского центра спектакли и концерты. Каждый праздник — это яркое событие, которое дети и родители запоминают надолго. «Нам хочется, чтобы как можно больше людей узнали о том, что в онкологических отделениях тоже есть место для радости. Ведь даже в больнице дети всё равно остаются собой, проживают своё детство», — говорит Екатерина Ильченко.
Вы можете порадовать пациентов детских онкоотделений вместе с фондом. Для этого переходите на сайт «Время детства» и поддержите новогодний сбор. Средства от него пойдут на организацию праздника. Также вы всегда можете присоединиться к дружной волонтёрской команде фонда и лично участвовать в добрых инициативах.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов












