
В 18-й главе Евангелия от Матфея есть слова Христа апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе».
О Церкви Христовой, через которую мы связаны со Христом — священник Алексей Дудин.
Все мы связаны со Христом через Его Церковь. Есть такая поговорка: «Кому Церковь не мать, тому и Бог не Отец».
Разрыв с Церковью — это великое зло, это великое несчастье, потому что, когда человек разрывает свои отношения с Церковью, свои отношения с Богом, он отрывается от источника благодати, от источника жизни, от источника радости, от источника истинного созидания.
И для того чтобы преодолеть это, человеку необходимо вновь соединиться со Святой Апостольской Церковью. Это соединение происходит в Таинстве Исповеди, и именно священник имеет от Бога благодать вновь соединить человека с Его единой, истинной, животворящей Церковью.
Человек снова становится частью Тела Христова, вновь обретает Бога как своего любящего Отца, это единство восстанавливается, и именно вот эту связь, которую имели право устанавливать апостолы, вязать и решать на этой земле, именно эту связь мы воспеваем сегодня, и именно за неё благодарим Бога, давшего нам возможность вновь вернуться в лоно Его родной Церкви, нашей родной христианской семьи.
Все выпуски программы Актуальная тема
Псалом 46. Богослужебные чтения

Одним из принципов академической науки является объективность. Иными словами — стремление исследователя максимально дистанцироваться от своих личных предпочтений, чувств, переживаний и действовать исключительно с холодной головой. Но это в теории. Чаще всего, люди вольно или невольно скатываются в субъективность, так сказать, «подвёрстывая» реальность под себя. Хорошим примером этому является псалом 46-й, что читается сегодня в храме во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 46.
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;
3 ибо Господь Всевышний страшен, — великий Царь над всею землею;
4 покорил нам народы и племена под ноги наши;
5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
6 Восшёл Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.
7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,
8 ибо Бог — Царь всей земли; пойте все разумно.
9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своём;
10 князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли — Божии; Он превознесён над ними.
На первый взгляд, прозвучавший псалом является чуть ли не гимном военной победы. И он действительно воспринимался таковым долгое время. Ветхозаветные евреи полагали, что в псалме 46-м изложено пророчество о грядущем царстве Мессии. Оно (это царство) должно было, по мысли древних иудеев, представлять собой процветающее и могущественное земное государство, где народ избранный займёт ведущую и главенствующую роль.
Можно ли сделать подобный вывод, исходя из прозвучавшего текста? При желании, конечно же, можно. Но давайте посмотрим, насколько корректным будет такое данное толкование? Действительно ли пророческий по характеру своему псалом 46-й обещает читателю именно такой взгляд? Начинается текст псалма с призыва: «Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости». По мысли автора псалма (и это, скорее всего, был не царь и пророк Давид, а кто-то иной), наступление царства Мессии должно вызвать у народов земли радость, даже восторг. И это несмотря на то, что данные народы окажутся в подчинённом состоянии. Или как читаем мы в псалме: «покорил нам народы и племена под ноги наши».
Надо сказать, что подобная картина слабо соответствует привычной реальности. Обычно покорённые народы не торжествуют, а горюют. А тут мы видим радость. В чём же причина? А вот в чём. Псалом 46-й действительно имеет пророческий характер. Вот только повествует он не о политическом переустройстве мира, а о чуде рождения Спасителя Иисуса Христа. И Царство, создание которого предвещает псалмопевец, не есть царство земное, а духовное.
Иными словами — речь идёт о возникновении Церкви Христовой, внутри которой произойдёт и по факту произошло примирение ранее враждовавших народов, добровольно подчинивших себя Христу. В эпоху Ветхого Завета сложно было представить, что такие разные национальности, как евреи, эллины, галаты, сирийцы, ромеи и прочие народы, смогут обрести что-то общее, познать единство. Но это чудо случилось не по человеческой воле, не через политическое принуждение, а благодаря Божьей милости к роду человеческому. Люди той далёкой эпохи, соприкоснувшись с Евангелием, вдохновились и преобразились. Стали искать не противостояния, а настоящего мира.
И в Церкви Христовой не стало ни эллина, ни иудея. На их месте возникло новое творение Божие — обновлённые в таинстве крещения люди, братья и сёстры во Христе. Или как говорится в псалме: «ибо Бог — Царь всей земли». Констатируя этот факт, псалмопевец призывает читателей (и древних, и нас с вами): «пойте все Богу разумно». То есть молитесь Богу с холодной, в хорошем смысле, головой, не пытаясь выдать за правду Божию, своё лукавство. Как это уже однажды происходило. Вожди современного Христу Израиля — фарисеи и книжники — совершили ужасную ошибку — отказались принять настоящего Спасителя, потому что возлюбили спасителя выдуманного. Из-за этого они оказались за пределами Церкви.
Мы же давайте стремиться быть ближе к правде Божией. Что подразумевает и горячность сердца, и трезвость мысли. Чтобы, с одной стороны, быть верными любви Божией. А с другой — не пытаться, повторюсь, выдать желаемое за действительное!
Псалом 46. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 46. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 46. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Сынов Кореевых. Псалом.
2 Восплещите руками все народы, воскликните Богу гласом радости;
3 ибо Господь Всевышний страшен, великий Царь над всею землею;
4 покорил нам народы и племена под ноги наши;
5 избрал нам наследие наше, красу Иакова, которого возлюбил.
6 Восшел Бог при восклицаниях, Господь при звуке трубном.
7 Пойте Богу нашему, пойте; пойте Царю нашему, пойте,
8 ибо Бог - Царь всей земли; пойте все разумно.
9 Бог воцарился над народами, Бог воссел на святом престоле Своем;
10 князья народов собрались к народу Бога Авраамова, ибо щиты земли - Божии; Он превознесен над ними.
5 августа. О значении слов из Послания апостола Павла к коринфянам

В 12-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Не может глаз сказать руке: ты мне не надобна; или также голова ногам: вы мне не нужны».
О значении этих аллегорических слов апостола — протоиерей Максим Первозванский.
Мы все нужны друг другу, и не только члены церкви. Нет никого ненужного для Господа, и нет никого ненужного в этом мире из людей.
Вообще, на самом деле, эти слова апостола Павла относятся к тому, чтобы мы не слишком превозносились, думая, что вот именно мы являемся центром вселенной.
Вот представьте себе, что не случайно апостол Павел уподобляет нас буквально физическому телу человека. Вот ты такой глаз, весь из себя смотришь и понимаешь: «Вот я закрываю глаз, ага, иначе человек больше ничего не увидит, я главный». И действительно, ведь 75 % чувств, эмоций, информации человек получает через зрение, и глаз такой: «Я главный». Вот, а потом нога заболела, и этот глаз пойти никуда не может, и становится плохо.
Апостол Павел напоминает нам, что нет у Господа неважных людей.
Все выпуски программы Актуальная тема