В 1928 году на сирийском побережье Средиземного моря местный крестьянин обнаружил подземный ход. Знал бы неграмотный пахарь, что его находка приведёт к одному из величайших археологических открытий в истории! Древний город Угарит поднимется из тьмы веков и поможет ученым объяснить многие библейские тайны, в том числе и загадочный запрет, содержащийся в Ветхом Завете: «Не вари козлёнка в молоке его матери».
Для исследователей Библии эта фраза стала настоящим камнем преткновения. Между тем, она повторяется в Библии трижды! Два раза в книге «Исход» и один раз в книге «Второзаконие». Крупнейший британский культуролог и историк религии ХХ века Джеймс Фрэзер отмечал: «Едва ли во всём ритуальном законодательстве найдётся другой закон, на котором бы Бог настаивал чаще». В чём же смысл этого табу? Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Существовало немало различных гипотез. Одни утверждали, что запрет установлен для послушания и его нужно исполнять буквально, не задумываясь. Другие считали, что Господь запрещает вкушать вместе молоко и мясо, их нужно есть отдельно. Блаженный Августин подозревал здесь неточность перевода. Широкое распространение получила так называемая гуманистическая гипотеза. Вот что писал один из ее сторонников, профессор Лопухин: «Закон не воспрещает варить мясо в молоке. Он только воспрещает употреблять для этого молоко матери козленка, потому что естественное чувство может возмущаться употреблением материнского молока для наиболее вкусного изготовления ее детеныша».
Через год после того, как сирийский крестьянин обнаружил подземный ход, на этом месте начались археологические раскопки. Руководил ими французский археолог Клод Шеффер. Он обратил внимание на большой холм, находившийся неподалёку, и предположил, что поземный коридор ведет именно туда. И не ошибся. Здесь археологов ожидало сенсационное открытие. Оказалось, что под холмом скрывается УгарИт, торговый город-государство, существовавший на этом месте более четырех тысяч лет назад.
Исследования найденных руин помогли воссоздать облик древнего Угарита. Это было многонациональное государство. Здесь жили греки, хетты, амореи, хурриты, выходцы из Африки. Над городом возвышались храмы языческих богов Астарты и Ваала. Среди развалин дома, очевидно принадлежавшего верховному жрецу, археологи обнаружили огромную библиотеку глиняных табличек с различными надписями. Найденные тексты представляли собой хозяйственные документы, медицинские трактаты, литературные произведения. Но самое пристальное внимание ученых привлекла табличка, датированная XIII веком до Рождества Христова. Что же обнаружили на ней ученые?
Комментарий эксперта:
Анонимный средневековый еврейский автор так описывал один из многочисленных угаритских религиозных обрядов: «у древних язычников существовал обычай – после сбора урожая варить козлёнка в молоке его матери, а потом окроплять тем молоком деревья, поля и фруктовые сады; по народному поверью обряд этот обладал магической силой увеличить урожай будущего года». Представьте, каково было удивление ученых, когда описание именно этого религиозного ритуала они обнаружили на табличке из Древнего Угарита. Текст, который описывал этот ритуал, назывался «Рождение богов». В нем говорилось о жертвоприношении богине плодородия Астарте, частью которого и было приготовление козлёнка в молоке его матери! Ученые прочитали: «На огне семь раз отроки варят козлёнка в молоке, ягнёнка в масле, и на костре семь раз еду для Астарты».
Во II тысячелетии до Рождества Христова древние евреи имели многочисленные экономические и культурные связи с Угаритом. Влияние языческих представлений и традиций на Израиль было огромно. В этой ситуации можно было легко отступиться от своей веры. Поскольку евреи занимались скотоводством и земледелием, языческие ритуалы, которые были связаны с плодородием земли, могли вызвать у них особую симпатию.
Именно поэтому Священное Писание предупреждает «Первые плоды земли твоей приноси в дом Господа, Бога твоего - Не вари козленка в молоке матери его»» (Исх. 23:19; Втор. 26:2). Другими словами, запрещая варить козленка в молоке его матери, Священное Писание запрещает принимать участие в языческом ритуале, который был связан с культом плодородия и поклонением богине Астарте.
У каждого времени есть свой Вавилон, город греха и многоязычия. Когда-то эту роль на протяжении многих столетий играл Угарит. Конец этого города был печален. Сначала он попал под власть хеттов, а затем был до основания разрушен землетрясением чудовищной силы. Руины погибшего Угарита разграбили пришлые народы. Но глиняные таблички никто не тронул – чужеземцев не интересовали литературные памятники и деловая переписка. Время заботливо укрыло разграбленные руины землёй, чтобы через тысячи лет учёные нашли их и помогли нам лучше понять слова Ветхого Завета.
Радио ВЕРА из России на Кипре. Ο ραδιοφωνικός σταθμός ΠΙΣΤΗ απο την Ρωσία στην Κύπρο (26.08.2025)
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
2 Кор., 180 зач., V, 15-21

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Давно и не нами замечено, что рядом со святыми людьми находиться очень непросто. Дело, конечно же, не в том, что святые кого-то обличают или поучают неприятным для нас способом, нет, проблема здесь в другом: такие люди живут по иному закону, закону, для нас не всегда понятному, святые — это вызов для общества, и потому они зачастую подвергаются гонениям. Конечно, мечта Церкви состоит в том, чтобы все ее чада были святыми, ведь, как написал апостол Павел, тот, «кто во Христе, тот новая тварь», следовательно, тот, кто во Христе, живёт по-иному — новому — закону. Эти мысли святого апостола мы можем услышать сегодня во время литургии в православных храмах. Они взяты из 5-й главы Второго послания к Коринфянам.
Глава 5.
15 А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего.
16 Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем.
17 Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое.
18 Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения,
19 потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения.
20 Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом.
21 Ибо не знавшего греха Он сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом.
Крещёных людей много, но среди нас совсем немного тех, кто может сказать, что он исполняет слова апостола Павла из только что прозвучавшего отрывка: «А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего» (2Кор. 5:15). Более того, далеко не все христиане слышали эти слова, и ещё меньшее число людей задумывались над мыслями святого апостола Павла. Задуматься же здесь есть над чем, ведь если мы продолжаем жить для себя, то можем ли мы называться христианами?
Впрочем, прежде чем перейти к дальнейшим рассуждениям, нам стоит подумать о том, что же именно апостол Павел вкладывал в понятие жизни «для умершего за них и воскресшего». Здесь нам на помощь приходит святитель Тихон Задонский, который для разъяснения мысли апостола предложил использовать образ взаимоотношений раба и его хозяина: «Господин повелевает рабу, и слушает его раб. Говорит ему: делай то, — и делает. Иди туда, — и идёт. Собирай на стол, — и собирает. Христос Господь наш повелевает нам: христианин, люби ближнего, как себя; будь милосерден, смирен, кроток, податлив; берегись всякого греха, и прочее. Должны мы, как рабы Его купленные, делать то, что Он повелевает нам». Иными словами, всё довольно просто: нужно делать не то, что хочется мне, а то, что требует Христос. Понять же Его требования несложно, достаточно держать в памяти Евангелие и быть знакомыми с апостольскими посланиями. В затруднительных же случаях стоит напрямую в молитве вопрошать Христа о Его воле.
Стоит признать, что так живут очень немногие люди. Если же человек решится последовать словам апостола Павла, и начнёт жить для Христа, то такой человек неизбежно столкнётся со сложностями, которые будут вызваны тем, что его ценности перестанут совпадать с ценностями окружающих его людей. Если для мира интересны деньги, благополучие и здоровье, то живущему ради Христа человеку интересны воля Божия, чистое сердце и Царство Небесное. Согласовать мирские стремления с духовными не представляется возможным, а потому подвижники всегда будут выглядеть странными, непонятными, непредсказуемыми и неудобными. Мир никогда не сможет ни их понять, ни ими управлять, а потому он будет их отторгать. Нам же, то есть тем людям, которые имеют стремление к жизни ради Христа, но ещё не вполне решились на такую жизнь, стоит помнить, что если нам какой-то христианин кажется непонятным и неприятным, то, возможно, мы имеет дело со святым, и нам не стоит спешить его осуждать, а вот попросить молитв о нас у него и нужно, и должно.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Отношение к смерти в Ветхом Завете». Священник Александр Сатомский

У нас в студии был настоятель Богоявленского храма в Ярославле священник Александр Сатомский.
В преддверии дня Успения Пресвятой Богородицы мы говорили о том, как человек стал смертным и как конечность земной жизни осмысляется в Ветхом Завете.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер