Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Помните, Маргарита Константиновна, как мы с вами впервые побывали здесь, в Брянском музее братьев-художников Сергея и Алексея Ткачёвых?
— Конечно, помню, Андрей Борисович. Звучит невероятно, но это было в прошлом веке!
— Да, в конце девяностых. Музей тогда только открылся в маленьком особнячке. Алексей Петрович и Сергей Петрович отдали для его постоянной экспозиции две сотни своих работ. Помню, какое ошеломляющее впечатление они произвели на меня тогда. Портреты, пейзажи, жанровые полотна — сверкающий, звенящий, благоуханный поток живой жизни!
— С тех пор здесь многое изменилось.
— Причем, к лучшему! К историческому зданию со стороны улицы Ульянова пристроили ещё одно помещение, современное. Их соединил зимний сад. При музее появилась научная библиотека, реставрационная мастерская. И в коллекции теперь около восьмисот полотен.
— Приятно увидеть новые экспонаты. А те, что уже знакомы, спустя много лет рождают в душе иные чувства. Вот, например, картина Ткачёвых «Дочери», написанная в 1977 году.
— Чудесное произведение — яркое, красочное! Идёт подготовка к свадьбе в деревенском доме. Перед зеркалом у шкафа стоит невеста в белом платье. Её стройную фигурку словно облако осеняет длинная белая фата. Рядом с девушкой хлопочут две сестры. Ещё одна, старшая, стоит чуть поодаль, слева.
— Когда я увидела эту картину впервые, моим вниманием завладели именно эти четыре девушки. А сейчас я отчетливо понимаю, что главная героиня полотна — их мать.
— Недаром Ткачёвы показали эту женщину в красном наряде! Он, вроде, простенький — платье скромного фасона, фартук, платок, завязанный узлом у подбородка. Но алый цвет свидетельствует о горячих чувствах хозяйки дома. Тут и радость за дочь, и тревога о том, как сложится её дальнейшая жизнь.
— Не о себе она переживает, не для себя привыкла жить. А обстоятельства меняются — как тонко и пронзительно художники подчеркнули это, изобразив кукол на шкафу! Выросли девчонки, больше не играют. Разлетятся из дома, каково-то будет матери?
— Я могу вас утешить, Маргарита Константиновна. У героини картины есть прообраз — Вера Пакетова. Обычная сельская жительница из деревни Новое Котчище под Тверью. Ткачёвы часто там бывали, дружили с Верой Петровной и посвятили ей несколько картин. Из которых видно, что материнский кризис опустевшего гнезда обошёл эту женщину стороной. На всех полотнах Вера Пакетова изображена среди ребятишек.
— А сколько их всего было у неё?
— Семь дочерей, шесть сыновей. А также сорок внуков и двадцать пять правнуков! В доме Пакетовых всегда звенели детские голоса. Вера Петровна прожила восемьдесят шесть лет и умерла на руках у младшей дочери.
— Спасибо вам, Андрей Борисович! Так потеплело на душе!
— Тут не моя заслуга, Маргарита Константиновна. Это картина братьев Ткачёвых «Дочери» согрела ваше сердце.
Картину Сергея и Алексея Ткачёвых «Дочери» можно увидеть в Брянске, в музее братьев Ткачёвых.
Все выпуски программы: Краски России
31 июля. Об отношении к еде

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к корИнфянам есть слова: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию».
Об отношении к еде — священник Александр Сапунов.
Святитель Иоанн Златоуст так объясняет эти слова: «Видишь ли, как он от частного предмета перешёл в получение к общему и преподал нам превосходное правило — прославлять Бога во всём». Свидетель говорит нам о том, что всякое наше действие должно быть прославлено Светом Христовым и строиться вокруг Его личности, особенно когда это касается простых и элементарных вещей, таких как питание.
Ведь, дорогие слушатели, призваны мы апостолом Павлом осознавать, что жизнь — это дар, за который мы должны прославлять нашего Творца в наших делах и в каждом нашем мгновении.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О личности богослова Василия Бажанова

Сегодня 31 июля. В этот день в 1883 году отошёл ко Господу доктор богословия, императорский духовник, протопресвитер Василий Бажанов.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Этот замечательный священник с энциклопедическим кругозором, знаток, как это водилось, древних и новых языков, богослов, незаурядный преподаватель, был духовником последовательно Николая Павловича I, Александра Николаевича II и Александра Александровича III. А стало быть, трудами отца Василия Бажанова созидался внутренний мир трёх помазанников божьих.
Его учебник об обязанностях христианина, специально написанный для государя Александра Николаевича, будущего императора, стал самым популярным пособием как в духовных, так и в светских учебных заведениях. А значит, уже не только монархи, но сотни и тысячи русских людей впитывали в себя основы христианского благочестия по труду, занявшему своё место в системе российского образования.
На его средства была открыта Николаевская богадельня для престарелых священнослужителей военного ведомства. Может быть, не столько на средства, сколько по его инициативе, но и взносы протопресвитера Василия в это заведение, несомненно, поступали.
Помолимся об упокоении души этого русского священнослужителя и пожелаем современным клирикам Московской патриархии набирать тот духовный вес и ту молитвенную сосредоточенность. В наш турбулентный век смешения и брожения умов люди такого статуса, и не просто статуса, но такой духовной мощи, конечно же, очень нужны для выработки в нашем самосознании устойчивости, преданности небесному Отечеству и бескорыстного служения Отечеству земному.
Все выпуски программы Актуальная тема
31 июля. О святости преподобного Памвы Нитрийского

Сегодня 31 июля. День памяти преподобного Памвы пустынника, Нитрийского, жившего в четвертом веке и взявшего на себя подвиг безмолвия.
О его святости — священник Стахий Колотвин.
Подвиг молчальничества, подвиг воздержания от слов порой воспринимается искусственно. Монах берёт и даёт обет — зарок — не говорить сколько-то лет, не общаться. Однако здесь речь не идёт о том, что если кто-то попросит помощи, подсказки, то монах должен сказать: «Ой, у меня табличка, я не могу говорить». А речь идёт о том, чтобы ценить каждое слово.
Преподобный Памва, который жил в отдалённой Нитрийской пустыне — то есть, с одной стороны, не так далеко от Александрии, а с другой стороны, уже далеко от источников, от оазисов, там, где сложно подвизаться, и там, куда не приходят паломники, жаждущие наставления. Тем не менее, конечно, и до него добирались, зная о его праведной жизни, монахи, которые пытались задать ему какой-то вопрос.
Но преподобный Памва ни в коем случае им не отказывал. Просто он мог по нескольку месяцев размышлять над вопросом, и если человек дожидался или приходил вновь, обязательно ему давал ответ.
Поэтому точно так же не нужно брать и лицемерить, и бросаться: с одной стороны, всегда объяснять и подсказывать, если ты что-то знаешь. Но и не нужно, с другой стороны, брать и лицемерить, и говорить: «Ой, я такой бедный, недостойный», — а внутри думать: «Ой, какой я смиренный и совершенный, никому ничего не советую».
Если ты можешь человеку подсказать, то просто подожди, подумай, поразмысли, порасспрашивай его, и, возможно, ты ему сам не дашь ответа, но подскажешь, куда человеку пойти, к кому обратиться, чтобы он смог ответ на свой духовный вопрос получить.
Все выпуски программы Актуальная тема