Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Маргарита Константиновна, удивительное место — Шереметевский дворец в московской усадьбе Кусково, правда? Здесь потрясающая Портретная галерея! Чувствуешь себя окружённой людьми, которые жили давным-давно...
— Да, Наташенька, я понимаю, что ты хочешь сказать. Как будто окунаешься в историю, и воочию видишь перед собою лица тех, кто эту историю творил.
— Многих сразу можно узнать! Тут портрет царя Алексея Михайловича. А там — императрица Екатерина Великая. Ещё вижу патриарха Московского Филарета (Дроздова). А это кто? Какая-то монахиня...
— Перед нами, Наташенька «Портрет схимонахини Нектарии — Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой».
— Маргарита Константиновна, я запуталась! Схимонахиня Нектария, Наталья Долгорукая, Шереметева — это что, один и тот же человек?
— Верно, Наташа!
— Я всё-таки не совсем понимаю... Похоже, за этим портретом стоит какая-то необыкновенная история!
— Как ты сама, Наташенька, верно заметила, на портрете изображена монахиня. Однако до принятия пострига она была знатной женщиной — дочерью фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Кстати, владельца усадьбы Кусково, где мы сейчас находимся. Жила она в 18-м столетии.
— Значит, Долгорукая — это её фамилия в замужестве?
— Да. В 1730 году Наталья Борисовна вышла замуж за князя Ивана Алексеевича Долгорукова, ближайшего друга императора Петра Второго. Когда князь только ещё посватался к Наталье, он был влиятельными человеком в государстве.
— А потом что-то изменилось?
— Тогда же, в 1730-м, Пётр Второй скоропостижно скончался. На российский престол взошла племянница Петра Великого — Анна Иоанновна. У неё были подозрения, что влиятельный Долгоруков не хотел её воцарения, и намеревался захватить трон. Поэтому новая императрица решила выслать его в Сибирь.
— И Наталья Борисовна всё равно согласилась выйти за опального князя?!
— Родные отговаривали её от этого шага. Но Наталья искренне полюбила Ивана Алексеевича. И осталась твердой в своём выборе.
— И что же, после венчания с Долгоруковым Наталья отправилась с ним в ссылку?
— Отправилась. Далеко — в Берёзов... Это посёлок на территории современного Ханты-Мансийского округа. Там она провела 11 лет. Супруги жили в избе с земляным полом, выходили из дому только в церковь. А в 1739-м Ивана Долгорукова казнили в Тобольске....
— Как, наверное, тяжело Наталье Борисовне было всё это пережить!
— Она несла свой крест со смирением. Хранила любовь к супругу. И благодарила Бога за то, что он дал ей возможность перенести страдания и невзгоды вместе с ним.
— А что же было потом?
— Потом Анна Иоанновна помиловала вдову князя Долгорукова и разрешила ей вернуться из ссылки. Но к прежней жизни Наталья Борисовна не возвратилась. Вырастив сыновей, которые родились у них с мужем ещё в Сибири, она ушла в монастырь. Затем в 1767 году во Флоровской обители в Киеве она приняла постриг в великую схиму — высшую ступень монашества, с именем Нектария.
— И, наверное, тогда же была запечатлена на портрете, который сейчас перед нами? Если я правильно понимаю, здесь на ней уже облачение схимницы...
— Да, это монашеское облачение с особым узором так и называется — схима. Посмотри, как тщательно, с каким вниманием к деталям художник выписал его. Крест, а вокруг — тонкий растительный орнамент.
— Да, очень красиво! А кстати, кто автор этого портрета?
— К сожалению, имя живописца до нас не дошло. Однако неизвестный художник был явно незаурядного таланта.
— И, по-моему, он написал Наталью Борисовну — то есть, уже, схимонахиню Нектарию — в стилистике, близкой к иконописи!
— Ты права, Наташенька! Ведь перед нами — парсуна. Это особый тип портрета, действительно восходящий к иконописи. Яркий свет выхватывает лицо монахини из темноты фона, оно кажется таинственным, будто не от мира сего.
— А в верхнем левом углу изображён какой-то свиток. Не могу понять, что на нём написано.
— Давай-ка посмотрим... «И положих одеяние мое вретище, и бых им в притчу...». Это же 68-й псалом!
— Я помню его! «И облек я постом душу мою, и стал терпеть поругания; И оделся я в рубище, и стал для всех притчей... Надо мной глумились сидящие у ворот... А я возношу молитву к Тебе, Боже!». Наверное, неспроста именно эти строки художник поместил на портрет.
— Действительно, они — словно иллюстрация жизни схимонахини Нектарии — Натальи Борисовны Долгорукой, урождённой Шереметевой.
— Вот с историей какой удивительной женщины мы сегодня познакомились в Портретной галерее музея-усадьбы Кусково!
Все выпуски программы Свидание с шедевром
«Зимнее утро»

«Зимнее утро». Россия, режиссёр Николай Лебедев
— В середине 20 века отрезаны от всего света, насильственно отодвигают назад чуть ли не в ледниковый период. И вот вопрос: можно таким образом превратить современных людей в троглодитов? Останемся ли мы людьми во всём? Понимаете — во всём! И ответить на этот вопрос должен каждый.
Глубокий философский монолог звучит зимой 1941-го, под разрывы вражеских снарядов, в бомбоубежище блокадного Ленинграда. Только что мы с вами услышали фрагмент из кинофильма «Зимнее утро». Ленту о том, как жил, стоял и не сдавался осаждённый немцами город, снял в 1967-м году режиссёр Николай Лебедев по мотивам произведения Тамары Цинберг. Повесть эта тоже родилась в ленинградском бомбоубежище — во время артиллерийских обстрелов, чтобы отвлечь маленького сына, писательница рассказывала ему истории, которые придумывала сама. Одну из них Тамара Цинберг впоследствии издала под названием «Седьмая симфония». Она и стала сценарием для фильма «Зимнее утро» — по мнению кинокритиков, одной из лучших картин о ленинградской блокаде.
Признаюсь, был немного удивлён, когда узнал, что на 6-м Московском международном кинофестивале в 1969-м лента завоевала Золотой приз как лучший детский фильм. Безусловно, смотреть его с детьми можно и даже нужно. И в то же время он затрагивает такие глубокие вопросы человеческого бытия, что, пожалуй, любой взрослый после просмотра крепко призадумается. Впрочем, победила картина «Зимнее утро» в 1969-м году и в другой номинации фестиваля — «Самый добрый фильм». Это была заслуженная награда: лента действительно необыкновенно светлая несмотря на то, что повествует о трагической странице нашей истории.
Однако вернёмся к сюжету. Двенадцатилетняя Катя Никанорова живёт в осаждённом Ленинграде без родителей. Мать умерла от истощения. Отец погиб на фронте. Голод, холод и безысходность настолько измотали девочку, что она даже перестала прятаться от бомбёжек. Когда во время воздушной тревоги все бежали в укрытие, она оставалась в квартире и под грохот орудий читала книгу. Но однажды соседке удалось убедить Катю выйти. Она попросила девочку поскорее отнести в убежище какого-то ребёнка, а сама тем временем побежала обходить оставшиеся квартиры. Чей это малыш, откуда он — рассказать не успела. Через несколько минут немецкий снаряд уничтожил Катин дом и всех, кто там остался. Так в блокадную зиму Катя осталась без крыши над головой и с незнакомым маленьким мальчиком на руках. Девочка называет его Серёжей. Вместе они пытаются выжить в новых обстоятельствах.
Не вдаваясь в детали, чтобы зрители могли увидеть всё сами, хотелось бы сказать о картине, наверное, самое главное. Режиссёр Николай Лебедев снял не просто военную драму. Он рассказал о том, что помогало человеку оставаться человеком в те страшные годы. Не позволяло ему сломаться, давало волю к жизни. Об этом в одном из эпизодов говорит Катя своему знакомому, капитану Алексею Петровичу Воронову.
— Правда-правда, Алексей Петрович. Если бы не он, не Серёжа, меня бы тоже на Пескарёвку свезли. Ничего не стала бы делать для себя. Я тогда очень устала...
Спасая Серёжу, Катя, сама того не сознавая, спасала и саму себя. И не только себя. Фильм «Зимнее утро» раскрывает перед нами чудо любви, которая сильна всё преодолеть. Кстати, Катю потрясающе искренне сыграла Таня Солдатёнкова — непрофессиональная актриса, советская школьница. Многие актёры, занятые в картине, знали не понаслышке, что такое война. Фронтовиком был исполнитель роли капитана Воронова, Николай Тимофеев. Лилии Гуровой, сыгравшей его супругу, довелось побывать в оккупации. А режиссёр фильма Николай Лебедев — кавалер ордена Красной Звезды, он воевал на Ленинградском фронте.
Мне запомнился эпизод, в котором беседуют двое немцев-наводчиков на наблюдательном пункте. Кончается зима, которую, по всем расчётам фашистов, ленинградцы не должны были пережить. Но случилось иначе...
— Почему в предутренние часы встревожили фашистских офицеров всполохи над осаждённым городом? Это пожары, — сказал младший. — Нет, не пожары, — ответил ему старший. — В том-то и дело, что не пожары. Это пошли трамваи. И после такой-то зимы... Непостижимый народ эти русские...
Да, для врага мы были непостижимы. Потому что перед лицом огромной беды стояли не каждый сам за себя, а все вместе — за родную землю. Потому что не выживали, а жили, помогая друг другу. Потому что не было чужих — а были братья и сёстры. Режиссёр-фронтовик Николай Лебедев видел это своими глазами. И показал нам в своей картине «Зимнее утро».
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема