Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Смотри, Паша, как удивительно. Мы с тобой находимся в самой маленькой комнате Воронцовского дворца в Алупке. А картина на стене открывает перед нами перспективу в бесконечность!
— Ты говоришь про полотно Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее», дядя Андрей?
— Именно так. О работе замечательного художника девятнадцатого столетия.
— Но где же здесь бесконечность? Бесконечность — это про вселенную. А перед нами просто южный пейзаж. В долине среди гор укрылся небольшой городок. Дома из белого камня. На переднем плане путники движутся по каменистой тропинке — на верблюдах, на ослике, пешком. Всё вполне земное.
— Однако, племянник, само название картины оспаривает твои слова. Ведь Назарет — это то место, где прошло детство Иисуса Христа. А Он — Богочеловек, который своим Воскресением изменил вселенную, открыл людям Небесное Царство. И пейзаж Никанора Чернецова несёт память об этом.
— Это иллюстрация к Евангелию?
— Отчасти. Среди людей, бредущих по горной тропе, можно угадать главных участников евангельских событий — Богородицу, Отрока Христа, старца Иосифа. Вот так же они ходили с другими паломниками из Назарета в Иерусалимский храм. Но вместе с тем, на полотне присутствуют приметы девятнадцатого века.
— Это какие же?
— А вот, к примеру, здание с высокой башней-минаретом — Белая мечеть. Во времена Спасителя её просто не могло быть, ведь мусульманство возникло спустя несколько веков после Воскресения Христова. Мечеть построили в Назарете в 1815 году.
— Так какое же время отобразил Никанор Чернецов в своей работе — девятнадцатый век или первый?
— Замечательный вопрос! По сути, он — ключ к пониманию картины. Художник, поместив в современный ему пейзаж семейство Спасителя, дал зрителю подсказку. Господь во все времена рядом с нами. С Богом ты прикасаешься к вечности.
— Никанор Чернецов был глубоко верующим?
— Безусловно! Именно поэтому он совершил вместе со старшим братом Григорием паломничество на Святую Землю в 1841 году. Григорий Чернецов также был художником.
— Подожди! Ты говоришь в 1841-ом? А вот здесь на табличке указано, что картина «Вид Назарета в Галилее» была написана в 1869-ом!
— Так и есть. В путешествии братья сделали немало набросков. К этому материалу они обращались всю последующую жизнь. Полотно, перед которым мы с тобой стоим, Никанор Григорьевич создал в шестьдесят пять лет, уже будучи зрелым человеком.
— Поэтому, наверное, и картина получилась такая глубокая — размышление о вечности.
— Художник вложил в своё произведение не только мысли, но и чувства, чаяния верующего сердца. Ты обратил внимание, какие нежные, тёплые оттенки он использовал?
— О, да! Лиловые горы, оливковые холмы, чуть розоватое небо.
— И всё это залито медовым светом. Позолота здесь — символ Божьего участия в нашей жизни. Картина Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее» дарит надежду, что во все времена, и даже за пределами земного бытия, Христос будет сопутствовать любящим Его.
Картину Никанора Чернецова «Вид Назарета в Галилее» можно увидеть в Воронцовском дворце Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника.
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 75. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Асафа. Песнь.
2 Ведом в Иудее Бог; у Израиля велико имя Его.
3 И было в Салиме жилище Его и пребывание Его на Сионе.
4 Там сокрушил Он стрелы лука, щит и меч и брань.
5 Ты славен, могущественнее гор хищнических.
6 Крепкие сердцем стали добычею, уснули сном своим, и не нашли все мужи силы рук своих.
7 От прещения Твоего, Боже Иакова, вздремали и колесница и конь.
8 Ты страшен, и кто устоит пред лицем Твоим во время гнева Твоего?
9 С небес Ты возвестил суд; земля убоялась и утихла,
10 когда восстал Бог на суд, чтобы спасти всех угнетенных земли.
11 И гнев человеческий обратится во славу Тебе: остаток гнева Ты укротишь.
12 Делайте и воздавайте обеты Господу, Богу вашему; все, которые вокруг Него, да принесут дары Страшному:
13 Он укрощает дух князей, Он страшен для царей земных.
30 июля. О духовном и историческом значении Крещения Руси

28 июля, в День Крещения Руси, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил торжественный молебен у памятника равноапостольному князю Владимиру на Боровицкой площади в Москве.
По окончании молебна Предстоятель Русской православной Церкви говорил о духовном и историческом значении Крещения Руси равноапостольным князем Владимиром.
Сила Владимирова Крещения подтверждается и тем, с какой злобой — есть такое слово: остервенение, — пытаются враги разрушить созданное им, князем Владимиром, духовное единство нашего народа. Иначе не было бы столь яростных ударов по церкви, стремления разорвать ткань нашей истории, подменить истину ложью, а братство народов Святой Руси — враждой, отчуждением и даже военными действиями.
Христианство в истории Европы всегда шло рядом с государственностью. Государство, которое пренебрегает духовным основанием, разрушает само себя. Русская государственность зиждется на христианском фундаменте так же, как и европейская. Но мы, в отличие от современных европейцев, не боимся говорить об этом сегодня, в день Крещения Руси.
На иконах князя Владимира мы видим крест и меч. Меч — знак власти и силы, символ государства. Но если он поднимается не для защиты веры, не для защиты народа и отечества, то легко может превратиться в орудие убийства.
Верю, что каждый из нас — наследник равноапостольного князя Владимира, соучастник его духовного преображения. И пусть эта память укрепит нас в верности Христу, в любви к ближним, в преданности Святой Руси.
Все выпуски программы Актуальная тема
30 июля. О помощи Божьей в искушениях

В 10-й главе 1-го Послания апостола Павла к коринфянам есть слова: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил».
О помощи Божьей в искушениях — протоиерей Максим Горожанкин.
Когда мы читаем эти слова святого апостола Павла, мы должны помнить о том, что Господь прежде прошения нашего знает любую нашу нужду.
И в Скитском патерике есть такая история: преподобный Антоний Великий был искушаем бесами и, победив их, спросил у явившегося ему Господа, а где же Тот был, когда преподобного искушали бесы? На что Господь ему сказал: «Я был здесь, рядом с тобой».
И святой апостол Павел напоминает нам об этом как раз, что Господь не даёт испытаний выше сил, выше меры.
Если мы бываем обуреваемы искушениями, то должны помолиться Богу, попросить Его помощи с верой и надеждой. И Господь непременно подаст нам эту помощь, укрепит нас, вдохновит нас и подаст силы к дальнейшему шествию по пути христианской жизни.
Все выпуски программы Актуальная тема