
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри мы очень часто встречаем упоминание бедственного положения праведника в связи с тем, что его враги направили против него своё оружие. Чаще всего под оружием Псалтырь понимает соответствующее воинское снаряжение. Но есть и исключения. Так, сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 63-й псалом, и в нём под оружием понимается нечто совсем иное, в частности, злое язвительное слово.
Псалом 63.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
Как мы только что услышали, псалмопевец назвал язык — мечом, а язвительное слово — луком. То есть и первое, и второе — это оружие, которым враги хотят поразить праведника. Автор этого псалма — царь Давид, и его нельзя заподозрить в трусости; если он говорит, что подвергается опасности, значит, это так и есть. Более того, всё настолько плохо, что Давид вынужден обращаться к Богу с просьбой о защите, причём защите не от физического насилия, а от язвительных слов.
Конечно, прилагательное «язвительные» — это лишь один из возможных переводов оригинального еврейского слова; здесь можно было бы сказать и, к примеру, «жестокое слово».
Да, мы знаем, что словом можно уничтожить человека. Знает об этом и Священное Писание: так, в книге Притчей Соломоновых есть такие слова: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притч. 12:18).
Однако Псалтырь не была бы Псалтырью, если бы в ней шла речь лишь о всем прекрасно известной «бытовой» силе слова, а потому нам стоит посмотреть на 63-й псалом внимательнее. В частности, нам стоит обратить внимание вот на какую строку: «Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца» (Пс. 63:7). Людям, которые знакомы с Евангелием, эта строка не может не напомнить суд над Спасителем мира Иисусом Христом. Во время этого суда у обвинителей Христа было только одно оружие — ложное слово. Они, как мы помним, искали лжесвидетелей: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:59–60). Они никак не могли закончить своё расследование вовсе не потому, что стремились дойти до истины; своими действиями они хотели создать видимость законного суда.
Обо всем этом было сказано в 63-м псалме. Сказано в нём и о том, что произошло в дальнейшем: осудившие неправедным судом Спасителя мира иудеи осудили в конечном итоге самих себя. Ну а на непредвзятых свидетелей казни Христа Его Смерть произвела то впечатление, которое было предвозвещено царём, пророком и псалмопевцем Давидом: «И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело» (Пс. 63:10).
Псалом 63. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 63. (Церковно-славянский перевод)
У Даши есть все шансы окончательно победить болезнь, давайте ей поможем

Иногда в жизни случаются ситуации, к которым невозможно подготовиться, например, человек сталкивается с тяжёлой болезнью. Она застаёт врасплох, забирает силы и ресурсы. В такие моменты помощь добрых людей и благотворительных фондов становится проблеском света, надеждой, которая мотивирует не сдаваться.
Воронежский фонд «ДоброСвет» объединяет десятки неравнодушных сердец со всей России и вместе с ними приходит на помощь болеющим детям и их близким. Оплачивает лечение и не только. Сейчас фонд проводит сбор в поддержку семилетней Даши Малюковой. И у нас с вами тоже есть возможность принять в нём участие.
Даша проходит лечение в онкоотделении воронежской больницы. У девочки опухоль в районе ключицы. Все необходимые процедуры и химиотерапию она преодолевает смело и даже старается подбадривать других детей. Тем, кто только прибыл в больницу, Даша рассказывает о том, как всё устроено, и что на самом деле здесь не страшно. А некоторых малышей заботливая девочка доводит за руку до процедурного кабинета.
Сама Даша прошла уже несколько курсов химиотерапии. Лечение помогало уменьшить опухоль. Однако тот препарат, который ей вводили, дал серьёзные осложнения на печень, поэтому врачи решили его заменить. Новое дорогостоящее лекарство родителям девочки необходимо приобрести самостоятельно, поскольку оно не входит в перечень бесплатно выдаваемых. Поэтому семья обратилась в фонд «ДоброСвет». На сайте фонда опубликована полная история Даши Малюковой, и есть возможность её поддержать. Подарим девочке шанс окончательно победить болезнь!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Любовь как дар от Бога». Ольга Юревич

У нас в студии была жена священника, многодетная мама, ведущая семейной школы при Марфо-Мариинской обители Ольга Юревич.
Мы говорили о любви как даре от Бога, как о заложенном в человеке потенциале, который нужно развивать и умножать.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед о дарах Бога человеку.
Дары Бога нам мы часто воспринимаем как данность, а потому относимся к ним потребительски. А если напомнить себе, откуда что взялось? Жизнь как дар Бога. Время как дар Бога. Земля как дар Бога. Любовь как дар Бога. Таланты (включая главный — человечность) как дары Бога. Что изменится, если к этим дарам мы начнём относиться как к заданию на пути к обоженью?
Первая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена жизни как дару от Бога (эфир 15.09.2025)
Вторая беседа с протоиереем Максимом Козловым была посвящена времени как дару от Бога (эфир 16.09.2025)
Третья беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена Земле как дару от Бога (эфир 17.09.2025)
Все выпуски программы Светлый вечер
«Стратегия в работе и жизни». Алексей Горячев

Гостем программы «Вера и дело» был предприниматель с тридцатилетним опытом, инвестиционный банкир и инвестор, советник лидеров по личной стратегии Алексей Горячев.
Разговор строится вокруг его новой книги «Стратегия личности. Как планировать развитие в работе и жизни, опираясь на свои ценности» и вопросов, которые она поднимает. Алексей объясняет, что важно честно взглянуть на свою жизнь, определить ключевые сильные стороны и опереться на глубинные ценности, чтобы не превратиться в безличную «функцию» бизнеса. Стратегия, по его словам, — это не предсказание будущего, а навык жить с ясным вектором на год, пять и двадцать пять лет вперёд, возвращая энергию в сегодняшний день.
В беседе звучат рассуждения о лидерстве и ответственности, о том, как христианину соединить личные планы с промыслом Божиим и не перекладывать на Господа собственный выбор. Гость подчёркивает: ошибки не повод останавливаться, а материал для роста. Строя личную стратегию, мы учимся сотрудничать с Богом и открывать глубину собственной жизни.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Светлый вечер