
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Псалтыри мы очень часто встречаем упоминание бедственного положения праведника в связи с тем, что его враги направили против него своё оружие. Чаще всего под оружием Псалтырь понимает соответствующее воинское снаряжение. Но есть и исключения. Так, сегодня во время богослужения в православных храмах звучит 63-й псалом, и в нём под оружием понимается нечто совсем иное, в частности, злое язвительное слово.
Псалом 63.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Услышь, Боже, голос мой в молитве моей, сохрани жизнь мою от страха врага;
3 укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев,
4 которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово,
5 чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся.
6 Они утвердились в злом намерении, совещались скрыть сеть, говорили: кто их увидит?
7 Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца.
8 Но поразит их Бог стрелою: внезапно будут они уязвлены;
9 языком своим они поразят самих себя; все, видящие их, удалятся от них.
10 И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело.
11 А праведник возвеселится о Господе и будет уповать на Него; и похвалятся все правые сердцем.
Как мы только что услышали, псалмопевец назвал язык — мечом, а язвительное слово — луком. То есть и первое, и второе — это оружие, которым враги хотят поразить праведника. Автор этого псалма — царь Давид, и его нельзя заподозрить в трусости; если он говорит, что подвергается опасности, значит, это так и есть. Более того, всё настолько плохо, что Давид вынужден обращаться к Богу с просьбой о защите, причём защите не от физического насилия, а от язвительных слов.
Конечно, прилагательное «язвительные» — это лишь один из возможных переводов оригинального еврейского слова; здесь можно было бы сказать и, к примеру, «жестокое слово».
Да, мы знаем, что словом можно уничтожить человека. Знает об этом и Священное Писание: так, в книге Притчей Соломоновых есть такие слова: «Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых — врачует» (Притч. 12:18).
Однако Псалтырь не была бы Псалтырью, если бы в ней шла речь лишь о всем прекрасно известной «бытовой» силе слова, а потому нам стоит посмотреть на 63-й псалом внимательнее. В частности, нам стоит обратить внимание вот на какую строку: «Изыскивают неправду, делают расследование за расследованием даже до внутренней жизни человека и до глубины сердца» (Пс. 63:7). Людям, которые знакомы с Евангелием, эта строка не может не напомнить суд над Спасителем мира Иисусом Христом. Во время этого суда у обвинителей Христа было только одно оружие — ложное слово. Они, как мы помним, искали лжесвидетелей: «Первосвященники и старейшины и весь синедрион искали лжесвидетельства против Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили; и, хотя много лжесвидетелей приходило, не нашли» (Мф. 26:59–60). Они никак не могли закончить своё расследование вовсе не потому, что стремились дойти до истины; своими действиями они хотели создать видимость законного суда.
Обо всем этом было сказано в 63-м псалме. Сказано в нём и о том, что произошло в дальнейшем: осудившие неправедным судом Спасителя мира иудеи осудили в конечном итоге самих себя. Ну а на непредвзятых свидетелей казни Христа Его Смерть произвела то впечатление, которое было предвозвещено царём, пророком и псалмопевцем Давидом: «И убоятся все человеки, и возвестят дело Божие, и уразумеют, что это Его дело» (Пс. 63:10).
Псалом 63. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 63. (Церковно-славянский перевод)
Послание к Римлянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
Рим., 108 зач., XII, 1-3.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Как-то я встретил один афоризм — и он очень мне понравился, потому что он созвучен словам апостола Павла из 12-й главы послания к Римлянам — отрывок из которой сегодня читается за богослужением в храмах. А звучит афоризм так: «Кто идёт в ногу с веком сим, тот опоздает в вечность». Давайте послушаем отрывок и продолжим наши размышления.
Глава 12.
1 Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего,
2 и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная.
3 По данной мне благодати, всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил.
Апостол Павел противопоставляет две «жизненные стратегии»: «по миру сему» — и по Божьей воле. Другими словами, для него принципиально важным является то, в какой «системе координат» человек существует: сообразно окружающему миру — либо сообразно Евангелию.
Если с «миром сим» всё более-менее понятно и знакомо — для большинства — то вот со следованием воле Божией — всё сложнее. Давайте внимательнее всмотримся в то, как именно описывает апостол Павел самое существо Божьей воли.
Итак, воля Божия — «ἀγαθὸν καὶ εὐάρεστον καὶ τέλειον». Благая, угодная и совершенная. И сразу — вопросы: оказывается, нет единого понимания в этимологии корня «благой» — ἀγαθὸν. Интересна версия о том, что в основе лежит корень ag- «угодный или годный». Воля Божия — то, что «вполне годится», «в самый раз», — если совсем упростить.
Второе слово — εὐάρεστον — εὖ «хорошо» + ἀρέσκω «подгонять, прилаживать», «делать подходящим». Неожиданно, не так ли? Одна только деталь — для кого — подходящим?
И, наконец, третье слово — τέλειον — «полноценный, достигший цели», «исполненный до конца замысел».
Теперь попробуем «переговорить» эти три ключевых понятия на доступном русском языке. Сразу понятно, что воля Божия не выступает «антагонистом» по отношению к человеку как таковому: задача Господа — не «проутюжить», или «закатать» под асфальт человека Своей безграничной властью, а, напротив, помочь ему «сбыться», состояться. И следоваение Его воле — совершенно соразмерно человеку, «по нему сшито» — то есть учитывает все те «вводные», которые у каждого из нас имеются. Наша, самостоятельная воля, всегда «подпорчена»: костюмчик, который мы сами для себя «кроим» своими руками и подручными инструментами, никогда не будет нам «впору» — не только потому, что руки... ну немного кривоваты, но и потому, что весь инструментарий — подпорченный, далёк от идеального. Как ни крои, сколько много материала ни изведи — то узко, то обвисает. И всё — «не в пору!»
Как же нам научиться следованию воле Божией — тому самому замыслу Творца о каждом из нас, который только и позволяет нам «сбыться» максимально? Ответ — в завершающих сегодняшнее чтение словах апостола: не думать о себе слишком много. То есть — не смотреть на самого себя, как на собственный, авторский проект — а предоставить самих себя Богу как послушный Ему, нашему Господину и Мастеру, податливый материал — только в руках Которого и может быть вылеплена Им — а не только нами! — самая «годная» для нашей личности форма!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Святитель Николай Сербский о пути к Богу». Архимандрит Симеон (Томачинский)

В этом выпуске программы «Почитаем святых отцов» наша ведущая Кира Лаврентьева вместе с архимандритом Симеоном (Томачинским) на основе книги святителя Николая Сербского «Сто слов о любви к истине» говорили, о чем стоит помнить христианину на пути к Богу.
Разговор шел о евангельской вести, о значении покаяния, а также о других важных духовных темах.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Почитаем святых отцов
«История Московского Епархиального дома». Диакон Михаил Гар

У нас в студии был старший специалист отдела новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета диакон Михаил Гар.
Разговор шел об истории Московского Епархиального дома, в котором проходил Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов.
Этой программой мы завершаем цикл из пяти бесед, посвященных Поместному Собору 1917-18 годов.
Первая беседа с Алексеем Бегловым была посвящена подготовке к Всероссийскому Поместному Собору;
Вторая беседа со священником Евгением Агеевым и Юлией Бирюковой была посвящена церковным соборам, последовавшим за Всероссийским Поместным Собором;
Третья беседа с протоиереем Александром Троицким, священником Ильей Соловьёвым и священником Евгением Агееым была посвящена исследованию биографии участников Всероссийского Поместного Собора;
Четвертая беседа с протоиереем Константином Зелинским и священником Евгением Агеевым была посвящена значению изучения биографий участников Всероссийского Поместного Собора на примере одного из участников — учителя Федора Кашменского.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер