
«...Тут, недалеко...». Россия, режиссёр Георгия Николаенко
Сегодняшнюю нашу программу мы начинаем без традиционной киноцитаты. Объясню, почему. Дело в том, что разговор пойдёт о необычном фильме. Он никогда не выходил на большой экран. Более того, вообще не предназначался для проката. Киноведам он известен, а вот зрители двадцать с лишним лет даже не подозревали о его существовании. Сохранилась одна-единственная плёночная копия, довольно сильно пострадавшая от времени. Сегодня она оцифрована и есть в открытом доступе в сети интернет. Не везде в ней ровный по качеству звук. Поэтому включить в программу фрагменты из этой ленты не представляется возможным по техническим причинам. Однако, хотя звук и не соответствует требованиям радиоэфира, для домашнего просмотра картина вполне подходит. Более того — увидеть её непременно стоит. Я говорю о короткометражном фильме, который называется «Тут, недалеко...».
О существовании этой уникальной киноработы стало известно только в 2002-м году. Сын актёра Юрия Никулина, Максим, обнаружил старую, порядком обветшавшую плёнку с картиной, когда разбирал семейный архив. Оказалось, что это — неизвестная широкой публике лента, в которой главную роль сыграл его отец. По словам Максима Юрьевича, он был поражён, насколько талантлива и глубока оказалась эта работа: «Кино вне времени, очень человечное, о вечном — добре, любви, порядочности».
«Тут, недалеко» — это дипломная работой режиссёра Георгия Николаенко, которую он снял по окончании Высших курсов сценаристов и режиссёров при Госкино в 1979-м году. Да-да, в кинематографических вузах дипломные работы не пишут, а снимают. И поиск сценария, и подбор актёров ложатся на плечи выпускника. При этом нужно ещё убедить артистов сняться бесплатно — бюджет для дипломных работ не предусмотрен. Сценарий к своей ленте Георгий Николаенко написал самостоятельно. А исполнить главную роль согласился Юрий Никулин. Участие такой актёрской величины в дипломном проекте начинающего режиссёра, пожалуй, говорит о многом. Артист вспоминал, что в то время у него было немало предложений от режиссёров. Однако от большинства из них приходилось отказываться: актёр не видел себя в этих ролях. Но когда студент Георгий Николаенко предложил создать образ бывшего фронтовика в его дипломном фильме, Никулин, прошедший всю Великую Отечественную, не раздумывал. Поставил только одно условие — сделать для него копию фильма. И только поэтому у нас сегодня есть возможность увидеть короткометражную ленту «Тут, недалеко...».
Начинается картина так: странный пассажир садится у одного из столичных вокзалов в автомобиль к молодому таксисту Павлу. Пожилой мужчина, приезжий. Говорит, что бывал в столице когда-то давно, и всё тогда было по-другому. Просит покатать по Москве, а потом разъезжает с адреса на адрес, кого-то ищет, но не находит. Или нужного дома, а то и целого переулка, попросту не оказывается на карте столицы. Но никак не хочет отпускать такси — ведь у него ещё остались адреса, по которым нужно съездить!
Николаенко придумал сюжет о фронтовике, который приезжает из Сибири, чтобы разыскать в Москве своих боевых товарищей-однополчан. Интересно, что зрители этих подробностей до самого конца не знают. Почти все тридцать минут экранного времени перед нами — просто чудаковатый пожилой человек, который то ссорится с таксистом из-за того, что тот отказывается колесить с ним по Москве весь день. То, наоборот, помогает ему разрешить конфликт с дорожным инспектором. Однако, пусть зрители не переживают из-за того, что я раскрыл здесь некоторые детали. Главная интрига и развязка фильма всё равно неожиданны. Да и сам сюжет фильма разворачивается загадочно. Пассажир наконец-то отыскал по одному из адресов своего давнего знакомого. Теперь уже вдвоём они попросили таксиста отвезти их ещё в одно место — сказали: «Тут, недалеко». В пути вели разговоры. Приезжий сетовал на то, что объехал уже не один адрес, но никого так и не нашёл. А его знакомый объяснял, почему — оказывается, людей этих давно уже нет в живых. Водитель такси с интересом прислушивался к беседе пассажиров, но так ничего и не смог понять...
До самого конца сохранится эта интрига и для зрителей. Куда приедут в итоге пожилые приятели, и что до глубины души поразит таксиста, который решит за ними тайком проследить — об этом зрители узнают из картины Георгия Николаенко «Тут, недалеко...». Короткого фильма о вечных ценностях.
Все выпуски программы Домашний кинотеатр
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембранд. «Апостол Павел в темнице». 1629
1 Кор., 130 зач. (от полу́), IV, 5-8.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Слово «фарисей» знают все — и верующие, и неверующие. Причём, иногда даже не в прямом значении, которое оно имело в истории народа израильского, но в значении лицемера, смотрящего на всех сверху вниз. При этом странным образом нередко именно верующие люди, которые уж точно понимают опасность фарисейства, начинают вести себя по-фарисейски. Почему это происходит и самое главное, как от этого избавиться? Ответ на эти вопросы звучит в отрывке из 4-ой главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 4.
5 Посему не судите никак прежде времени, пока не придет Господь, Который и осветит скрытое во мраке и обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому будет похвала от Бога.
6 Это, братия, приложил я к себе и Аполлосу ради вас, чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано, и не превозносились один перед другим.
7 Ибо кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил? А если получил, что хвалишься, как будто не получил?
8 Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас. О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать!
Помню, когда я поступил в университет на филологический факультет, мне довольно часто приходилось слышать фразу «в школе говорят, что это так, но на самом деле всё сложнее, а иногда и вовсе не так», и подобный подход характерен не только для филологии. Наука развивается, и то, что считалось правильным, оказывается не совсем правильным или даже просто неправильным. На первый взгляд в богословии подобный подход невозможен. Однако одно дело догматы — как вечные истины о Боге, мире и человеке, и другое дело — формулировки и особенно попытки объяснения, которые бывали менее или более удачными у разных авторов. Да и в нравственной сфере тоже не так просто, ведь Бог, обращая к людям заповеди, учитывал их духовное состояние. Именно поэтому заповеди Ветхого Завета заменены новозаветными. Естественно, и в сфере нравственной есть вещи, которые от завета к завету оставались неизменными. Впрочем, дело не только в изменении форм или норм, порой через время оказывается, что человек был прав, а его гонители нет. Кроме очевидных библейских примеров Спасителя или архидиакона Стефана, из истории вспоминаются святитель Иоанн Златоуст или преподобный Максим Исповедник, которые были гонимы и обличаемы при жизни и прославлены как святые после смерти. Причём, самое важное для нашего разговора — гонимы не язычниками, а теми, кто называл себя христианами.
Сегодняшний отрывок из первого послания апостола Павла к Коринфянам начинается с очень важного призыва к верующим: «не судить до времени, пока не придёт Господь». Этот призыв не касается смертных грехов или ересей, потому что в другом месте этого же послания апостол говорит, что коринфяне должны были сами оценить смертный грех кровосмесителя как недопустимый и даже изгнать этого человека из общины. Подобным образом он не раз предупреждал христиан других общин остерегаться лжеучителей. Но в то же время, там, где нет очевидного нарушения заповедей, лучше предполагать добрые намерения, а не злые, и не судить. Почему? Потому что только Бог — сердцеведец и только Он знает сердечные намерения. Павел видит, что коринфскую общину разделяют противоречия, так как одним ближе его подход, а другим подход Аполлоса. Апостол призывает учеников не думать о себе много, то есть не судить, опираясь на личные вкусы и представления, потому что может оказаться, что перед Богом прав и тот, и другой, потому что в своих намерениях они оба стремились исполнить волю Божию, пусть и способ исполнения у каждого несколько отличался.
Очевидно, что призыв апостола Павла актуален и сегодня. Когда мы смотрим на других христиан, мы нередко позволяем себе оценки, даже не задумываясь о том, что можем исходить из неполноты информации, незнания условий, изнутри которых они действуют, непонимания духовных законов, по которым развивается человек. И вместо того, чтобы судить других, нам стоит помнить, что мы, как и каждый человек, получили свой дар Господа и призваны развивать его в служении людям.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Притчи о сокровище, жемчужине и о неводе». Протоиерей Андрей Юревич

У нас в студии был настоятель храма преподобномученицы Елисаветы в Покровском-Стрешниве в Москве протоиерей Андрей Юревич.
Разговор шел о евангельских притчах о Царстве Небесном, в частности об образах найденного сокровища, купленной жемчужины и невода, в чем особенность этих образов и как эти притчи можно проецировать на современную жизнь.
Этой беседой мы продолжаем цикл из пяти программ, посвященных евангельским притчам о Царстве Небесном.
Первая беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притче о сеятеле;
Вторая беседа со священником Антонием Лакиревым была посвящена притче о пшенице и плевелах;
Третья беседа с протоиереем Павлом Великановым была посвящена притчам о закваске и о горчичном зерне.
Ведущая: Алла Митрофанова
Все выпуски программы Светлый вечер
«Этические нормы в бизнесе». Сергей Иванов

Гостем рубрики «Вера и дело» был исполнительный директор Группы компаний «Эфко» Сергей Иванов.
Мы говорили от том, как применение этических норм в бизнесе может служить важным инструментом развития и даже положительно влиять на эффективность.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело