В 1840 году на должность французского консула в городе Мосул был назначен Поль Эмиль Ботта. Интересы этого человека не ограничивались сферой его профессиональной деятельности. Все знали, что Ботта не только дипломат, но еще и страстный археолог-любитель, собиратель древностей. Город Мосуна правом берегу реки Тигр, сегодня принадлежит Ираку. Тогда же это был центр одного из турецких административных округов. Ботта хорошо владел арабским языком, и французское Азиатское общество поручило ему наряду с дипломатической деятельностью заняться поисками знаменитой Ниневии — легендарной столицы Ассирии, которая много раз упоминается в Библии. «Ниневия же была великий город у Бога на три дня ходьбы», - говорится Священном Писании. Критики Библии утверждали, что империя с такой крупной столицей – сильное преувеличение. По мнению скептиков, если бы такая великая держава действительно существовала, от нее остались бы многочисленные руины и другие артефакты. Но до 1840-го года никаких свидетельств существования Ассирийской империи обнаружено не было. И перед французским консулом Полем Эмилем Ботта стояла задача – попытаться раскрыть эту загадку библейской истории.
Все свободное время Ботта бродил по окрестностям Мосула, расспрашивал местных жителей, собирал старинные черепки и изучал местность, в надежде отыскать следы Ниневии. Но усилия консула долгое время оставались тщетными. Лишь в марте 1843-го года забрезжила надежда. Один из местных арабов сказал, что знает место, где видимо-невидимо древних кирпичей с надписями. Он и его односельчане сооружают из этих кирпичей очаги в своих домах. Заинтересовавшись, дипломат отправил с арабом своих людей. Проводник привел их на холм, расположенный у селения Хорсабад. Здесь археолог-любитель со своей командой и обнаружил остатки ассирийского города, существовавшего более двух с половиной тысячелетий назад.
Мнение эксперта:
Уже через час после начала раскопок из земли начали выступать полуразрушенные стены. На них отчетливо различались надписи, рисунки, рельефы. Основной их темой было прославление царя. На этих изображениях царь охотился, воевал, пировал по случаю очередной победы. И тут же бесстрастно наблюдал за тем, как истязают пленников. Это были беспримерные в истории мирового искусства изображения жестокости. Большая группа рельефов рассказывала о победе ассирийского царя Саргона Второго над соседним государством Урарту в 714 году до Рождества Христова. Чем дальше продвигались работы, тем очевиднее становилось, что раскопанные стены есть ничто иное как царский дворец.
Это открытие принесло археологу-любителю всемирную известность. Он и сам был под сильным впечатлением от своей находки. До конца жизни Ботта не сомневался, что раскопал древнюю столицу Ассирийского государства. Но ирония судьбы заключалась в том, что это была вовсе не Ниневия! Дальнейшие исследования ученых показали, что холм возле селения Хорсабад скрывал руины ассирийского города Дур-Шаррукин. Центральное место в нем действительно занимала резиденции царя Саргона Второго, дворец, сооруженный в 709 году до Рождества Христова в 50 километрах о Ниневии.
Раскопки Дур-Шаррукина велись еще много лет. Год за годом из земли поднимались величественные здания с украшенными порталами, с огромными залами, с гаремом из трех отделений. Стены дворца покрывали изображения диковинных животных, барельефы царей и крылатых богов. Такой роскоши археологи не встречали даже в Египте! Великолепие дворца свидетельствовало о величии открытой ими цивилизации.
Мнение эксперта:
Дворец, сооруженный на искусственной террасе, возвышался над городом. Площадь дворца составляла 10 гектаров, а общая площадь города 18 гектаров. Крепостная стена подходила вплотную к дворцу так, что часть дворцовых помещений выдавалась вперед, образуя огромный бастион над крутым обрывом. С высоких башен стража могла увидеть врагов на большом расстоянии, а отвесные склоны делали затруднительной осаду крепости. Дворец имел 30 дворов и 210 залов. В центре находилась царская резиденция, вокруг нее размещались гарем, храмы и служебные помещения.
У входа во дворец Саргона возвышались величественные крылатые быки-шеду в высоких шапках-тиарах, с человеческими лицами и огромными, завитыми бородами.
Мнимое открытие Ниневии вошло в историю как ошибка неопытного ученого. Но это нисколько не умаляет его значения для исторической науки. Раскопки Дур-Шаррукина стали мировой сенсацией. Найденный французским дипломатом дворец ассирийского царя подтвердил, что на берегах реки Тигр действительно существовала мощная цивилизация, о которой сказано в Библии. С открытия Ботта начала развиваться новая ветвь археологической науки – ассириология.
Сегодня на месте Дур-Шаррукина остались только обломки гранитных глыб. Статуи крылатых быков-шеду находятся в Иракском музее древностей в Багдаде. А самые знаменитые рельефы из ассирийских царских дворцов можно увидеть в лондонском Британском музее и в парижском Лувре.
29 июня. О любви Бога
В 5-й главе Послания Апостола Павла к римлянам есть слова: «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками».
О любви Бога — священник Стахий Колотвин.
Господь любит нас, не похожих на Себя. Конечно, мы сотворены по Его образу и подобию, однако если образ у нас сохраняется, то подобия может не хватать.
Вот когда мы смотрим на своих детей и на них раздражаемся, то, с одной стороны, мы как раз раздражаемся чему? Мы их любим, потому что они похожи на нас: черты лица — наши собственные, нашего любимого супруга — проявляются. Но тем не менее, когда дурное поведение вызывает отторжение, думаем: «Почему ты перестаёшь быть похожим на меня?» Однако порой мы видим и в своих детях свои отрицательные черты. И это повод задуматься о покаянии.
И когда мы оглядываемся на Господа, то мы видим, что Бог нас сотворил, но ни одной отрицательной черты при этом мы от Него не получили, только благое. Более того, Господь, чтобы преодолеть наши недостатки, не ждёт жертвы от нас, а Сам Собой жертвует. Жертвует Своим возлюбленным Сыном, проливает Свою кровь за нас на кресте.
Поэтому точно так же, принимая вот эту любовь Божию, мы её ценим, мы причащаемся Святых Христовых Тайн, укрепляемся в таинствах Церкви, а потом оборачиваемся к своим несовершенным близким. И тоже не ждём, чтобы ради примирения, ради того, чтобы показать свою любовь к ним, чтобы они только исправились, чтобы они пошли на жертвы, но сами жертвуем собой.
И тогда Господь укрепит нашу любовь, восстановит мир, укрепит дружбу и оградит нас от разногласий.
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О подвиге Преподобного Моисея Оптинского и его братьев

Сегодня 29 июня. День памяти Преподобного Моисея Оптинского, жившего в девятнадцатом веке.
О подвиге святого и его братьев — игумен Назарий (Рыпин).
Это такой образец монашеской жизни русского человека, потому что преподобный Моисей был из многодетной семьи: он был третьим сыном среди десяти детей своих родителей, но в нём с раннего детства было стремление уйти в монастырь.
И мало кто знает, что он со своим братом младшим Ионой удалился в Саровскую обитель. Опасаясь гнева родительского, они написали, что не ушли от хозяина, у них есть теперь новый хозяин — Христос. Отец был в гневе, немедленно написал им вернуться домой, но разболелся.
И когда они приехали навестить родителя, то через эту болезнь он смягчился и разрешил ему уйти в монастырь, а потом уже и младшему брату. И младший брат был не просто хорошим монахом, но стал игуменом Саровской обители, игуменом Исаией.
Преподобный Моисей, ещё тоже будучи юношей, со своим братом встретили там большое количество подвижников Саровской обители, в том числе преподобного Серафима Саровского, который прожил 37 лет в этой обители.
Кстати, по смерти преподобного родной брат, который был игуменом Сарова, передал в Оптину очень много вещей преподобного. Там хранилась мантия Серафима Саровского и другие вещи в Казанском храме.
И на памятнике своего отца он со своими братьями написал: «Путиловы дети», «Моисей, игумен Оптиной пустыни», «Исаия, игумен Саровской пустыни», «Антоний, игумен Малоярославецкого Николаевского монастыря».
Все выпуски программы Актуальная тема
29 июня. О творчестве Антуана Мари-Роже де Сент-Экзюпери

Сегодня 29 июня. В этот день в 1900 году родился французский писатель Антуан Мари-Роже де Сент-Экзюпери.
О его творчестве — протоиерей Максим Горожанкин.
Французский писатель прожил очень насыщенную жизнь, скончался героически, защищая свою родину от фашистских захватчиков. И когда мы слышим имя Экзюпери, нам на ум приходят его основные произведения.
«Маленький принц» — книга, осмысливающая темы одиночества, дружбы, любви и утраты. Несмотря на детский стиль книги, её герой рассуждает о жизни и человеческой природе. Книга впервые была опубликована 6 апреля 1943 года в Нью-Йорке в разгар Второй мировой войны.
Какое место занимала эта книга в жизни самого автора? Достаточно вспомнить, что рисунки в книге были выполнены самим Экзюпери, и они стали не менее знамениты, чем сама книга. Это не просто иллюстрация, это органическая часть как произведения, так и внутреннего мира писателя. Иллюстрации в «Маленьком принце» разрушают языковые барьеры, и книга становится понятна каждому.
Будем помнить хотя бы некоторые выдержки и цитаты из этой книги. Экзюпери говорит каждому из нас: «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них сейчас об этом помнит».
Все выпуски программы Актуальная тема