
Апостол Павел
Рим., 120 зач., XVI, 1-16.

Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Одна из глубоких истин, которую сообщило людям христианство, заключается в том, что Бог — это любовь, которая не может оставаться в стороне, видя страдания человека. А потому Бог любит нас не издалека. Он действует. Он идёт на крест. К подобной любви Христос призывает и Своих учеников. Как же сформировать любовь в самом себе и в окружающих людях? Замечательный способ нам предлагает отрывок из 16-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 16.
1 Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской.
2 Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому.
3 Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе
4 (которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников), и домашнюю их церковь.
5 Приветствуйте возлюбленного моего Епенета, который есть начаток Ахаии для Христа.
6 Приветствуйте Мариам, которая много трудилась для нас.
7 Приветствуйте Андроника и Юнию, сродников моих и узников со мною, прославившихся между Апостолами и прежде меня еще уверовавших во Христа.
8 Приветствуйте Амплия, возлюбленного мне в Господе.
9 Приветствуйте Урбана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.
10 Приветствуйте Апеллеса, испытанного во Христе. Приветствуйте верных из дома Аристовулова.
11 Приветствуйте Иродиона, сродника моего. Приветствуйте из домашних Наркисса тех, которые в Господе.
12 Приветствуйте Трифену и Трифосу, трудящихся о Господе. Приветствуйте Персиду возлюбленную, которая много потрудилась о Господе.
13 Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою.
14 Приветствуйте Асинкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев.
15 Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых.
16 Приветствуйте друг друга с целованием святым. Приветствуют вас все церкви Христовы.
Ещё древнегреческие мудрецы заметили, что любовь и ненависть можно целенаправленно взращивать как в самом себе, так и в окружающих людях. Античная риторика утверждала, что эта работа начинается уже на уровне нашего повседневного общения. Иначе говоря, любовь и ненависть можно формировать словом. И ораторы Древней Греции и Рима досконально изучали, как это можно сделать технически.
Так, например, если интонация моей речи тороплива и монотонна, если я излагаю материал на птичьем, непонятном для слушателей языке, если мои истории полны логических нестыковок и противоречий, если я говорю больше или меньше, чем от меня ожидают, не к месту и не ко времени, если в моей речи много сухой теории, сумбур, мало примеров, если она вызывает неприятные ассоциации, если я слишком назойлив в своих поучениях, или, напротив, сваливаюсь с ними на голову слушателям один раз в год — во всех этих случаях всё, что я говорю, вызывает негатив вплоть до ненависти и отвращения. Причём не любить будут не только меня. Слушатели невольно будут испытывать неприязнь и к тому предмету, о котором я говорю.
Апостол Павел получил замечательное классическое образование. Он прекрасно владел ораторским искусством. А потому избегал этих ошибок в деле проповеди Евангелия. Он знал, как именно при помощи слова формировать в людях верные чувства и эмоции. И прозвучавший отрывок — яркий тому пример. Павел поимённо перечисляет ключевых участников Римской общины. Причём не только называет их имена, но и сопровождает каждое имя каким-то тёплым комментарием. Чтобы никто не почувствовал себя обделённым. Чтобы каждый ощутил ту заботу, которой пронизано это краткое письмо.
Подобная речевая стратегия сама по себе очень эффективна. Она открывала людей апостолу. Более того, в самой общине это создавало атмосферу доверия и взаимопонимания. Слово Павла помогало людям ощущать себя братьями и сёстрами. Будучи внимательным к тому, как и что он говорит, апостол показывал, какой должна быть норма внутрицерковных отношений. Это братство, семья, в которой люди призваны быть открытыми друг ко другу, в которой не может быть места для подозрительности, соперничества или превозношения. Но самое главное — Бог скреплял это слово Павла Своей благодатью. Он видел усердие Своего апостола, видел, как он старается даже в своей речи быть работником Его Евангелия, и давал этим человеческим словам нечеловеческую силу.
Это пример и для каждого из нас. Не стоит недооценивать то, что мы делаем своим словом. Всё то, что мы говорим, понуждая себя проявить любовь и заботу к ближним, хорошо уже само по себе. Уже само по себе такое слово несёт тепло и объединяет. Если же всё это мы произносим с мыслью послужить людям ради Христа, наши слова приобретают силу свыше. Дух Божий действует через них. И нам самим, и тем, к кому мы обращаемся, Он приносит великое утешение и тихую радость.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Энни Джонстон «Гости Маленького полковника» — «Дорога любящего сердца»

Фото: Piqsels
Ни один наш поступок не проходит бесследно, каждое наше действие, каждое слово отзывается на окружающих нас людях и сохраняется в их памяти — светлым или мрачным воспоминанием. Как хорошо не забывать об этом! Героине повести «Гости Маленького полковника», написанной в начале двадцатого века американской писательницей Энни Джонстон, это удаётся.
Девятилетняя Бэтти, приехала погостить к своей крёстной, матери Маленького Полковника. За несколько дней до конца визита Бэтти заразилась корью. К всеобщему изумлению спокойная и благоразумная девочка разрыдалась: «Не хочу! Я не стану, не стану болеть корью! Ни за что, ни за что!»
Взрослые пытаются понять, чем вызвано такое бурное горе. Бетти в ответ рассказывает им о писателе Роберте Стивенсоне, авторе «Острова сокровищ». Последние годы жизни он провёл на острове в Южных морях. Местные жители выложили для Стивенсона, которого они прозвали Сказочником, дорогу белым камнем и назвали её дорогой любящего сердца.
Какая связь между этой историей и отчаянием Бэтти? Вот как она отвечает на этот вопрос: «Я хотела, чтобы для крёстной эти три недели были моей Дорогой Любящего Сердца. Поэтому я так старалась не оставить в её памяти резких слов, недобрых взглядов, капризов. А теперь вот я заболела, и всё испорчено». Крестная смогла утешить Бэтти, объяснив, что в болезни нет её вины, и корь не испортит её Дороги Любящего сердца.
Нас окружают люди, в памяти которых мы, как маленькая героиня повести Энни Джонстон, можем создавать свою Дорогу любящего сердца. Если не забывать о том, что каждое наше слово, каждый поступок либо украшают её, либо разрушают, насколько бережнее и вдумчивее станет наше отношение к ближним!
Автор: Анастасия Андреева
Все выпуски программы: ПроЧтение
19 октября. О правах апостолов, данных им Богом

В 20-й главе Евангелия от Иоанна есть слова Христа, сказанные апостолам: «Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся».
О правах апостолов, данных им Богом — протоиерей Максим Горожанкин.
Господь наш Иисус Христос даёт своим апостолам исключительные права прощать и разрешать людей от их грехов. И в этой связи у нас может возникнуть вопрос: почему Бог даёт человеку такую власть? Ведь грехи прощает только Господь.
И вот это и есть ответ на наш вопрос. Да, грехи прощает Господь, но исповедовать эти грехи Бог заповедал людям. Люди каются другим людям: священникам, епископам. Один человек кается в своих грехах другому человеку, чтобы тот, выслушав его исповедь, по-человечески понял, принял, рассудил и помог.
А Господь с небес, взирающий и на того, кто принимает исповедь, и на того, кто кается, поможет и кающемуся, и исповеднику найти правильные слова друг для друга. Потому что покаяние — это не просто озвучивание своих грехов. За исповеданием своего греха следует длительный путь добродетельной жизни.
И дай Господь всем нам, чтобы в этой жизни Господь простил нам все наши грехи.
Все выпуски программы Актуальная тема
19 октября. Об Императорском Царскосельском лицее

Сегодня 19 октября. В этот день в 1811 году был открыт Императорский Царскосельский лицей.
О нём рассказывает протоиерей Артемий Владимиров.
19 октября. Кому незнакома эта дата по бессмертным посвящениям любимому лицею и друзьям-лицеистам Александра Сергеевича Пушкина, окончившего это элитное учебное заведение, которое прекратило своё существование только в 1917 году?
И для того чтобы понять дух этого лицея, давайте выслушаем напутствие его первого директора Энгельгардта: «Храните правду, жертвуйте всем за неё. Не смерть страшна, а страшно бесчестие. Ни богатство, ни чины, ни ленты не честят человека, а доброе имя. Храните чистую совесть, вот ваша честь».
И действительно, задача лицея заключалась в том, чтобы, приняв десятилетних отроков-неслухов, за шесть лет приготовить их к служению России, сделать из них мыслителей, политических деятелей, деятелей культуры, которые будут вспоминать лицейские годы. Мы видим это на примере Александра Сергеевича Пушкина, как самое счастливое время их жизни.
Что отличало этот лицей от других учебных заведений? Его педагоги, просвещённейшие, лучшие люди эпохи, отдавали лицеистам самих себя. Они были их старшими друзьями, но никогда не опускались до уровня их шалостей.
Сегодня многие учебные заведения хотели бы назвать себя лицеями, классическими гимназиями, объявить принцип элитности в образовании, в воспитании, но так хотелось бы, чтобы педагоги, корпорация учителей, действительно соответствовали этим высоким номинациям и декларациям.
Все выпуски программы Актуальная тема