«Можешь ли ты удою вытащить левиафана и верёвкою схватить за язык его?» - говорит Господь в «Книге Иова». Упоминается левиафан и в других библейских текстах. Кем же был этот загадочный зверь? На протяжении многих веков ученые высказывали самые разные гипотезы. Французский теолог Самуэль Бошар, живший в XVII веке, был убеждён, что чудовище это – большой нильский крокодил. Блистательный эрудит и филолог, Бошар написал два фундаментальных исследования Библии – «Священная география» и «Труд о животных Священного писания». На долгие годы его версия стала преобладающей. Но далеко не все исследователи с ней согласны. Рассказывает преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии священник Дмитрий Барицкий.
Комментарий эксперта:
Подробное описание левиафана мы встречаем в Книге Иова: «круг зубов его – ужас; крепкие щиты его — великолепие; они скреплены как бы твердою печатью; один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними; один с другим лежат плотно, сцепились и не раздвигаются. От его чихания показывается свет; глаза у него как ресницы зари; из пасти его выходят пламенники, выскакивают огненные искры; из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, и из пасти его выходит пламя». Согласитесь, огнедышащих крокодилов, из ноздрей которых идёт дым, а из пасти пламя, на Земле не существует и не существовало.
Есть и другие серьёзные причины сомневаться в том, что Левиафан – это крокодил. В Книге Иова о нем говорится как о морском животном: «он кипятит пучину, как котел, и море претворяет в кипящую мазь; оставляет за собою светящуюся стезю; бездна кажется сединою». Единственный морской вид крокодилов обитает далеко от Средиземного моря – на побережье Юго-Восточной Азии и многочисленных тихоокеанских островов.
Наконец, ещё одно возражение вытекает из риторического вопроса Иову: «Можешь ли ты удою вытащить левиафана?». Подразумевается, что сделать это невозможно. Однако нам известно, что нильских крокодилов ловили ещё в Древнем Египте и ловят в разных странах до сих пор – никакого мистического ужаса у охотников эти опасные животные не вызывают.
Может быть, Левиафан – это дракон? Современная наука считает этого зверя вымышленным, однако в Священном Писании он не раз упоминается как вполне реальный. Например, в книге пророка Даниила говорится о том, что в Вавилоне пророк Даниил убил дракона, которому поклонялись местные жители.
Комментарий эксперта:
В переводе на русский язык с древнееврейского слово «Левиафан» означает «скрученный», «свитый». Вряд ли речь идет о драконе. Скорее – о гигантской морской рептилии, которая имеет на своем теле броню (те самые «крепкие щиты», о которых говорит «Книга Иова») и вместе с этим может скрутиться как змея.
Кроме того, если верить Писанию, Левиафан, несмотря на свою мощь и чудовищные размеры, служил пищей. В третьей книге Ездры говорится: Бог создал Левиафана, «чтобы он был пищею». В 73-м Псалме читаем мы такие строки: «Ты сокрушил голову Левиафана, отдал его в пищу людям пустыни». Эти слова перекликаются с иудейским преданием, согласно которому мясо левиафана будут вкушать праведники на пиру после победы Мессии. Вряд ли все это могло относиться к драконам или динозаврам.
Более всего подходит под описание левиафана огромный морской змей. Обратимся к Книге пророка Исайи. В ней сказано следующее: «В тот день поразит Господь мечом Своим тяжелым, и большим и крепким, левиафана, змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». Но современной науке такое животное, как гигантский морской змей, неизвестно. Ни прямо бегущий по волнам, ни изгибающийся меж них.
Все это наталкивает на мысль, что левиафан – это какое-то неведомое нам, но хорошо известное древним людям могучее существо. Вероятно, оно давно перестало существовать. Однако его образ так поражал авторов Библии, что они отождествляли его с той единственной силой, которая могла бросить вызов Творцу. Левиафан стал олицетворять силы зла, которые в конце времен будут уничтожены Богом.
Белгород. Писатель, православный просветитель Иван Шидловский
Сегодня имя писателя Ивана Шидловского малоизвестно в России. А между тем, его биография — часть славной истории Белогорья. Иван Николаевич родился 27 ноября 1816 года в селе Грушовка Белгородской губернии, в семье небогатого дворянина. Получил юридическое образование в Харьковском университете и был определён на службу в Санкт-Петербург. В Северной столице познакомился с Достоевским. Молодые люди проводили время в беседах, о которых Фёдор Михайлович вспоминал позднее: «Сколько поэзии! Сколько гениальных идей!» Талант Шидловского отразился в литературном творчестве. Иван Николаевич сочинял стихи и пьесы, писал статьи по истории Русской православной церкви. В пятидесятых годах девятнадцатого века он отправился в Валуйский Николо-Успенский монастырь с намерением принять иноческий постриг. Прожил там больше года послушником. Затем по совету духовника вернулся в родную Грушовку, где занялся просвещением крестьян. Документальные свидетельства о незаурядном жителе Белогорья бережно хранятся в Белгородском литературном музее.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Святитель Иоасаф Белгородский
Летом 1748 года архимандрит Троице-Сергиевой лавры Иоасаф (Горленко) стал епископом Белгородским. Посвящение в архипастыри совершилось в Санкт-Петербурге, в присутствии императрицы Елизаветы Петровны. К месту своего назначения владыка Иоасаф прибыл ранним утром 19 августа, в праздник Преображения Господня. Несмотря на слабое здоровье, он отказался отдыхать после изнурительного путешествия и сразу же отправился на литургию в Свято-Троицкий собор. С этой же ревностью и усердием епископ Иоасаф совершал всё дальнейшее служение. Он неустанно объезжал свою епархию, узнавал о нуждах паствы и тайно подавал помощь. Аскет, подвижник и молитвенник получил от Бога дары прозорливости и чудотворения и стяжал народную любовь. Самоотверженная деятельность рано истощила силы епископа, он отошёл ко Господу в 49 лет. В 1911 году мощи святителя Иоасафа обрели нетленными. Тогда же в Белгороде состоялись торжества прославления подвижника в лике святых.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM
Белгород. Священномученик Антоний (Панкеев), епископ Белгородский
Частью летописи Белгородской епархии стали имена многих подвижников. Один из них — священномученик Антоний (Панкеев). Он родился в 1892 году в селе под Херсоном. Сын священника не мыслил своей жизни вне Церкви. Окончил Одесскую семинарию и Петроградскую духовную академию, принял монашеский постриг и священный сан. В годы Первой мировой войны нёс духовную службу на фронте. После революции 1917 года стал епископом. С этого момента жизнь владыки Антония обернулась чередой арестов, ссылок и тюремных сроков. В 1933 году, освободившись после очередного заключения, епископ возглавил Белгородскую епархию. В то время власти закрывали в городе храмы, один за другим. Владыка пытался опротестовать беззаконие. За это в 1935 году его приговорили к десяти годам лагерей. Во время заключения приговор ужесточили, и епископ Антоний был расстрелян. Церковь прославила священномученика в лике святых. Жители Белгорода почитают святителя Антония (Панкеева) своим небесным покровителем.
Радио ВЕРА в Белгороде можно слушать на частоте 103,2 FM