Тринадцатый век до Рождества Христова. Выйдя из Египта и проблуждав сорок лет по пустыне, израильтяне подошли к земле, которую Бог обещал дать им во владение. Предводитель многочисленной еврейской общины Моисей скончался, так и не войдя в землю Израиля. Своим преемником он назначил Иисуса Навина, который и должен был ввести народ во владение землей, занятой многочисленными языческими племенами. Своеобразной границей, отделяющей Обетованную землю, была река Иордан. Книга Иисуса Навина повествует о том, как перебравшись на другой берег, евреи собрались на двух расположенных рядом горах, между которыми находился город Сихем. Здесь они принесли благодарственные жертвоприношения, а Иисус Навин торжественно подтвердил завет между Богом и народом Израиля.
Многих библеистов смущал тот факт, что в тексте нет никакого упоминания о военном захвате Сихема, являвшегося в те времена крупным хананейским городом. Во время раскопок Сихема также не было обнаружено следов его завоеваний. Не нашли археологи и описанной в Книге СУдей «Сихемской башни». А ведь в Священном Писании сказано, что в ней спустя несколько веков прятались во время осады жители города. «Умерли все бывшие в башне Сихемской, около тысячи мужчин и женщин», - читаем мы в Книге Судей. Башня, вместившая тысячу человек – такое крупное сооружение не могло бесследно исчезнуть! В 90-х годах прошлого века американский археолог Лоуренс Стейджер, проводивший раскопки в районе Сихема, доказал, что события, описанные в Книге Иисуса Навина, действительно имели место.
Комментарий эксперта:
Сихем располагался у подножий гор Гевал и Гаризим в центре современного города Наблус на Западном берегу реки Иордан. Положение его было определено еще в византийскую эпоху церковным историком Евсевием Кесарийским. В эпоху Иисуса Навина Сихем безусловно был столичным городом, окруженным мощными крепостными стенами. Наиболее интересной находкой при раскопках стал языческий храм, который напоминает хорошо укрепленную крепость, способную вместить тысячу человек.
Как объяснить существование этого языческого храма во время Иисуса Навина и отсутствие следов его разрушения? Как ни странно, отгадка проста. В военном захвате Сихема не было необходимости. В городе продолжала жить часть племени Иакова, не ушедшая в Египет. Как помним из книги Исход, спасаясь от голода, народ Израиля эмигрировал в долину Нила. Но некоторые иудеи остались жить на территории Сихема. Спустя несколько столетий их потомки с радостью встретили соплеменников, вернувшихся из Египта. И остальные жители к ним присоединились. Этот факт подтверждает и книга Иисуса Навина. В ней говорится, что израильтяне «стали с той и другой стороны ковчега - как пришельцы, так и природные жители». Получается, что город, добровольно перешел под власть Иисуса Навина. Но где искать Сихемскую башню?
Комментарий эксперта:
Храм скорее всего потерял для жителей Сихема религиозное значение. С Библии описывается, как Иисус Навин спрашивает евреев, собравшихся на двух горах, будут ли они служить чужим богам. И все твердо отвечают, что будут служить одному Господу. Можно предположить, что языческий храм был заброшен и в дальнейшем стал упоминаться не как культовое строение, а как башня. Это вполне объяснимо, потому что рядом с главным входом в храм располагались две величественные башни. Вероятно, в них и прятались жители города в уже более поздние времена, описанные в книге Судей?
Гипотеза американского археолога Лоуренса Стейджера была с большим энтузиазмом встречена научным сообществом. Воссоздать в подробностях события, происходившие три тысячи лет назад, крайне сложно. Но в данном случае на помощь историкам пришла Библия. Результаты археологических исследований, сопоставленные с текстом Священного Писания, пролили свет на один из эпизодов древней истории, а библейские строки зазвучали еще более выразительно.
Бзоба. Вербное воскресенье в Грузии
Грузия — страна, принявшая христианство в глубокой древности. Первые христиане появились в Иверии, древней Грузии, еще в первом веке. В четвертом веке стараниями святой Нины христианство стало государственной религией.
Грузинская Церковь имеет множество древних и самобытных традиций. Некоторые из них существуют с древних времен, некоторые — возникли относительно недавно, но также полюбились православным грузинам и прочно вошли в церковную жизнь. Ярким примером гармоничного сосуществования древних и новых церковных традиций в Грузии является праздник Входа Господня в Иерусалим или Вербное воскресение.
В Грузинской Церкви Вербное воскресение именуется бзоба. Такое название возникло благодаря определенному виду растения. Если в России в день Входа Господня в Иерусалим принято приходить в храм с веточкой вербы, то грузины приносят с собой бзу или иначе колхидский самшит. Колхидский самшит — это вечнозеленое растение, кустарник с плотными овальными листьями. Самшит иначе именуется кавказской пальмой. Во время Входа в Иерусалим люди встречали Христа с пальмовыми ветвями в руках. В России пальма не растет, ее заменила верба. Православные грузины приносят на праздник с собой в храм свой вид пальмы — самшит.
Недавно данная традиция оказалась на грани исчезновения. Колхидский самшит из-за климатических изменений, а также активизации паразита «Самшитовой огнёвки» стал исчезать и был занесен в красную книгу растений. Патриарх-Католикос Грузии Илия 2-ой, узнав об этом, благословил приносить в храм на праздник Бзоба ветви самшита только тем грузинам, которые посадили куст самшита рядом с домом. Тому же, кто этого сделать не успел, ветку самшита дают непосредственно в храме во время праздничного богослужения. Накануне службы храмовые работники бережно срезают ветви самшита в специальных питомниках и делают это с разрешения экологов.
Обычно в день Бзобы рядом с большими храмами и монастырями проходят ярмарки саженцев бзы — самшита. Каждый желающий может купить саженец и посадить его рядом с домом, тем самым не дав знаменитому растению окончательно исчезнуть. Таким образом, в Грузии сегодня стремятся сохранить древнюю церковную традицию и улучшить состояние природной среды.
Еще одна традиция Бзобы связана с историей грузинского языка. Накануне Вербного воскресенья празднуется Лазарева суббота, день, когда Православная Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, друга Иисуса Христа. По благословению Патриарха-Католикоса Илии 2-го с 1985 года Лазарева суббота считается днем грузинского языка. По словам Патриарха Илии, грузинский язык много раз оказывался на грани исчезновения, но всегда возрождался, воскресал подобно Лазарю и по милости Божией продолжает существовать.
Все выпуски программы Вселенная православия
Послание к Филиппийцам святого апостола Павла
Флп., 247 зач., IV, 4-9.
Комментирует священник Дмитрий Барицкий.
Как научиться радоваться этой жизни? Что необходимо сделать, чтобы ощущение счастья всегда наполняло наше сердце? Ответ на этот вопрос находим в отрывке из 4-й главы послания апостола Павла к Филипийцам, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Глава 4.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь.
5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко.
6 Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
8 Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте.
9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, и Бог мира будет с вами.
Отрывок, который только что прозвучал, написан апостол Павлом во время заточения. Учитывая это, слова, которыми начинается отрывок, очень примечательны. Обращаясь к христианам города Филиппы, Павел призывает их радоваться.
Радость, о которой говорит апостол, не имеет ничего общего с теми состояниями, которые мы привыкли обозначать этим словом. Это не сентиментальные переживания, не эмоциональное возбуждение, не чувственный восторг. Сам апостол определяет эту радость как «мир Божий, который превыше всякого ума». Иными словами, это Божественная благодать, которая соединяет наше сердце с Богом, даёт нашей душе мир, покой и безмятежность. Это состояние, источник которого коренится намного глубже наших эмоций и мыслей. Парадоксальным образом, человек может быть носителем этой радости, хотя внешне испытывать физический дискомфорт и даже душевные терзания.
И сам апостол является живым свидетельством того, что это не пустые слова. На личном опыте он переживает то, к чему призывает. Ведь посмотрите, Павел находится в римской тюрьме в ожидании решения его участи императором. Обстоятельства весьма стеснённые и скорбные. Под угрозой сама жизнь апостола. Ведь, возможно, приговор будет смертным. Как простому человеку Павлу, безусловно, страшно. Он испытывает телесные и душевные муки. Однако у него хватает сил воспринимать всё происходящее вокруг с миром. В нём нет сопротивления и борьбы. Он не грозит своим обидчикам небесными карами, не проклинает их, не требует справедливости, никому ничего не доказывает, не оправдывается. Он видит во всех этих событиях руку Божию. Ведь ни один волос не упадёт с головы тех, кто служит Христу, случайно. Так Господь говорит в Своём Евангелии.
Как же Павел достиг такого состояния? Как нам получить эту силу? Опять же приглядимся к образу апостола. Всё, о чём он думает, — как бы хоть чем-то послужить своим ближним. Он весь сосредоточен на исполнении Евангельской заповеди Христа. Заповеди о жертвенном служении. Остальное его интересует лишь постольку-поскольку. Поэтому он и призывает своих адресатов: «Не заботьтесь ни о чём». То есть не думайте, что то, к чему вы стремитесь в своей жизни, наполнит вас и принесёт вам подлинную радость. Все вещи преходящи. Сегодня они дарят нам эмоциональное возбуждение, а завтра ввергают в пучину уныния и депрессии. А потому не зацикливайтесь ни на людях, ни на вещах, ни на эмоциях. Не вовлекайтесь в них. Не посвящайте этому всю свою жизнь. Ваше внимание должно быть всецело сосредоточено на Христе, на поиске Его воли, на исполнении Его заповедей. Поэтому апостол Павел и говорит: «Кротость ваша да будет известна всем человекам». Вот тогда Господь наполнит ваше сердце благодатью, откроет в нём источник подлинной радости. Эта радость не вероломна. Она не оставит и не предаст. И тем более никто и никогда не сможет у нас её отнять.