В семнадцатом веке до Рождества Христова сыновья библейского патриарха Иакова нашли в Египте спасение от голода. Родоначальники двенадцати колен израильского народа смогли устроиться на плодородных землях в дельте Нила благодаря тому, что один из них, Иосиф, был соправителем фараона. Однако, со смертью Иосифа положение евреев в Египте изменилось. Хозяева земли оторвали их от привычного животноводства и принудили работать на стройках и на полях. Для иудеев настали тяжкие дни рабства, которые растянулись на несколько столетий.
Вывести израильский народ из плена взялся пророк Моисей. Еврей, воспитанный в доме фараона, он неоднократно ходатайствовал перед правителем о даровании свободы своим соплеменникам. Монарх упорно не соглашался, однако всякий раз после его отказа на страну обрушивалось стихийное бедствие. Эти катаклизмы, описанные в библейской книге Исход, вошли в историю, как десять казней египетских. Восьмым наказанием было нашествие несметных полчищ саранчи.
Что интересно – именно после того, как Моисей пригрозил, что Бог наведет на Египет саранчу, приближенные фараона взмолились, чтобы он отпустил евреев. Страх египетских сановников перед этими насекомыми понятен всякому, кто видел их живой рой. Миллиарды особей движутся сплошной черной тучей, покрывая землю и заслоняя небо. На своем пути они пожирают посевы, траву, кору деревьев. Цветущая местность стремительно превращается в пустыню.
Но откуда возникает эта стрекочущая армия? Где, например, стая саранчи находилась до того, как появиться в Египте? Ответ на этот вопрос дал в семидесятых годах двадцатого века известный французский энтомолог, доктор биологических наук, почетный профессор Сорбонны Реми Шовен. В ходе лабораторных опытов он установил, что безобидная зеленая саранча, ведущая оседлый образ жизни, и саранча желтая, воинственно кочующая – это две фазы существования одного и того же насекомого!
Комментарий эксперта:
Саранча – одно из самых таинственных созданий планеты. Ее трансформация из зеленой, одиночной фазы в стайную, желтую – абсолютно уникальное свойство, не встречающееся у других насекомых. Эти две фазы имеют столь значительные отличия как во внешнем виде и физиологии, так и в характере поведения, что одно время ученые считали их разными видами саранчи.
Зеленая саранча может продолжительное время жить на той или иной территории, абсолютно не привлекая к себе внимания. Поколения оседлых насекомых сменяют друг друга на протяжении многих лет, пока однажды не появляются личинки, которые разительно отличаются от своих родителей. Уже на этой стадии развития они не таятся в пустынной растительности, а собираются в единую массу и покидают «родовое гнездо». Пешая армия личинок передвигается с неимоверной скоростью. Во время своего похода личинки приобретают крылья. Это означает, что пеший тур окончен – теперь вся армия слаженно летит в одном направлении.01
В своем полете саранча может подниматься на высоту до полутора тысяч метров. К концу дня полчища опускаются на землю, где за несколько минут полностью уничтожают всю растительность. Ежедневно каждое насекомое съедает ровно столько пищи, сколько весит само, то есть примерно два грамма. Легко подсчитать, что стая в миллион особей по прожорливости не уступит стаду из десяти слонов, каждый из которых съедает в день около двухсот килограммов зеленого корма.
Но все-таки – почему вдруг из яиц, которые откладывает оседлая зеленая саранча, появляются личинки с иной, разрушительной программой поведения? Как происходит эта удивительная метаморфоза? Профессор Реми Шовен попытался дать ответ и на этот вопрос.
Комментарий эксперта:
В оседлой фазе саранча существует, пока для сохранения популяции достаточно пищи. Когда же наступает дефицит питания и увеличивается количество особей на один квадратный метр, саранча откладывает яйца с активированной походной программой. Причем, размножение происходит в геометрической прогрессии. Чаще всего это бывает в засушливые годы. По всей видимости, и в Египте во времена пророка Моисея нашествие саранчи было вызвано изменением климата с теплого и влажного на горячий и сухой. Способствовала запуску перерождения одного вида насекомых в другой и предыдущая, седьмая египетская казнь - огненный град, уничтоживший большую часть растительности.
Саранча до сих пор во многом остается загадкой для ученых. Удивляет, например, согласованность движения роя насекомых, словно бы направляемых уверенной рукой. Непонятно также – куда иногда исчезают стаи, набрав несколько миллиардов особей? Так, в 1875 году в США гигантский рой саранчи атаковал штат Техас и, произведя колоссальные опустошения, словно испарился, повергнув в шок энтомологов. И чем больше ученые узнают об этих страшных насекомых, тем больше у них появляется новых вопросов. Нашествие саранчи на Египет остается загадкой для науки. Но чудеса и не могут быть объяснены с научной точки зрения. Ими управляют не земные законы, а Господь, Которому принадлежит всякая власть на небе и на земле.
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
16 сентября. О тульских святых

Сегодня 16 сентября. Собор новомучеников и исповедников Тульской земли.
О тульских святых — игумен Назарий (Рыпин).
В этот собор входит много тульских святых, которые пострадали во дни гонения безбожного, как нам поёт тропарь новомученикам и исповедникам российским. И наиболее известны это и Анисим Архиепископ Тульский, но и сонм Белевских святых, потому что предварял этот сон Игнатий (Садковский), епископ Белевский.
И после него был епископ Никита Прибытков, который продолжил дело епископа Игнатия, поддерживал ту монашескую общину, которая жила в Белеве. По сути, это было два тайных монастыря, один из которых возглавлял Исаакий Оптинский, архимандрит Исаакий (Бобраков), и монахиня Августа, которая возглавляла женскую общину.
И по делу прошло порядка 70 человек, и большая часть из них была расстреляна. И вот Исаакий Оптинский, который сперва был изгнан из Козельска после разгрома, скажем так, бывшего Оптинского монастыря, который проживал в Козельске, относился к нему как к своему архимандриту-настоятелю.
Он переехал в город Белев, но, когда ему сказали, что готовится новый арест, уже совсем престарелый отец Исаакий сказал: «От креста своего не побегу». И претерпел этот арест, мученическую кончину, и недалеко от Тулы есть Тесницкие леса, где, подобно полигону Бутова, были массовые расстрелы.
Все выпуски программы Актуальная тема
16 сентября. Об отношении к пророкам и проповедникам

В 6-й главе Евангелия от Марка есть слова: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и у сродников, и в доме своем».
Об отношении к пророкам и проповедникам — священник Александр Ермолин.
Господь приходит в своё земное Отечество, и мы видим, что многие изумляются и говорят: «Откуда у Него такая премудрость и сила? Не плотников ли Он сын? Откуда же у Него всё это?» И в этих словах мы видим сомнение. Евангелист прямо подчеркивает: «И соблазнялись о Нём». И в ответ на это Господь говорит, что не бывает пророка без чести.
И удивительно, что Он дальше говорит, что «не совершая там многих чудес, по неверию их». Это тоже Евангелист Матфей подчеркивает. Эти слова показывают, как часто бывает, что мы с вами стали православными людьми во Церкви, стали ходить в храм. И как часто люди, которые нас знали раньше, не воспринимают наше новое измерение бытия.
Они не воспринимают наше православие. Они думают: «Ну вот, мы же его помним. Мы помним его в школе, мы помним его в юности, мы помним его где-то ещё. И какой уж он проповедник». Для нас эти слова должны стать напоминанием о том, что сам Господь это переживал. Он не совершил там многих чудес по их неверию.
Действительно, не бывает пророка без чести, разве только в Отечестве своём. А что касается этих людей, которые не воспринимают наше новое измерение бытия, тут нужно надеяться о том, что Господь обязательно пошлёт им какого-то другого миссионера, какой-то другой пример. И устами другого миссионера они обязательно узнают о Христе и придут к Нему.
Все выпуски программы Актуальная тема