
В память о больших победах (прежде всего, народных) пишут торжественные гимны. Ветхозаветный Израиль в этом отношении исключением не был. И царь Давид, и другие библейские авторы сочиняли радостные псалмы, в которых прославляли те или иные победы, дарованные Богом. Именно таким гимном является псалом 95-й, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 95.
1 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля;
2 пойте Господу, благословляйте имя Его, благовествуйте со дня на день спасение Его;
3 возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его;
4 ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов.
5 Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил.
6 Слава и величие пред лицом Его, сила и великолепие во святилище Его.
7 Воздайте Господу, племена народов, воздайте Господу славу и честь;
8 воздайте Господу славу имени Его, несите дары и идите во дворы Его;
9 поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицом Его, вся земля!
10 Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде.
11 Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его;
12 да радуется поле и всё, что на нём, и да ликуют все дерева дубравные
13 пред лицом Господа; ибо идёт, ибо идёт судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народы — по истине Своей.
Существует версия, что прозвучавший псалом составил царь и пророк Давид. Но, скорее всего, псалом 95-й был составлен после возвращения древних евреев из Вавилонского плена в середине 6 века до Рождества Христова. Надписи об авторстве Давида появились позднее по причине того, что по стилю псалом напоминает произведения знаменитого царя и пророка. Автор псалма усердно старался подражать Давиду. Услышанный нами текст является настоящим гимном, прославляющим величие Божие и отражающим радость от того, что вавилонский плен завершился. А значит — у древних иудеев есть теперь возможность не только вернуться на родную землю, но и построить там храм Божий. Для автора псалма такой исход представляет собой доказательство величия Господа, превосходства истинного Бога над идолами. Или как читаем мы в псалме: «ибо велик Господь и достохвален, страшен Он паче всех богов. Ибо все боги народов — идолы, а Господь небеса сотворил». Почти 70 лет евреи находились в плену у Вавилона и смогли сохранить в этих тяжелейших условиях веру в Бога истинного.
Для автора псалма данное обстоятельство является самым настоящим чудом. Подчёркивая превосходство Господа над идолами, псалмопевец призывает иные народы одуматься, признать единственного верного Бога и отказаться от неправоты язычества. Потому что рано или поздно история этого мира закончится, и наступит час суда, когда Бог будет определять судьбы человечества. Горько тогда станет тем, кто променял истинного Господа на идольский суррогат. Речь в данном случае идёт не только о древнем язычестве. В 20-м веке человечество пережило тяжелейшее искушение безбожными утопиями — попытками построить на земле царство Божие без Бога. Тут можно вспомнить и атеистический коммунизм, и попытки вывести расу сверхлюдей в Германии, и другие опыты игры в повелителей вселенной. Какими же жертвами обернулись все перечисленные эксперименты! К какой ужасающей участи приговорили себя инициаторы подобных проектов!
Псалом 95-й призывает нас не поддаваться искушению заменить Бога истинного на Его подделку. Только следуя правде Божией, Его заповедям, мы оказываемся способны отделить истину от лжи, увидеть ясным образом цель, ради которой мы призваны в этот мир. И цель эта состоит в том, чтобы жить и действовать в любви к людям через любовь к Богу. Иного пути просто нет. Всё остальное есть уклонение от истины, приводящее к горечи поражения и утрат. От чего да убережёт нас всех Господь!
Псалом 95. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 95. (Церковно-славянский перевод)
«Экономика семьи». Татьяна Буцкая

Гостьей рубрики «Вера и дело» была депутат Государственной Думы, председатель Общероссийской общественной организации «Совет матерей» Татьяна Буцкая.
Мы говорили об «экономике семейной жизни», о мерах поддержки семьи со стороны государства и о том, как в современном мире сохранять ценность семьи.
Ведущая программы: кандидат экономических наук Мария Сушенцова
Все выпуски программы Вера и Дело
Александровский мужской монастырь города Суздаля
Александровский мужской монастырь был основан в Суздале святым Благоверным Великим Князем Александром Невским в 1240-м году сразу после Невской битвы. Он посвятил обитель своему Небесному Покровителю святому Мученику Александру Римскому. Обитель была основана для вдов и дочерей воинов, а таких в то время, в разгар татаро-монгольского нашествия, было немало. Да и впоследствии, на протяжении веков, молилась Земля Русская за своих сыновей, сражавшихся и павших на поле брани. Монастырь был женским. Его поддерживали Цари и Князья, знатные бояре и простые люди.
В наши дни монастырь возрожден как мужская обитель. В ней подвизается немного монахов, атмосфера здесь удивительная, тихая, молитвенная. Как будто молитвы, возносимые здесь на протяжении веков, поддерживают эти стены. Возрожден монастырь в 2006-м году. В нем собраны святыни, которые обязательно надо увидеть. Прежде всего, это икона Великого Князя Александра в схиме и образ Мученика Александра Римского, воина, претерпевшего все страдания за свою веру во Христа, с частицами их святых мощей.
Обитель ждет своих помощников к 30-летию возрождения монастыря.









Все выпуски программы Места и люди
Хитрость не удалась

Фото: Delaney Van / Unsplash
Жили в лесу два друга: лев и молодой бык. Оба были могучими и сильными. Лев умел так громко рычать, что олени, буйволы и другие крупные звери от одного звука его голоса дрожали от страха. Быка леопарды, тигры и другие хищные звери тоже обходили стороной, опасаясь его острых рогов.
Много лет дружили лев и бык, но нашёлся в лесу тот, кто им позавидовал. Давно замышлял шакал погубить быка, но силой победить он его не мог, и придумал хитрость.
Выбрав как-то время, когда лев был один, шакал поджал хвост и стал медленно-медленно, как бы в страхе, к нему приближаться.
— Что это ты такой странный сегодня? — удивился лев.
— О, мой господин, — ответил шакал. — У меня есть одна новость, да только не знаю, как вам её сказать. Но ведь сказать правду — не значит сплетничать?
— Говори, — приказал ему лев.
— Вы ведь знаете быка? — начал шакал. — Так вот, я слышал, как он сказал сегодня: «Лев, конечно, могучий зверь, но со мной сравниться не может. Сила его в том, что он ревет во всё горло. А для меня его рык — писк комара».
— Ах, вот как он про меня сказал! Ну, хорошо же! — рассердился лев.
А шакал отправился на поиски быка, и нашёл его на поляне. Бык стоял под деревом и вонзал рога в землю, чтобы наточить их. Шакал остановился на всякий случай на безопасном расстоянии и сказал:
— Эй, послушай! Что толку, что ты точишь рога? Точи их не точи, а вся твоя сила не стоит и одного львиного рыка.
— Что ты такое говоришь, шакал? — удивился бык.
— То и говорю, что слышал. Встретился я со львом, а он мне говорит: «Ты знаешь этого глупого быка? Он только на вид могучий, а на самом деле — трус. Не будь он моим другом, я мог бы прикончить его одним своим рыком».
— Но ведь это неправда, — сказал бык.
— Если ты мне не веришь, так пойди и сам убедись, — ответил шакал.
Отправился бык искать льва, но шёл он не как обычно, а немного с опаской, замедляя шаги. Увидев это, лев подумал: «Шакал сказал правду» — и с угрозой выступил навстречу недавнему другу. Они встали друг против друга, готовые сразиться.
— Сегодня мне кое о чем рассказали, — первым нарушил молчание лев. — Я решил испытать твою хвалёную силу.
— Ну что же, — ответил бык. — Заодно и посмотрим, испугаюсь ли я твоего грозного рыка.
Они приготовились сойтись в схватке, но вдруг заметили под кустом шакала. Тот злорадно хихикал, надеясь поживиться мясом быка, которое ему поможет добыть его бывший товарищ...
Зарычал лев во всю силу, наставил бык на подстрекателя свои острые рога, шакал бросился бежать прочь. С той поры в лесу его больше никто не видел.
Вот и хорошо, а то злые сплетни много могут беды наделать, и даже крепкую дружбу разрушить.
( по мотивам камбоджийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки