
Можно ли учиться на чужом опыте? Не только можно, но и нужно. Именно так рассуждали древние евреи, когда стали использовать для общественного богослужения псалмы, написанные пророком Давидом как некое личное размышление и даже переживание. Статус общественной молитвы был присвоен, в частности, псалму 4-му, что читается сегодня во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 4.
1 Начальнику хора. На струнных орудиях. Псалом Давида.
2 Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей! В тесноте Ты давал мне простор. Помилуй меня и услышь молитву мою.
3 Сыны мужей! доколе слава моя будет в поругании? доколе будете любить суету и искать лжи?
4 Знайте, что Господь отделил для Себя святого Своего; Господь слышит, когда я призываю Его.
5 Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь;
6 приносите жертвы правды и уповайте на Господа.
7 Многие говорят: «кто покажет нам благо?» Яви нам свет лица Твоего, Господи!
8 Ты исполнил сердце моё веселием с того времени, как у них хлеб и вино и елей умножились.
9 Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, един даёшь мне жить в безопасности.
Псалом 4-й использовался в ветхозаветном богослужении. Звучит он постоянно и в ходе современной храмовой службы. Хотя, повторюсь, изначально он представлял собой личную молитву царя и пророка Давида, написанную во время бунта сына Давида — Авессалома. Тот собирался отобрать у своего отца не только власть, но и жизнь. Давид, не желая ввергать страну в хаос, предпочёл удалиться в добровольное изгнание — стал скитаться, прячась от сына. Не потому, что был слабее Авессалома, а потому, что давал тому шанс исправиться, покаяться. Но Авессалом стоял на своём. За что и поплатился в дальнейшем. Его войска были разгромлены, а сам он погиб позорной смертью. Зацепился своими шикарными волосами за ветви дерева, повис беззащитный и стал, таким образом, лёгкой добычей для врагов. Но не для Давида. Царь искренне хотел сохранить неразумному Авессалому жизнь. Итак, Давид написал псалом 4-й во время скитаний. Он просит Бога о помощи, о восстановлении справедливости: «Когда я взываю, услышь меня, Боже правды моей!» Давид, при этом, не выражает сомнений в том, что будет Господом услышан. Ведь когда-то в молодости он уже оказывался в похожей ситуации — пророка преследовал безумный правитель Саул. И Давид вышел из того противостояния победителем. Не потому, что нанёс военное поражение Саулу, а потому, что Промысл Божий всё расставил по своим местам. Вот причина, по которой царь и пишет: «В тесноте Ты давал мне простор». Давид готов был терпеть всё происходящее, но понимал, что страдает не только он. Страна, народ мучается от начавшейся междоусобицы. Из-за этого царь и просит Господа, чтобы поскорее завершились тревожные дни, чтобы наступил наконец-то мир и покой. Правитель не считает себя идеалом, но верит, что правда Божия находится на его стороне. Однако данное обстоятельство не даёт ему права становиться жестоким диктатором — Давид не отнимает у подданных права рассуждать, делать выводы. Но просит их, прежде всего, следовать правде Божией. Или как читаем мы в псалме: «Гневаясь, не согрешайте: размыслите в сердцах ваших на ложах ваших, и утишитесь; приносите жертвы правды и уповайте на Господа». Давид, конечно, понимает, что желаемая гармония наступит не сразу, не вдруг. Что, наверное, придётся ещё потерпеть. Но никакого уныния мы в псалме не слышим. Заканчивается произведение замечательными и воодушевляющими словами: «Спокойно ложусь я и сплю, ибо Ты, Господи, один даёшь мне жить в безопасности». Прозвучавший псалом стал частью общественного богослужения неслучайно. Он помогает нам найти правильный настрой, подход в плане понимания жизни. Заключается этот подход в следующем. Необходимо жить по заповедям Божиим, не теряя веры в Бога и не сдаваясь перед лицом испытаний. Если мы будем стараться действовать таким образом, то Господь поможет нам все трудности преодолеть, даруя мир и нам лично, и окружающим людям.
Псалом 4. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 4. (Церковно-славянский перевод)
Как Топор в лес ходил

Фото: Nico Knaack / Unsplash
Однажды увидел Топор, что хозяин не запер сарай, да и в лес убежал. Идёт он по тропинке: топорищем поигрывает, Обухом постукивает, лезвием поблёскивает. Разыгрался Топор не на шутку: с кочки на кочку прыгнет — сосенку затешет, в ложбинку сбежит — осину подрубит, на пригорок поднимется — ель заденет. Да при этом ещё и бахвалится:
— Теперь я ваш хозяин. Я самый главный в лесу. Захочу — погублю, захочу — помилую!
Росла в том лесу маленькая стройная Березка, такая красивая, что все окрестные деревья только ею и любовались. Увидел её Топор, обрадовался и грубо загоготал.
— Ха-ха-ха! Что дрожишь, тонконогая? Тебя только стукнуть разок по белому стволу — и душа вон!
Испугалась Берёзка, взмолилась:
— Не бей меня, Топор. Не губи. Я ещё только жить начинаю. Обещал на мне жениться молодой весенний дождик...
— Дождик? Не бывать этому! Не люблю я воды, — сказал Топор. — Вот что я решил: лучше я сам на тебе женюсь. А не согласишься — одним махом тебя срублю.
Качнулась Берёзка, задрожала от страха, побежали по её стволу слезы, как серебряные капельки.
— Не губи мою молодость, — прошептала она еле слышно.
Побежал Топор дальше на весь лес страх наводить. А Берёзка стала другим деревьям на свою горькую судьбу жаловаться.
— Не бывать такому грубияну женихом! Наверняка, он будет обижать нашу любимицу, — возмутился братец Дуб. — Пусть Топор сначала со мной потягается. У меня кора крепкая, как железо. Разок стукнет — поломает топорище, лишится своей хвалёной силы.
Зашумел братец Дуб всеми листьями, но Топор не стал к нему подбегать, обошёл стороной. Привык он обижать только самых слабых и беззащитных.
— Пусть Топор со мной имеет дело, и тогда он сразу своё лезвие сточит, — проскрипел дедушка Клён. — Я старый уже, почти весь высох, со мной ему точно не справиться.
Подскочил Топор к старому клёну, да так ударил по его стволу, что у того последние листья с макушки осыпались.
— Такого силой не победишь, надо найти его слабое место, — сказала тётушка Ива. — Если его не остановить, то Топор в лесу ещё много плохих дел натворит. Он сказал, что воду не любит...
Подозвала тётушка Ива к себе хулигана и стала ему выговаривать:
— Почему ты деревья без нужды рубишь? Зачем красавицу-березку до слёз обидел?
— Что хочу, то и делаю, потому я в лесу самый сильный.
А тётушка Ива не унимается:
— Почему ты дедушку Клёна — самого старого в нашем лесу — не уважаешь? Зачем осинку и сосёнку подрубил? Кто позволил тебе так себя вести?
Рассердился Топор и закричал:
— Ты ещё меня будешь учишь, скрипучая развалина?! Да я с твоими тонкими ветками в момент расправлюсь! Вот я тебя проучу!
Бросился Топор на тётушку Иву, что росла на берегу ручья, да не рассчитал. Отпружинил от её гибких веток и кувыркнулся в воду.
Может быть, он до сих пор в том ручье лежит и потихоньку ржавеет. Да и поделом такому жестокому и самонадеянному грубияну.
(по мотивам марийской сказки)
Все выпуски программы Пересказки
Астрахань. Благовещенский женский монастырь

В центре города Астрахань, на пересечении улиц Советской и Калинина, сохранился комплекс старинного Благовещенского монастыря. Иноки здесь жили ещё в шестнадцатом веке. Обитель в то время была крайне бедной. Её насельники выполняли особую миссию — хоронили бездомных и молились об их упокоении в единственной монастырской церквушке. Она была деревянной. Больше полувека иноки строили каменный храм. Его освятили в 1699 году в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Вскоре после этого монастырь окончательно разорился и был упразднён. В 1706 году на его территории учредили женскую обитель. Главной её святыней стала древняя икона Божией Матери «Живоносный источник». Милостью Богородицы Благовещенский монастырь процветал вплоть до революции 1917 года. Советская власть разорила обитель, с 1949 года архитектурный ансамбль принадлежал Астраханскому военкомату. А 6 апреля 2021-го, накануне праздника Благовещения Богородицы, монастырский комплекс вернули Русской православной церкви. Он постепенно восстанавливается на радость жителям Астрахани.
Радио ВЕРА в Астрахани можно слушать на частоте 90,5 FM
Псалом 51. На струнах Псалтири
1 Начальнику хора. Учение Давида,
2 после того, как приходил Доик Идумеянин и донес Саулу и сказал ему, что Давид пришел в дом Ахимелеха.
3 Что хвалишься злодейством, сильный? милость Божия всегда со мною;
4 гибель вымышляет язык твой; как изощренная бритва, он у тебя, коварный!
5 ты любишь больше зло, нежели добро, больше ложь, нежели говорить правду;
6 ты любишь всякие гибельные речи, язык коварный:
7 за то Бог сокрушит тебя вконец, изринет тебя и исторгнет тебя из жилища [твоего] и корень твой из земли живых.
8 Увидят праведники и убоятся, посмеются над ним [и скажут]:
9 "вот человек, который не в Боге полагал крепость свою, а надеялся на множество богатства своего, укреплялся в злодействе своем".
10 А я, как зеленеющая маслина, в доме Божием, и уповаю на милость Божию во веки веков,
11 вечно буду славить Тебя за то, что Ты соделал, и уповать на имя Твое, ибо оно благо пред святыми Твоими.