
Рим., 84 зач., III, 19-26.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Человек, который знакомится с христианским богословием, узнаёт, что в нём большую роль играет свобода. Но когда тот же человек открывает для себя правила христианской нравственной жизни, он узнаёт о существовании строгих правил, которые, как может показаться, явно противоречат свободе. Но существует ли это противоречие на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 3-й главы послания апостола Павла к Римлянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 3.
19 Но мы знаем, что закон, если что говорит, говорит к состоящим под законом, так что заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен пред Богом,
20 потому что делами закона не оправдается пред Ним никакая плоть; ибо законом познаётся грех.
21 Но ныне, независимо от закона, явилась правда Божия, о которой свидетельствуют закон и пророки,
22 правда Божия через веру в Иисуса Христа во всех и на всех верующих, ибо нет различия,
23 потому что все согрешили и лишены славы Божией,
24 получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе,
25 которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,
26 во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса.
Любой священник встречал на своём пути людей, которые приходили в Церковь, знакомились с верой и правилами... В вере старались разбираться, правила исполнять, искренне, честно переживали из-за невозможности всё исполнить, из-за проблем, которые эта неполнота создаёт в отношениях с Богом... и потом, отчаявшись выполнить все правила, постепенно либо охладевали к церковной жизни, либо вообще уходили из Церкви. Нередко таких людей обличают и говорят, что они слабые, ленивые, оправдывающиеся. Конечно, человек может быть и таким тоже, но мне думается, что дело здесь ещё и во внутренней ошибке, которую совершают многие, причём не только новоначальные, но и люди, много лет ходящие в храм.
Сегодняшнее чтение начинается с очень простой мысли, которую никак не хотели замечать иудеи: если всех судить по строгости закона — на Суде Божьем не сможет оправдаться никто. Бессмысленно будет пенять на грешных язычников, если сам, будучи иудеем, оказался последним грешником. Ведь совершенно очевидно, что кому много дано, с того много и спросится. Именно поэтому апостолу было очень важно показать, что действие Божией любви и обращение к человеку всегда были первичны по отношению к отклику самого человека. Бог знает нас как Своё творение, видит в нас Свой образ и имеет все основания доверять нам. Это значит, что закон, который Он даёт, — это не способ заслужить Его любовь и снисхождение, но чёткая и ясная возможность для людей выразить своё отношение к Богу, своё желание быть с Ним, своё стремление принадлежать Ему. То есть сначала завет и как результат завета жизнь по заповедям, а не сначала жизнь по заповедям, за которую получен завет. Однако, в какой-то момент иудеи решили, что Бог любит людей за исполнение закона, что исполнение закона может привести человека к Богу, спасти и исцелить его.
Оспаривая эту точку зрения, апостол Павел очень ярко пишет, что «делами закона не оправдается никакая плоть». Это очень важно понимать, приходя в Церковь. Сколько бы усилий мы ни прикладывали — не мы заслуживаем спасения, а Бог даёт нам его по Своей любви, которая торжествует независимо от закона. Все согрешили и все оказались лишены славы Божией, поэтому Бог всем одинаково даёт возможность прощения грехов, умилостивления и спасения. Но для чего же тогда соблюдать закон? Для чего правила, если мы ничего не заслуживаем, а получаем даром? Всё просто. Для того чтобы нечто получить, даже если это даётся даром, надо протянуть руку и взять. В отношениях же с Богом мы позволяем и Его любви, и Его благодати действовать в нас, когда со своей стороны стремимся исполнять Его волю.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
21 июня. Об истории Ярославской Иконы Божией Матери

Сегодня 21 июня. Церковь чтит Ярославскую Икону Божией Матери.
О её истории — игумен Лука (Степанов).
Образ Ярославской Пресвятой Богородицы был явлен во времена монголо-татарского ига на нашем благословенном севере, где просияла эта икона.
Эта икона относится к типу богородичных икон «Умиление», где младенец умилительно прижимается щекой ко щеке Пресвятой Девы, нежно прикасается к ней руками, и она поддерживает его руку. Этот образ явился утешением нашему народу в эти лютые годы ига монголо-татарского и освящал собой наши ярославские земли.
Сохранился до сих пор в Троице-Сергиевой лавре один из списков древнейших — 1500 года, а та самая икона была принесена Василием и Константином, благоверными князьями, в Ярославль, и в честь неё и поныне один из храмов освящённых почитается как древнейший и благодатный.
В Смутное время именно с молитвой перед этой иконой формировалось народное ополчение под предводительством Минина и Пожарского, и впоследствии начало правления дома Романовых также связано с этой иконой, поскольку Ярославль стал первым градом, встретившим юного, тогда только что избранного на престол, князя Михаила Федоровича Романова.
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О Суворовском музее в Санкт-Петербурге

Сегодня 21 июня. В этот день в 1901 году был торжественно заложен Суворовский музей в Санкт-Петербурге.
О нём рассказывает протоиерей Василий Гелеван.
Закладка музея произошла в 1901 году. Средства на строительство собирали в прямом смысле всем миром. И не только военнослужащие, но люди всех сословий, неравнодушные к подвигу великого русского полководца.
В 1914 году, ровно в день 170-летия Суворова, в присутствии императора Николая II торжественно состоялось открытие музея.
В советское время музей функционировал, но акцент был не столько на личности самого Суворова, сколько на отделе воспитания духа патриотизма в обществе. И только в 1991 году музею возвратили его историческое значение. Он снова стал именоваться Мемориальным музеем.
Сегодня музей осуществляет выставочную работу и издаёт научный сборник «Суворовские чтения».
Все выпуски программы Актуальная тема
21 июня. О грехе

В 3-й главе Послания апостола Павла к римлянам есть слова: «Все согрешили и лишены славы Божией».
О грехе — протоиерей Михаил Самохин.
Толкуя этот стих святого апостола, святитель Иоанн Златоуст говорит: «Не говори мне: тот — еллин, тот— скиф; все находятся в одном и том же положении. Хотя ты получил закон, но научился из закона только тому одному, как узнавать грех, а не как избегать его. Потом, чтобы не сказали: хотя и мы и грешим, но не так, как язычники, апостол присовокупил:и лишены славы Божией. Таким образом, хотя ты грешил и не одинаково с остальными, однако и ты лишаешься славы, ведь и ты из числа оскорбивших Бога, а оскорбитель принадлежит не к прославляемым, но к посрамленным».
Удивительно, как легко мы оправдываем собственные грехи, строго осуждая прегрешения ближних. Апостол Павел и святитель Иоанн напоминают нам о том, что, делая так, мы уподобляемся хромым, смеющимся над слепыми. Все мы согрешили, и после грехопадения прародителей охотнее стремимся ко греху, чем к святости.
Но и в этой ситуации апостол утешает нас, напоминая, что человеколюбивый Бог подает нам оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе. То есть Господь готов спасти и нас, грешников, если мы действительно этого захотим и начнем стараться жить по Его заповедям.
Все выпуски программы Актуальная тема