Благодарность за спасение. Храм Христа Спасителя в Борках - Радио ВЕРА
Москва - 100,9 FM

Благодарность за спасение. Храм Христа Спасителя в Борках

Благодарность за спасение. Храм Христа Спасителя в Борках
Поделиться Поделиться
Иллюстрация к выпуску программы «Открываем историю»

Осенью 1888 года император Александр III c супругой, детьми и приближёнными возвращался из Крыма в Санкт-Петербург по железной дороге. 17 октября в 14 часов 14 минут у станции Борки в Харьковской губернии царский поезд сошёл с рельсов. Десять из пятнадцати вагонов железнодорожного состава были полностью разрушены, а многие путешественники погибли или получили серьёзные раны, однако все члены императорской фамилии чудом уцелели. Они смогли выбраться из-под обломков вагона, в котором находились, и помогали пострадавшим.

В ту же ночь на станции был отслужен благодарственный молебен, а на следующий день все газетные заголовки страны сообщали о чудесном спасении государя и его семейства. Когда 19 октября императорская семья прибыла в Харьков, радостные горожане хлынули на улицы, чтобы увидеть царя. С таким же ликованием Александр III был встречен в Москве и Санкт-Петербурге, где не смолкало торжественное пение гимна «Боже, Царя храни».

Место крушения императорского поезда стало массово посещаться народом. Поэтому настоятель Святогорской Успенской пустыни Харьковской епархии архимандрит Герман (Клица) и харьковский архиепископ Амвросий (Ключарёв) решили устроить на месте аварии монашеский скит. В августе 1889 года в Борках был освящён первый деревянный храм во имя Нерукотворного Образа Христа Спасителя. А уже в 1891 году заложили каменный храм по проекту архитектора Роберта Марфельда. Спустя три года величественный собор во имя Христа Спасителя был освящён в присутствии императора Николая II, который тоже был в поезде в момент аварии. Храм возвели в неорусском стиле, с крытой галереей и большим золотым куполом. Звонницу украшала мозаика с изображением Христа. Недалеко от храма, прямо на железнодорожной насыпи, куда выбралась императорская семья после катастрофы, была выстроена часовня. Место крушения царского поезда стало центром паломничества. Не раз в устроенной обители бывали и члены императорской фамилии. В 1906 году Спасов Скит по решению Синода получил статус монастыря. При обители устроили музей, библиотеку и больницу, а в 1903 году открыли дом для инвалидов имени императора Александра III, в котором жили престарелые железнодорожники.

Существование обители было прервано революцией 1917 года. Советская власть закрыла монастырь, а многие монахи были убиты. В 1943 году во время Великой Отечественной войны храм Христа Спасителя и большинство монастырских построек были утрачены из-за боевых действий. Сильно пострадала, но сохранилась часовня у железнодорожной насыпи. Однако память о чудесном спасении царской семьи пережила советский период. Часовню восстановили в девяностые годы, а в 2013 году рядом открыли памятник императору Александру III. Величественный храм Христа Спасителя так и не был восстановлен, но память о нём хранят старинные газеты и фотокарточки.


Все выпуски программы Открываем историю

Мы в соцсетях
ОКВКТвиттерТГ

Также рекомендуем