
Сегодня в храмах за богослужением читается 13-й псалом Давида — первый стих которого стал практически афоризмом и очень активно использовался всегда, в том числе поэтами. Давайте послушаем.
Псалом 13.
Начальнику хора. Псалом Давида.
1 Сказал безумец в сердце своём: «нет Бога». Они развратились, совершили гнусные дела; нет делающего добро.
2 Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога.
3 Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного.
4 Неужели не вразумятся все, делающие беззаконие, съедающие народ мой, как едят хлеб, и не призывающие Господа?
5 Там убоятся они страха, где нет страха, ибо Бог в роде праведных.
6 Вы посмеялись над мыслью нищего, что Господь упование его.
7 «Кто даст с Сиона спасение Израилю!» Когда Господь возвратит пленение народа Своего, тогда возрадуется Иаков и возвеселится Израиль.
Очень важным для понимания псалма является слово из первого стиха, переведённое на русский и церковнославянский как «безумный» — «рече безумен в сердце своем — несть Бог!» Но в иврите — всё гораздо интереснее: здесь на месте «безумный» стоит слово נָבָל (nāvāl) — и ставшая афоризмом фраза приобретает очень интересное звучание.
Итак, что же такое «навал»? Корень נבל (n-b-l) значит буквально «увянуть, сгнить»; существительное נָבָל (naval) — «испорченный, гнилой, подонок». Добавим ещё и то, что произносит «навал» слова о том, что «нет Бога», не в голове, не устами — а «в сердце» — здесь стоит слово לֵב (lêv / lēbāb) — «лев». Сразу заметим, что в древнееврейском понимании «сердце» не противопоставлено «разуму»; оно — центр всей личности, средоточие всех сил, первоисточник не только эмоций и переживаний, но и мыслей, и устремлений. Поэтому «сказать в сердце» — это совершенно иное, чем «подумать про себя»: «сказать в сердце» в контексте древнееврейской ментальности — это решиться на определённую экзистенциальную установку. Соответственно, отрицание Бога оказывается внутренним монологом, скрытым от слуха, но формирующим жизнь и её ценностные установки.
Известный богослов 20 века протоиерей Георгий Флоровский в своём эссе «Библия и Церковь» обращает внимание на глубину этого понятия: «Библейский безумец — это не интеллектуальный скептик, а человек, разорвавший заветные связи — с Богом, ближним и даже собственной совестью». Флоровский называет это «богоборческим эгоцентризмом».
Смотрите, как получается интересно: в своей глубине человек отказывает Богу в существовании — и тотчас это становится источником внутреннего разложения, распада: рушится всё — и связь с самим собой, и с другими людьми, и с бытием как таковым, от человека остаётся лишь разлагающийся труп.
Так что, дорогие друзья, когда к нам временами подходят помыслы маловерия и тем более неверия — надо отправиться куда-нибудь на мусорку, подышать местным зловонием и честно задать себе вопрос: а не превращаюсь ли и я, отказывая Богу, в такую же вонючую помойку?..
Псалом 13. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 13. (Церковно-славянский перевод)
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 147 зач., X, 28 - XI, 7.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Посланиях апостола Павла есть размышления о различии мужчин и женщин, эти размышления неизбежно вызывают недоумения у представителей, скажем так, светского общества, ведь апостол Павел осмеливался ставить женщин ниже мужчин! Но действительно ли это так? Или, может, такой взгляд на слова святого апостола слишком поверхностный? Давайте послушаем звучащий сегодня во время литургии в православных храмах отрывок из 10-й и 11-й глав его Первого послания к Коринфянам, и попытаемся разобраться, что же имел в виду апостол Павел, когда излагал свои требования к женщинам.
Глава 10.
28 Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести. Ибо Господня земля, и что́ наполняет ее.
29 Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
30 Если я с благодарением принимаю пищу, то для чего порицать меня за то, за что я благодарю?
31 Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию.
32 Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией,
33 так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.
Глава 11.
1 Будьте подражателями мне, как я Христу.
2 Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам.
3 Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог.
4 Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову.
5 И всякая жена, молящаяся или пророчествующая с открытою головою, постыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая.
6 Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.
7 Итак муж не должен покрывать голову, потому что он есть образ и слава Божия; а жена есть слава мужа.
В первой части прозвучавшего только что отрывка апостол Павел напомнил своим адресатам, что христиане всё, что они делают, должны делать «в славу Божию». В практическом смысле это означает, что каждый момент времени нам стоит задавать самим себе вопрос о том, как то или иное наше действие повлияет на отношение людей к евангельскому благовестию. Именно об этом и написал апостол: «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись» (1Кор. 10:31).
Вторая же часть услышанного нами отрывка касается осмысления отличий мужчин и женщин друг от друга. С одной стороны, мы помним слова всё того же апостола Павла, утверждающие, что «нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). С другой, Павел уверяет, что «жене глава — муж». Это очень интересное выражение, на котором нам стоит заострить свое внимание.
Если взять эту фразу в отрыве от её контекста, то она теряет свой смысл, а потому здесь важно то, как она звучит полностью: «Всякому мужу глава Христос, жене глава — муж, а Христу глава — Бог» (1Кор. 11:3). Чтобы понять мысль о главенстве мужа, нам необходимо поразмышлять о главенстве Бога над Христом. Можно ли сказать, что внутри Святой Троицы есть отношения подчинения и главенства? Нет, мы исповедуем «единосущие и равночестность Лиц Святой Троицы»; все три Ипостаси Святой Троицы имеют одно и то же существо, каждая из Ипостасей имеет полноту Божества, безбрежную и неизмеримую; три Ипостаси равночестны и равнопокланяемы. Но почему же тогда апостол Павел пишет, что «Христу глава — Бог»? Ответ на этот вопрос мы найдём тогда, когда вспомним, что у каждого из Лиц Святой Троицы есть свои характерные особенности, которые при этом не предполагают конкуренции и борьбы за первенство. Бог-Сын предвечно рождается от Бога-Отца, но Он не ниже и не выше Отца; они, согласно исповеданию нашей веры, равны.
Слово «глава» вызывает вопросы и недоумения лишь тогда, когда слышащий его человек настроен на конкуренцию и на борьбу за власть. Апостол Павел призывает нас воспроизводить те отношения, которые есть внутри Святой Троицы, то есть не конкурировать друг с другом, особенно внутри семьи, а поступать так, как то определено нашей природой — мужской или женской.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Индийский ресторан. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Несколько лет назад я начала всерьёз интересоваться здоровым питанием. Прочла много разных книг, подписалась в соцсетях на известных нутрициологов и кулинарных блогеров, научилась готовить разные вкусные и полезные блюда. Посетила несколько кафе здорового питания. А ещё нашла индийский ресторан с вегетарианской кухней. Часто заходила туда после работы перекусить или просто посидеть за чашкой зеленого чая в тихом и уютном месте.
Однажды мы встретились с приятельницей, и я захотела угостить её любимой индийской кухней. Но, услышав название ресторана, она сильно разволновалась:
— Ань, ты что, не знаешь? Владельцы этого заведения — кришнаиты.
Честно говоря, я никогда не разделяла людей на своих и чужих по религиозному признаку. Вера -— дело частное. Но после разговора с приятельницей немного смутилась и начала сомневаться: вдруг я там невольно вкушаю идоложертвенную пищу? Спрашивать об этом сотрудников ресторана было не очень удобно. Скорее всего, они бы просто меня не поняли. Решила посоветоваться со священником.
После исповеди, во время духовной беседы задала ему вопрос:
— Отче, я хожу в индийский ресторан. Говорят, его содержат кришнаиты. Это опасно?
Немного подумав, батюшка спросил меня в ответ:
— А ты перед приемом пищи в этом ресторане молишься?
— Да, всегда. А еще обязательно крещу тарелку с едой. На всякий, знаете ли, случай.
— А дома, когда ешь? Или на работе?
— Честно говоря, не всегда. Иногда забываю помолиться.
— Знаешь что? -— улыбнулся мне батюшка, -— благословляю тебя продолжать питаться в индийском ресторане. Потому, что только там ты действительно вспоминаешь об истинном источнике любой пищи. Любой, понимаешь? А кришнаиты здесь ни при чём. Не они питают все живое, а Господь.
Я всё поняла. Первые христиане покупали пищу вместе с язычниками на торгу. Среди продуктов попадались идоложертвенные. Но в первом послании к Коринфянам апостол Павел прямо говорит по поводу вкушаемого: «Всё, что продается на торгу, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести; ибо Господня земля, и что наполняет её». Когда мы вкушаем самые экзотические блюда, нужно помнить, что на самом деле питают нас не шеф-повара ресторанов, не кулинары-блогеры и даже не любимая бабушка с пирожками из печи. Источник пищи для всех один. Это Господь.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение
Порядок в комнате. Анна Тумаркина

Анна Тумаркина
Мне нравится делать травяные свечи из воска и сухоцветов. Обычно у меня лежат в стопках листы вощины, фитили, сухоцветы, в коробках эфирные масла. В этом деле важен порядок — много всяких составляющих. Но в какой-то момент я расслабилась. Нет, я не разбрасывала листы вощины и лепестки шиповника по комнате специально. Просто забывала правильно раскладывать материалы.
Со временем так привыкла к творческому беспорядку, что совсем перестала тратить время на уборку рабочего места. Стопки из фитилей и листов вощины на столе начали превращаться в горки, в которых уже было непросто разобрать, какой материал готов к работе, а какой -— нет. Прошло ещё немного времени, и коробки с сухоцветами переместились на туалетный столик, а за ним и на кресло. Я начала бить тревогу тогда, когда листы вощины обнаружились на кухне, а эфирные масла -— в ванной. Самое грустное, что материалы перемешались между собой, и пришлось тратить часы на то, чтобы всё аккуратно разложить по категориям и спокойно заниматься изготовлением свечей.
Это очень похоже на то, что происходит в нашей духовной жизни. Вовсе необязательно иметь осознанное намерение как-то страшно согрешить или пойти против Бога. Достаточно быть просто невнимательными к повседневным поступкам и помыслам. Не замечать малых грехов, вовремя не исповедывать их, не приносить покаяния. А потом в один не слишком прекрасный момент просто обнаружить себя погруженными в греховные поступки и помыслы, те, о которых раньше и подумать не могла. Очень важно этого не допустить. С Божьей помощью в конце жизни явить Господу чистую и аккуратную горницу души.
Автор: Анна Тумаркина
Все выпуски программы Частное мнение