
Деян., 50 зач., XXVII, 1-44.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В Евангелии есть истории про чудесный улов рыбы: это происходило тогда, когда апостолы действовали по указаниям Христа, при этом стоит помнить, что апостолы были профессиональными потомственными рыбаками, Христос же по Своему земному ремеслу никого отношения к рыбной ловле не имел, Он был плотником. Нечто подобное мы можем наблюдать и в первохристианскую эпоху: ученики Христовы, научаемые Богом, оказывались дальновиднее профессионалов. Сегодня во время литургии в православных храмах звучит 27-я глава книги Деяний святых апостолов. Эта глава содержит рассказ о чудесном спасении апостола Павла и его спутников во время морской бури.
Глава 27.
1 Когда решено было плыть нам в Италию, то отдали Павла и некоторых других узников сотнику Августова полка, именем Юлию.
2 Мы взошли на Адрамитский корабль и отправились, намереваясь плыть около Асийских мест. С нами был Аристарх, Македонянин из Фессалоники.
3 На другой день пристали к Сидону. Юлий, поступая с Павлом человеколюбиво, позволил ему сходить к друзьям и воспользоваться их усердием.
4 Отправившись оттуда, мы приплыли в Кипр, по причине противных ветров,
5 и, переплыв море против Киликии и Памфилии, прибыли в Миры Ликийские.
6 Там сотник нашел Александрийский корабль, плывущий в Италию, и посадил нас на него.
7 Медленно плавая многие дни и едва поровнявшись с Книдом, по причине неблагоприятного нам ветра, мы подплыли к Криту при Салмоне.
8 Пробравшись же с трудом мимо него, прибыли к одному месту, называемому Хорошие Пристани, близ которого был город Ласея.
9 Но как прошло довольно времени, и плавание было уже опасно, потому что и пост уже прошел, то Павел советовал,
10 говоря им: мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни.
11 Но сотник более доверял кормчему и начальнику корабля, нежели словам Павла.
12 А как пристань не была приспособлена к зимовке, то многие давали совет отправиться оттуда, чтобы, если можно, дойти до Финика, пристани Критской, лежащей против юго-западного и северо-западного ветра, и там перезимовать.
13 Подул южный ветер, и они, подумав, что уже получили желаемое, отправились, и поплыли поблизости Крита.
14 Но скоро поднялся против него ветер бурный, называемый эвроклидон.
15 Корабль схватило так, что он не мог противиться ветру, и мы носились, отдавшись волнам.
16 И, набежав на один островок, называемый Клавдой, мы едва могли удержать лодку.
17 Подняв ее, стали употреблять пособия и обвязывать корабль; боясь же, чтобы не сесть на мель, спустили парус и таким образом носились.
18 На другой день, по причине сильного обуревания, начали выбрасывать груз,
19 а на третий мы своими руками побросали с корабля вещи.
20 Но как многие дни не видно было ни солнца, ни звезд и продолжалась немалая буря, то наконец исчезала всякая надежда к нашему спасению.
21 И как долго не ели, то Павел, став посреди них, сказал: мужи! надлежало послушаться меня и не отходить от Крита, чем и избежали бы сих затруднений и вреда.
22 Теперь же убеждаю вас ободриться, потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль.
23 Ибо Ангел Бога, Которому принадлежу я и Которому служу, явился мне в эту ночь
24 и сказал: «не бойся, Павел! тебе должно предстать пред кесаря, и вот, Бог даровал тебе всех плывущих с тобою».
25 Посему ободритесь, мужи, ибо я верю Богу, что будет так, как мне сказано.
26 Нам должно быть выброшенными на какой-нибудь остров.
27 В четырнадцатую ночь, как мы носимы были в Адриатическом море, около полуночи корабельщики стали догадываться, что приближаются к какой-то земле,
28 и, вымерив глубину, нашли двадцать сажен; потом на небольшом расстоянии, вымерив опять, нашли пятнадцать сажен.
29 Опасаясь, чтобы не попасть на каменистые места, бросили с кормы четыре якоря, и ожидали дня.
30 Когда же корабельщики хотели бежать с корабля и спускали на море лодку, делая вид, будто хотят бросить якоря с носа,
31 Павел сказал сотнику и воинам: если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись.
32 Тогда воины отсекли веревки у лодки, и она упала.
33 Перед наступлением дня Павел уговаривал всех принять пищу, говоря: сегодня четырнадцатый день, как вы, в ожидании, остаетесь без пищи, не вкушая ничего.
34 Потому прошу вас принять пищу: это послужит к сохранению вашей жизни; ибо ни у кого из вас не пропадет волос с головы.
35 Сказав это и взяв хлеб, он возблагодарил Бога перед всеми и, разломив, начал есть.
36 Тогда все ободрились и также приняли пищу.
37 Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ.
38 Насытившись же пищею, стали облегчать корабль, выкидывая пшеницу в море.
39 Когда настал день, земли не узнавали, а усмотрели только некоторый залив, имеющий отлогий берег, к которому и решились, если можно, пристать с кораблем.
40 И, подняв якоря, пошли по морю и, развязав рули и подняв малый парус по ветру, держали к берегу.
41 Попали на косу, и корабль сел на мель. Нос увяз и остался недвижим, а корма разбивалась силою волн.
42 Воины согласились было умертвить узников, чтобы кто-нибудь, выплыв, не убежал.
43 Но сотник, желая спасти Павла, удержал их от сего намерения, и велел умеющим плавать первым броситься и выйти на землю,
44 прочим же спасаться кому на досках, а кому на чем-нибудь от корабля; и таким образом все спаслись на землю.
В этой довольно пространной истории мы видим то же, что и в Евангелии: человек, не являющийся специалистом, даёт советы профессионалам, и его советы оказываются верными, более того, они помогают спасти жизни людей. Апостол Павел, предостерегая против продолжения пути ничего не сказал об источнике своего знания, его слова звучали так: «Мужи! я вижу, что плавание будет с затруднениями и с большим вредом не только для груза и корабля, но и для нашей жизни» (Деян. 27:10). Однако мы понимаем, что видение Павла было прозрением от Бога, а потому и слова Павла — это не столько его собственные слова, сколько слова Того, Кто имеет власть над всем творением. Как мы только что услышали, моряки не поверили апостолу и продолжили путь. В конечном же итоге всё случилось так, как о том предвозвещал святой апостол.
Эта история может быть нам интересна вот по какой причине: Бог неизменен, значит, неизменна и Его способность открывать людям ту информацию, которую Он сочтёт нужным открыть. Однако воспринять эту информацию могут далеко не все, у большинства попросту нет необходимого навыка, ведь для такого уровня общения с Богом нужно, как минимум, научиться усердной нерассеянной молитве. Любой, кто стремится к такой молитве, знает, насколько непросто её обрести, обучению такой молитве можно посвятить всю жизнь.
Впрочем, не стоит забывать, что есть среди нас и те люди, которые умеют так молиться. Их совсем немного, о них мало кто знает, но они есть, и они способны поступать подобно апостолу Павлу — открывать людям то, что бывает известно лишь Богу.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел
1 Кор., 137 зач., VII, 12-24.

Комментирует протоиерей Павел Великанов.
Здравствуйте, с вами протоиерей Павел Великанов. Если вы интересовались крестьянским бытом, то, наверное, знаете, насколько важную роль в избе играла печь. То, что внутри печи всегда старались сохранить хотя бы небольшой живой уголёк — чтобы проще было заново растопить печь — очень хороший образ для понимания смысла отрывка из 7-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который и читается сегодня за богослужением.
Глава 7.
12 Прочим же я говорю, а не Господь: если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее;
13 и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его.
14 Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы.
15 Если же неверующий хочет развестись, пусть разводится; брат или сестра в таких случаях не связаны; к миру призвал нас Господь.
16 Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
17 Только каждый поступай так, как Бог ему определил, и каждый, как Господь призвал. Так я повелеваю по всем церквам.
18 Призван ли кто обрезанным, не скрывайся; призван ли кто необрезанным, не обрезывайся.
19 Обрезание ничто и необрезание ничто, но всё в соблюдении заповедей Божиих.
20 Каждый оставайся в том звании, в котором призван.
21 Рабом ли ты призван, не смущайся; но если и можешь сделаться свободным, то лучшим воспользуйся.
22 Ибо раб, призванный в Господе, есть свободный Господа; равно и призванный свободным есть раб Христов.
23 Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков.
24 В каком звании кто призван, братия, в том каждый и оставайся пред Богом.
Коринф I в. — это порт, где языческие браки заключались перед храмами Афродиты или Посейдона; в таких семьях один из супругов волне мог неожиданно услышать проповедь апостола Павла на аго́ре и принять крещение. В ситуации брака, где одна из сторон — христианская, а другая — языческая, неизбежно возникало определенное напряжение. Ценностные платформы начинали разъезжаться — и возникала дилемма: а не является ли сохранение такого брака предательством своей веры, отступлением от христианства? Апостол, отталкивая от этой проблемы, предлагает смотреть на святость не как на некую магическую «причастность» к чему-то особенному, а как на «область благодатного притяжения», подобную запаху фимиама, который пронизывает всё помещение. Истинная вера излучает особый, ни с чем не сравнимый, аромат, который с течением времени неизбежно вытеснит всё зловоние идолослужения и неверия.
Перед нами — совершенно новая модель семьи, непривычная для языческого сознания. В её основе лежит «уголёк веры» — который может быть малозаметным — так же, как в глубине русской печи оставленный на ночь. Но он несёт в себе Божественный огонь — и при первой возможности вспыхнет мощным пламенем. Для апостола Павла христианство — несомненный огонь, а язычество — это не какой-то иной вид огня, а прах, пепел, зола — поджечь который уже невозможно. Его надо вымести напрочь — и положить свежих, хороших дров — которыми — если продолжить нашу метафору — и будут дети, родившиеся в таком смешанном браке.
Обращу внимание вот ещё на какую деталь: для тлеющего угля совершенно безразлично, много ли, мало ли вокруг пепла и золы — или вообще нет. Точно также для верующей души не имеет значения качество веры или неверия супруга: гораздо важнее другое — на самом ли деле огонёк христианской веры достаточно горяч?
Вот об этом и следовало бы всем нам поразмышлять — особенно в ситуации смешанных браков: кто на самом деле — горит, а кто — стремительно затухает?..
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Всероссийский Поместный Собор и последовавшие за ним церковные соборы». Священник Евгений Агеев, Юлия Бирюкова

У нас в гостях были кандидат теологии, преподаватель Свято-Тихоновского университета священник Евгений Агеев и кандидат исторических наук, доцент Донского государственного технического университета Юлия Бирюкова.
Разговор шел о Всероссийском Поместном Соборе, о том, что ему предшествовало, а также о последовавших за ним церковных соборах, которые возникали в разных частях нашей страны во время Гражданской войны, когда невозможно было собраться в одном месте представителям всех митрополий, для того, чтобы обсудить важные решения Собора и исследовать, каким образом можно реализовывать их в жизни Церкви в этот непростой период.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных Поместному Собору 1917-18 годов.
Первая беседа с Алексеем Бегловым была посвящена подготовке к Всероссийскому Поместному Собору.
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Память о матушке Феодосии Скопинской». Наталья Фрицлер, Наталья Бастракова

У нас в студии были главный редактор издательства «Алавастр» Наталья Фрицлер и журналист, директор и главный редактор телеканала Михайловского округа Рязанской области, духовное чадо матушки Феодосии Скопинской Наталья Бастракова.
С нашими гостями мы вспоминали матушку Феодосию Скопинскую — ее жизнь, труды, а также истории чудесных исцелений и разрешения сложных ситуаций по обращению к ней даже после её кончины.
Говорили о книге Натальи Сухининой «Всего лишь пёрышко» — книге, посвящённой памяти матушки Феодосии Скопинской.
В центре разговора — истории тех, кого матушка поддерживала в самых трудных обстоятельствах, и тех, кто и после её ухода ощущает её близость и помощь.
Вспоминаются и дни памяти матушки, когда её духовные чада собираются вместе, чтобы разделить благодарность и любовь, которой она окружала всех при жизни. Наталья Бастракова рассказывает о личной встрече с матушкой и о том, как эта встреча изменила её жизнь, а Наталья Фрицлер делится впечатлениями о работе над книгой — как важно было передать светлый, живой образ матушки.
Звучит мысль: матушка остаётся живым собеседником для тех, кто её знал, и тех, кто только открывает для себя её путь.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы Светлый вечер