
Сегодня 28 мая. Предпразднство Вознесения Господня.
Об иконографии праздника — священник Алексей Долгов.
Во-первых, в западной традиции считалось, что Христос Воскрес силой Отца. И этим подчеркивалось, что Отец — это главное лицо Пресвятой Троицы. Во-вторых, в западной традиции понятия Воскресения и Вознесения были взаимосвязаны и практически взаимозаменяемы. Поэтому иконография Вознесения на Западе объединила в себе образы и Пасхи, и Вознесения.
Со временем иконография Вознесения развивалась и становилась похожей на привычное для нас изображение этого евангельского события. Изображения Божьей Матери, Спасителя, апостолов Петра и Павла примерно с IX века, после победы над иконоборчеством, окончательно утвердились в иконописной традиции Востока и отчасти Запада. Современная каноническая икона Вознесения в целом выглядит именно так.
Кроме того, золотое поле, символизирующее собой божественный свет и благодать, обычно разделено на два участка — верхний и нижний. Эти зоны разделены схематичным изображением Елеонской горы, с которой и вознёсся Спаситель. Сам Господь помещается в верхней части иконы в окружении ангелов. От Его фигуры, восседающей на троне, исходит неземной свет, а вокруг неё изображена сфера, которая символизирует божественную славу Господа.
В нижней части расположены фигуры апостолов, Богоматери и ангелов. Если не брать во внимание Пресвятую Деву, вся нижняя композиция полностью соответствует новозаветному рассказу. Она более всего исторична и менее всего аллегорична. Ещё меньше аллегорий на западных картинах и современных росписях. Здесь вообще отсутствует символизм, а просто изображается, как Христос, воздев руки, поднимается на небо в лучах славы.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Электричка»

Фото: Maisy Vi / Pexels
Утреннюю дорогу на работу не каждый может назвать прекрасным временем суток. Особенно, если ехать придётся на электричке, а путь к станции пролегает через автомобильный мост и мимо железнодорожного депо. Но даже такая индустриальная картинка преображается, если отобрать у внешних обстоятельств право влиять на настроение.
Сижу в вагоне, слышу за спиной шум раздвигающихся дверей. Раздаётся приятный мужской голос: «Друзья, всем доброго утра и отличного настроения!». Звучание гитары и узнаваемые аккорды любимой песни, которую давно не слышал. Как же всё преображается вокруг! Видишь во всём этом какой-то светлый замысел, который не сразу открывается.
Вот, что такое электричка? Точное время прибытия, на которое практически не влияет погода. Внутри тепло и, если даже и укачивает, то не так как в автобусе или в машине. Сидишь, любуешься пейзажами за окном, слушаешь музыку в наушниках или читаешь молитвослов, и на душе как-то спокойно и радостно.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Традиция»

Фото: Vitolda Klein / Unsplash
Зимнее субботнее утро. Мы с женой проснулись, но ещё не встали. Дверь в спальню открывается, и кто-то ползёт к нашей кровати.
— Кто там? — шутливым голосом спрашивает жена.
— Какие-то маленькие люди в пижамах, — отвечаю я, глядя на дочек, которые затаились у кровати. Кире 8, Эмилии — 6.
Топот маленьких ножек, прыг! И приземление на маму и папу поверх одеяла.
— Солнце давно взошло, — говорит с укором старшая. — Сколько можно спать? Нас же каток ждёт.
Младшая дочь три раза нежно целует маму в лоб, что-то тихо приговаривая.
Обычно так делаю я — перед сном, когда девочки уже в кроватках. Эта традиция перешла к нам от моей бабушки — так она желала спокойной ночи мне и моим братьям, когда мы были маленькими. Целовала и приговаривала: Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа.
— На ночь так будешь делать ты, пап, а по утрам — будем мы! — поясняет Кира и тоже целует меня в лоб.
— У нас новая УТРАдиция, — подводит итог Эмилия, и комната наполняется смехом.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе
«Струны»

Фото: Viktor Talashuk / Unsplash
Летнее утро на даче. Пью кофе на кухне, жена рядом моет только что собранную клубнику. Вдруг слышим странные звуки, прислушиваемся. Нечто похожее на музыку раздаётся со второго этажа. Из детской. Поднимаюсь наверх и вижу, как необычно с улицы в комнату проникают солнечные лучи. На окнах висят жалюзи, они открыты, но не полностью. И вот это преломление света даёт удивительный эффект. Кажется, будто множество тонких верёвок, натянуто через всю комнату.
На табуретке напротив окна сидит наша восьмилетняя дочь и перебирает эти лучи-верёвки своими длинными пальчиками, будто играет на каком-то музыкальном инструменте. А младшая, — ей почти 6, сидя на кровати, внимательно наблюдает за сестрой, и в такт движениям её рук, дёргает струны на укулеле. Старшая периодически останавливается и ласково поправляет сестрёнку: «Повыше, нет, не так, вот та-ак...».
И всё это с серьёзным сосредоточенным видом — меня не замечают. Я тихо удаляюсь. Надо же, думаю, вот так фантазия! Девочки представили, что солнечные лучи — это струны, на которых можно играть, как на арфе. И тут же придумали, как эту идею воплотить в жизнь.
Текст Клим Палеха читает Илья Крутояров
Все выпуски программы Утро в прозе