Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА священник Стефан Домусчи. Кто из нас в своей жизни не сталкивался с несправедливостью? Кто не мечтал о том, чтобы всё было честно и по совести? И тем не менее жизнь зачастую диктует совершенно другие правила, так что люди оказываются вынуждены годами пребывать в явно несправедливых ситуациях, не имея никакой возможности их исправить. Но как же им быть, если они хотят воспринять несправедливую ситуацию по-христиански? Ответ на этот вопрос звучит в 57-м псалме, который согласно уставу, может читаться сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Псалом 57.
1 Начальнику хора. Не погуби. Писание Давида.
2 Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие?
3 Беззаконие составляете в сердце, кладёте на весы злодеяния рук ваших на земле.
4 С самого рождения отступили нечестивые, от утробы матери заблуждаются, говоря ложь.
5 Яд у них — как яд змеи, как глухого аспида, который затыкает уши свои
6 и не слышит голоса заклинателя, самого искусного в заклинаниях.
7 Боже! сокруши зубы их в устах их; разбей, Господи, челюсти львов!
8 Да исчезнут, как вода протекающая; когда напрягут стрелы, пусть они будут как переломленные.
9 Да исчезнут, как распускающаяся улитка; да не видят солнца, как выкидыш женщины.
10 Прежде нежели котлы ваши ощутят горящий тёрн, и свежее и обгоревшее да разнесёт вихрь.
11 Возрадуется праведник, когда увидит отмщение; омоет стопы свои в крови нечестивого.
12 И скажет человек: «подлинно есть плод праведнику! итак есть Бог, судящий на земле!»
Вряд ли человек способен вспомнить, когда он впервые столкнулся с несправедливостью. Если вы попробуете — задумаетесь надолго. Мне кажется, проблема здесь в том, что ощущение несправедливости довольно субъективно и рождается в глубоком детстве. Например, когда мы думаем, что другому достался лучший кусок пирога, что яблоко у него больше и слаще... Или напротив, когда мы уверены, что наказание за шалость, которое мы терпим, несопоставимо больше, чем то, которое терпят другие.
Так или иначе, вырастая, мы принимаем правила жизни как правила игры, в которой важно, если не выиграть, то по крайней мере не упустить своего. При этом эгоизм, который в нас живёт, помноженный на нашу неспособность заглянуть в душу другого человека, обычно мешает увидеть, что и мы можем быть источником несправедливости для другого. Да и в конце концов в реальной жизни всё бывает так запутано, что ответственных найти очень трудно. Ведь не только многие психологические, но и нравственные проблемы человека оказываются родом из его детства. Впрочем, многие, не означает все.
Псалом, который мы услышали, представляет собой плач Давида о несправедливости судей или правителей земли. Исходя из текста, будущий царь составил его в тот период жизни, когда был гоним и до его воцарения в Иерусалиме было ещё очень далеко.
Примечательно, что псалом начинается не с прямых обвинений, но с вопросов, которые кажутся риторическими. «Подлинно ли правду говорите вы, судьи, и справедливо судите, сыны человеческие»? Хотя несправедливость может быть совершенно очевидной окружающим, Давид предлагает тем, кто несправедлив, задуматься над собственными действиями. Как это часто бывает, такие люди мнят себя чуть ли ни богами, и псалмопевец специально называет их сынами человеческими, чтобы они не забывали о своём подлинном месте. И будто бы для того, чтобы им легче было вспомнить о своих злодеяниях, Давид прямо указывает им на их грехи, к которым они обращаются буквально с детства. Эта мысль может кого-нибудь смутить, ведь мы сегодня воспринимаем детей как безгрешных ангелов. Однако последствия грехопадения неизбежно касаются всех и довольно рано человек может чувствовать пробуждение того же эгоизма, превозношения, жестокости... готовности существовать за счёт других. Воспитание может корректировать это, может, наоборот, усугублять, но и сам человек постепенно осознаёт себя и выбирает, каким ему быть. Зачатки проблем могут быть в детстве, но и всё перекладывать на тех, кто тебя растил и был рядом, никак нельзя. Неслучайно, те, о ком говорит Давид, и заблуждаются — то есть совершают то, в чём нет вины, и говорят ложь — за которую уже ответственны.
Бытовая несправедливость может разрешаться по-разному — прощением или возмещением убытков... Но что делать с теми примерами несправедливости, которые несопоставимы с масштабами отдельной человеческой жизни, которые совершенно деморализуют простого человека и лишают его последних сил? Ответ Давида прост: единственная помощь — это молитва и вера в Бога, который в итоге Своей силой и Своей любовью восстановит высшую справедливость — и сердце того, кто стремился к правде, будет утешено.
Псалом 57. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 57. (Церковно-славянский перевод)
Накормим тех, кто попал в беду
Фонд «Банк еды «Русь» много лет помогает людям по всей России самым необходимым — едой. В преддверии Нового года и Рождества фонд запустил акцию «Положите подарок под благотворительную ёлочку». Её цель — собрать как можно больше средств, чтобы обеспечить запасом продуктов тех, кто в этом нуждается: одиноких пенсионеров, многодетные семьи и родителей особенных детей.
Среди тех, кому нужна помощь оказался Иван Николаевич и его близкие. В 60 лет мужчина остался один с двумя несовершеннолетними детьми. В дружную жизнь семьи вмешалось несчастье — супруги и мамы, Натальи, не стало. Теперь Иван Николаевич растит двоих сыновей самостоятельно. У одного из них — инвалидность: он не слышит, не говорит, плохо видит и с трудом передвигается. Родные для него — опора во всех смыслах.
Иван Николаевич берётся за любую подработку, чтобы мальчишки были сыты и одеты. Но порой его усилий не хватает, чтобы закрывать все потребности семьи. В такие моменты банк еды «Русь» всегда оказывается рядом. Продуктовые наборы делают жизнь отца и его сыновей заметно легче. Заработанные деньги Иван Николаевич может вкладывать в лечение старшего сына и распределять на другие нужды семьи.
Примите участие в акции «Положите подарок под благотворительную ёлочку», так вы поможете банку еды «Русь» обеспечивать продуктами всех, кому они необходимы. Оставить любой посильный перевод можно на официальном сайте фонда.
Когда человек уверен, что он сможет накормить себя и близких, у него появляются силы жить!
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«Этика диалога М.М. Бахтина». Алексей Козырев
Гостем программы «Светлый вечер» был декан философского факультета МГУ Алексей Козырев.
Разговор шел о том, как известный философ Михаил Михайлович Бахтин размышлял о взаимоотношениях человека с окружающими и с Богом, и как это соотносится с христианской традицией.
Этой программой мы завершаем цикл бесед, приуроченных к 130-летию со дня рождения М.М. Бахтина.
Первая беседа с кандидатом философских наук Андреем Теслей была посвящена жизненному пути М.М. Бахрина (эфир 22.12.2025)
Вторая беседа с протоиереем Павлом Карташевым была посвящена христианскому взгляду на труды М.М. Бахтина (эфир 23.12.2025)
Третья беседа с доктором филологических наук Татьяной Касаткиной была посвящена размышлениям М.М. Бахтина о творчестве Ф.М. Достоевского (эфир 24.12.2025)
Четвертая беседа с доктором филологических наук Анастасией Гачевой говорили о христианских мотивах в произведениях М.М.Бахтина (эфир 25.12.2025)
Ведущий: Константин Мацан
Все выпуски программы Светлый вечер
Светлый вечер с Владимиром Легойдой
Гость программы — Владимир Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, член Общественной палаты РФ.
Темы беседы:
— Ответ Президента В.В. Путина на Прямой линии о вере в Бога;
— Возможность дискуссии о вере в общественном пространстве;
— «Вифлеемский огонь» — новая Рождественская традиция;
— Праздничные традиции разных времен;
— Выставка в Москве об истории «Алисы в Стране чудес» в России;
— 200-летие со дня основания Серафимо-Дивеевского монастыря.
Ведущие: Константин Мацан, Марина Борисова
Все выпуски программы Светлый вечер











