Проект «Краски России» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Виктор! Вот ты где. А я тебя, между прочим, ищу!
— Прости, Андрей! Бродил от картины к картине, и сам не заметил, что ушёл далеко. А потом вот это полотно увидел — и оторваться не смог.
— Какое? А, это же «Пастушки» Владимира Егоровича Маковского! Между прочим, одна из жемчужин Рязанского художественного музея. И чем же эта картина так тебя привлекла?
— Да ты посмотри только, какая она светлая, яркая. Мимо пройти просто невозможно. Ну, и ты же знаешь, когда-то, в детстве, я и сам пастушком был.
— Да-да, ты об этом рассказывал! У бабушки в деревне, когда приезжал к ней летом на каникулы.
— Бабушка моя сама всю жизнь трудилась, и не любила, когда другие без дела сидели. Меня, мальчишку, раз в неделю отправляла взрослым пастухам помогать — колхозное стадо стеречь. Лет десять-двенадцать мне тогда, наверное, было. В общем, в 70-х годах прошлого теперь уже, двадцатого века.
— А ровно за сто лет до этого, в 70-х годах позапрошлого, 19-го века, передвижник Владимир Маковский начал писать жанровые сцены из жизни крестьянских ребятишек. Интерес к теме детства возник тогда у художника с появлением на свет его собственных сыновей. И, можно сказать, на всю жизнь определил одно из основных направлений в творчестве живописца. Полотно «Пастушки» Маковский создал уже в ХХ-м веке, в 1903-м году.
— Необыкновенно живая картина! И как всё на ней знакомо... Солнечный, вероятно, летний денёк. Три мальчугана на лесной опушке пасут коров. Животные мирно щиплют траву. А мальчики заняты важным делом. Двое ребятишек помладше сосредоточенно наблюдают, как старший паренёк, сидя на пеньке, выстругивает что-то ножиком. Наверное, дудочку или свистульку. Мальчишки увлечены. Только вот коровы тем временем того и гляди разбредутся....
— Забавный сюжет. Вспоминаю слова литератора и историка искусства Петра Гнедича. Он писал, что многие полотна Владимира Маковского отличаются естественным, добрым юмором. Мне кажется, этот как раз про картину «Пастушки». А ещё Маковского называли драматургом живописи. У героев его картин всегда очень характерные позы, выразительные жесты и мимика.
— Да уж, стоит только взглянуть внимательно на лица мальчишек! Младший, в длинной красной рубахе смотрит с явным сомнением: получится ли у его друга вырезать свистульку? Паренёк, стоящий рядом с ним, выражает заинтересованность и одобрение. Ну а третий пастушок сосредоточен и весь погружён в своё дело.
— А вокруг — яркая зелень леса, над верхушками деревьев — голубое небо с прозрачными облаками. Умиротворённая атмосфера.
— Но, скажу тебе, Андрей, пасти стадо — это всё-таки работа, и непростая. Вон, посмотри, на старшего паренька. Лицо у него усталое. Кстати, он одет теплее остальных — в тулупе и лаптях, хотя двое других мальчишек в лёгких рубашечках, а один из них и вовсе босиком. Знаешь, почему?
— Пожалуй, предположу, что мальчик в тулупе, как самый старший, выгонял стадо ранним утром, ещё затемно. На улице было сыро и прохладно. Пришлось одеться потеплее. А другие ребятишки пришли ему на подмогу позже, днём, когда солнце уже вовсю светило и припекало.
— Точно, Андрей! И старший паренёк к этому времени уже порядком утомился. Но дети есть дети — беззаботность и радость всегда берут верх. Наверное, поэтому Маковский написал картину «Пастушки» в таких позитивных, ярких красках. А ещё мне кажется, что младший мальчик — тот, что смотрит скептически — из состоятельной семьи, в отличие от других. На нём добротная красная рубаха, начищенные сапоги блестят...
— Вот сколько подробностей мы выяснили! Поразительно, правда? Недаром современники называли Владимира Маковского «художником-новеллистом», и говорили, что его полотна рассказывают истории, что их можно читать, как книги.
— Как добрые книги, написанные с любовью.
— Фёдор Михайлович Достоевский в своё время говорил, что в картинах Владимира Маковского чувствуется любовь к человечеству. Художник тонко ощущал и выражал поэзию и красоту повседневной жизни народа.
— Вот и в моей памяти осталась красота тех далёких дней детства — бескрайние луга, тишина, бездонное небо. Хотя, признаться честно, тогда я на бабушку свою обижался: каникулы, а она меня — в пастухи! А теперь ей благодарен. К трудолюбию приучила. И воспоминания остались светлые.
— С этим светом в душе и вернёмся в Москву!
Картину Владимира Маковского «Пастушки» можно увидеть в Рязанском художественном музее имени Ивана Пожалостина
Все выпуски программы: Краски России
Псалом 110. Богослужебные чтения
Страх Божий — это выражение не раз встречается на страницах Библии. Что оно означает и как его понимать? Ответ на этот вопрос находим в 110-м псалме, который звучит сегодня за богослужением в православных храмах. Давайте послушаем.
Псалом 110.
1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.
2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.
3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.
4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.
5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой.
6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.
7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,
8 Тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.
9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!
10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.
«Начало мудрости — страх Господень» — эта идея, которую псалмопевец озвучивает в конце только что прозвучавшего псалма, не один раз встречается в Священном Писании. Многократно она звучит в книге Притчей царя Соломона, а также в книгах Иова и Екклесиасте. Все эти произведения известны как литература мудрости, жанр, который был чрезвычайно популярен на Древнем Востоке.
Обыкновенно в быту под страхом мы подразумеваем эмоцию, которая возникает в ситуации угрозы нашему существованию. В такие минуты мы ощущаем острую тревогу, беспокойство и душевное смятение. Такой страх тесным образом связан с инстинктом самосохранения. Это то, что роднит нас с миром животных.
Страх Божий — иной природы. Это не животный инстинкт. Скорее, это особое воздействие благодати на душу человека. Это чувство восторга и благоговения, которое появляется в нас, когда мы осознаём и ощущаем присутствие Бога в своей жизни и боимся потерять подобное состояние. В таком случае мы предельно внимательны к себе. Ведь любой греховный помысел или поступок — и Дух Божий покинет нас.
Когда человек поддерживает себя в состоянии внутренней бдительности, Бог и даёт ему Свою Мудрость. У человека появляются новые отношения с окружающим миром. Новое восприятие реальности. Оно проявляется в том, что человек во всём начинает видеть проявление славы Божией. Как сегодня говорит псалмопевец: «Де́ло Его́ — сла́ва и красота́, и пра́вда Его́ пребыва́ет вове́к». Весь псалом написан именно в этом благодатном расположении души. Во всём вокруг себя автор усматривает следы Божественного присутствия. И это лишь усиливает в нём чувство восторга и благоговения, которыми и так переполнено его сердце.
Самым тесным образом подобный духовный опыт связан с исполнением заповедей. Поэтому и говорит псалмопевец: «ра́зум ве́рный у всех, исполня́ющих за́поведи Его́». В первую очередь, конечно же, речь идёт о том, что мы должны хранить свою совесть по отношению к людям. То есть стараться всячески послужить им ради Бога. Но не только с людьми мы должны вести себя достойно и предусмотрительно. Преподобный Иоанн Лествичник говорил о том, что свою совесть необходимо хранить и по отношению к живой и неживой природе. Другими словами, исполнение заповедей — это такое взаимодействие с миром, когда мы помним, что всё на этом свете принадлежит Творцу, всё — Его любимое творение, которое требует к себе бережного и заботливого отношения. Именно за такую ежедневную работу Господь и даёт нам Свою благодать. А вместе с ней приходят мудрость и страх Божий, два благодатных дара, на основе которых в нашем сердце начинает возрастать любовь.
Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла

Апостол Павел. Худ.: Джованни Франческо Барбьери
2 Кор., 174 зач., III, 12-18.

Комментирует епископ Переславский и Угличский Феоктист.
Здравствуйте! С вами епископ Переславский и Угличский Феоктист.
В некоторых местах посланий апостола Павла мы можем встретить весьма любопытные рассуждения, которые своей основой имеют недошедшие до нас иудейские предания. Такие отсылки есть и в звучащем сегодня во время литургии в православных храмах отрывке из 3-й главы Второго послания апостола Павла к Коринфянам. Давайте послушаем эти апостольские слова.
Глава 3.
12 Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением,
13 а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего.
14 Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом.
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их;
16 но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается.
17 Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода.
18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа.
В 34-й главе библейской книги Исход рассказано о том, как Моисей получил заповеди. Там же содержится и упоминание, что после общения с Богом Моисей существенным образом изменился: «Лицо его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним» (Исх. 34:29). Это сияние имело духовную природу, но явственным и безоговорочным образом проявляло себя в физическом мире: его видели все, и оно было настолько сильным, что, по свидетельству книги Исход, «Аарон и все сыны Израилевы [...] боялись подойти к нему» (Исх. 34:30). Моисей вынужден был закрывать своё лицо покрывалом, дабы люди могли говорить с ним, когда же Моисей уходил общаться с Богом, то покрывало он снимал.
Апостол Павел, взяв за основу эту историю, написал довольно странные слова: «Моисей [...] полагал покрывало на лицо своё, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего» (2Кор. 3:13). Существует предположение, что здесь апостол подразумевал весьма любопытное иудейское предание, повествующее о том, что Моисей держал своё лицо закрытым и тогда, когда оно уже переставало светиться, ведь если бы люди увидели, что Моисей выглядит как обычный человек, то они с пренебрежением отнеслись бы и к заповедям Божиим, данным через Моисея.
Существовало такое предание или же оно лишь предположение — по сути дела неважно, значение имеют два других обстоятельства. Во-первых, моисеевы заповеди действительно имели временный характер, они утратили свою актуальность после Пришествия Христова. Второе же обстоятельство указал апостол Павел: как у Моисея — согласно гипотетическому преданию — лицо оставалось всегда покрытым, так и у современных апостолу Павлу иудеев покрывало оставалось неснятым, они читали Писание и не понимали его смысл, ведь покрывало может снять лишь Христос, и Он же наполняет смыслом Писание.
С Павлом невозможно спорить. Да, Писание свидетельствует о Христе, и об этом говорил Сам Спаситель мира, обращаясь к преследующим Его иудеям: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5:39). Нужно иметь пелену на глазах или же быть в высшей степени предвзятым, чтобы не увидеть повествование о Христе, проходящее через всё Священное Писание. Но и первое — пелена, и второе — предвзятость — это проявления несвободы, о чём и написал апостол Павел, указав, что свободу дарует нам Христос: «Когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» (2Кор. 3:16–17).
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Как кузнечик проучил тигра

Фото: PxHere
Жил в горах тигр, который называл себя Хозяином гор. Это был страшный зверь: сильный, хитрый, и прожорливый.
Повадился он спускаться в долину и в деревне выискивать лёгкую добычу: то молодого ослика схватит, то поросёнка унесёт. Испугались крестьяне не на шутку: перетаскает тигр весь скот, начнёт ведь и на людей бросаться!
Один храбрый молодой охотник придумал, как избавить односельчан от коварного зверя. Спустился в очередной раз Хозяин гор ночью в залитую лунным светом долину, стал подкрадываться к домам, как вдруг заметил на куче сухого валежника кролика. Тигр грозно ударил хвостом, прыгнул на кролика — и провалился в глубокую яму. Это была охотничья ловушка с чучелом кролика, прикрытая ворохом веток и сухих листьев.
Всю ночь просидел тигр в яме, а наутро увидев наверху человека, стал умолять жалобным голосом:
— Только не убивайте меня! Я обещаю никогда больше не делать людям зла. Выпусти меня из ловушки, и я навсегда забуду дорогу к человеческому жилью.
Поверил тигру молодой охотник и опустил на дно ямы ствол гладкого дерева. Зверь выбрался из ловушки, и, оскалив зубы, прорычал:
— А теперь, человек, прощайся с жизнью! За ночь я очень проголодался. Жаль, что здесь, кроме нас, никого нет. А то тебе всякий бы сказал, что я— самый сильный, ловкий и гораздо хитрее человека.
— Здесь есть я, — вдруг послышался голос кузнечика, которого никто не заметил в густой траве. — Я всё слышал и готов подтвердить твою силу и ловкость, если человек измерит глубину этой ямы, очень занимает меня этот вопрос.
— Можно я сбегаю домой за верёвкой? — обрадовался охотник.
— Нет! — зарычал тигр, — вдруг ты назад не вернешься?
— Тогда ты меня прихлопнешь, — сказал кузнечик. — Посуди сам: стану ли я рисковать жизнью ради незнакомого мне человека?
— Ну, хорошо, — проворчал тигр. — Только пусть он скорее возвращается, я очень проголодался.
Тигр и кузнечик сели под деревом и стали ждать. Но когда через час охотник не вернулся, Хозяин гор в ярости зарычал:
— Ты обманул меня! Теперь от тебя останется мокрое место.
— Позвольте мне сначала взобраться к вам на спину, — попросил кузнечик. — Я посмотрю, не возвращается ли человек.
Он запрыгнул тигру на спину и прострекотал:
— Хозяин гор не может быть таким неблагодарным, злым и коварным. Я видел, что ты обманул человека. Но это вовсе не значит, что ты самый хитрый и ловкий.
Тигр поднялся на задние лапы, чтобы сбросить с себя кузнечика, а тот — прыг! прыг! Прыг — по его спине, потом по хвосту спустился на землю и скрылся в зарослях. Теперь его невозможно было разглядеть в густой траве.
Ведь кузнечик такой зелёный и маленький! Зато справедливый и храбрый: и человека спас, и тигра-обманщика проучил. Будет тому впредь наука!( по мотивам корейской сказки)
Все выпуски программы Пересказки







