Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ах, как прекрасно у вас на даче, Маргарита Константиновна! Душой отдыхаю... Птицы заливаются, ветер шумит в кронах деревьев... А воздух-то какой!
— Летний воздух, Наташа, особенный, пряный, в нём ароматы луговых трав, цветов... Да... Мне тоже здесь очень хорошо, спокойно. Я здесь сил набираюсь, вдохновения, радости! В тёплые деньки могу вот так часами бродить по лугам. А в юности могла даже уснуть в траве...
— Ах, золотое время!
— Позже, повзрослев, я увидела как-то в Русском музее в Санкт-Петербурге картину, которая полностью отражала ту мою юношескую радость, беспечность, лёгкость... Может быть, ты помнишь, у Аркадия Пластова есть такая работа — «Юность».
— Нет, что-то не припомню.
— А я сейчас найду её для тебя в интернете. Минуточку... Она довольно известна, и даже стала афишей для выставки, которую в 2013 году к 120-летию художника проводил Государственный Русский музей... Вот она! Посмотри, пожалуйста. Очень люблю эту работу.
— Сколько в ней света, тепла! Здесь изображён луг, высокие травы, а среди трав лежит мальчик. Он задремал, прикрыв лицо рукой. Рядышком сидит его верный пёс — он охраняет сладкий сон хозяина. А в воздухе будто растворено лето — глядя на картину ощущаешь дыхание тёплого июльского дня.
— Аркадий Пластов написал эту работу в 1953 году. Вероятнее всего он изобразил на ней уголок своего родного края — села Прислониха, в котором родился и вырос.
— А где это территориально, Маргарита Константиновна?
— Сейчас это территория Ульяновской области. Отсюда происходил его род. Дед художника был архитектором и спроектировал Богоявленскую церковь, которую построили в селе. А его отец расписывал этот храм и с детства приучал к этой работе мальчика. В автобиографии художник вспоминал, как забирался на строительные леса, устроенные внутри храма, и огромные нарисованные пророки и архангелы с крыльями будто обступали его...
— Вот это воображение! Думаю, для деревенского мальчика стало большим событием то, что отец доверил ему помогать расписывать храм.
— Да, это было счастье. Тогда он и решил стать живописцем. Впоследствии Аркадий Пластов с любовью и радостью вспоминал работу с отцом, да и вообще детские и юношеские годы, семью, братьев и сестёр, родное село...
— Вот и в картину, «Юность», он всю свою любовь вложил. Это чувство прослеживается во всём: в стеблях луговых трав, тянущихся к небу, в сочных жёлтых соцветиях, в безмятежном небе, раскинувшемся над мальчиком. Небо и травы большие, а юноша кажется таким худеньким и беззащитным по сравнению с огромным миром, который вокруг него...
— Но поза мальчика расслаблена. Он в полной гармонии с окружающей природой. Мир для него прост и прекрасен. Картина «Юность» очень хорошо в этом смысле отражает миропонимание художника. Его работы наполнены нежностью и любовью к людям: к пахарям и крестьянским девушкам, к старикам и сельским ребятишкам... И всем героям его картин присуща особая простота, искренность...
— И как нам не хватает сейчас этой искренности, открытости, Маргарита Константиновна. Мы вечно в своих заботах, бытовых вопросах, рабочей суете... Но когда удаётся выбраться на природу — душа прямо выдыхает, успокаивается...
— Да, Наташа. А ещё меня вдохновляют работы таких художников, как Аркадий Пластов. Давай как-нибудь съездим с тобой в Русский музей, в Санкт Петербург. Там выставлено немало картин мастера. В том числе одна из моих любимых — «Юность». Столько в ней счастья...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла

Рембрандт (1606—1669) Апостол Павел
1 Кор., 166 зач., XVI, 13-24.

Комментирует священник Стефан Домусчи.
Здравствуйте, дорогие радиослушатели! С вами доцент МДА, священник Стефан Домусчи. Совместима ли любовь со строгостью? Зачастую в детстве, когда родители бывают строгими, нам кажется, что не совместима, но как дела обстоят на самом деле? Ответ на этот вопрос звучит в отрывке из 16-й главы 1-го послания апостола Павла к Коринфянам, который читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте его послушаем.
Глава 16.
13 Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды.
14 Все у вас да будет с любовью.
15 Прошу вас, братия (вы знаете семейство Стефаново, что оно есть начаток Ахаии и что они посвятили себя на служение святым),
16 будьте и вы почтительны к таковым и ко всякому содействующему и трудящемуся.
17 Я рад прибытию Стефана, Фортуната и Ахаика: они восполнили для меня отсутствие ваше,
18 ибо они мой и ваш дух успокоили. Почитайте таковых.
19 Приветствуют вас церкви Асийские; приветствуют вас усердно в Господе Акила и Прискилла с домашнею их церковью.
20 Приветствуют вас все братия. Приветствуйте друг друга святым целованием.
21 Мое, Павлово, приветствие собственноручно.
22 Кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, маран-афа.
23 Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами,
24 и любовь моя со всеми вами во Христе Иисусе. Аминь.
Люди, которые имеют опыт написания настоящих больших писем, легко расслышат в прочитанном отрывке интонации, которыми обычно эти самые письма завершаются. Апостол обращается к ученикам с последними наставлениями, кого-то рекомендует, кому-то передаёт приветы. Всё, как делаем мы сегодня, когда пишем письма. В то же время, по своему эмоциональному настрою и даже по самим рекомендациям, которые мы слышим, речь его может показаться непоследовательной. Я имею в виду следующее. Вначале апостол говорит ученикам, что всё у них должно быть с любовью... А в конце говорит: кто не любит Господа Иисуса Христа, анафема, то есть пусть будет отлучён от церковного общения. Какая-то странная выходит любовь, строгая, отлучающая. Но действительно ли в словах апостола есть непоследовательность?
Многие из нас знают слово «идентичность», которое обозначает соотнесение человеком себя с той или иной группой: религиозной, культурной, спортивной и любой другой. У группы, как это обычно бывает, есть отличительные признаки, которым человек призван соответствовать. Даже если это просто группа филателистов, тебя признают своим только если ты будешь собирать марки. В подобных вещах нет ничего плохого и вносящего лишние разделения, просто мы проводим границы, чтобы различать. Если никаких границ и признаков не будет, многие слова перестанут иметь всякий смысл: можно будет быть спортсменом, не занимаясь спортом или музыкантом, совершенно ничего не понимая в музыке. Впрочем, в современном мире всё чаще встречаются подобные вещи. Людям кажется, что реальность зависит от их внутренней позиции, от того, что они думают о себе. Называй себя верующим и даже христианином и верь во что хочешь... или наоборот не верь. Удивительным образом получается так, что можно встретить христианина, который не верит в воскресение мёртвых, не доверяет Священному Писанию, не считает Иисуса Христа Богочеловеком... Что приводит к размыванию самого понятия «христианин» и ко всё большему расхождению фантазий с реальностью, а значит и к тому, что плодов такая христианская жизнь приносить не будет. Но если это так, не будет ли как раз проявлением подлинной любви, то есть желанием блага и спасения, сказать такому человеку правду о его состоянии? Неслучайно ведь апостол с этого и начинает, когда призывает учеников быть внимательными, устойчивыми в вере, мужественными и твёрдыми. Все эти призывы, в разных формах, сводятся к тому, чтобы ученики Христовы не изменяли своему христианству и были верны апостольской проповеди. И уже тех, кого Павел призвал к этой верности, он призывает также к любви. «Всё, — говорит Павел, — да будет у вас с любовью». И под этим всем мы понимаем не только помощь, жертвенность и готовность служить, но также и честность с теми, кто, называя себя верующими, не хочет вере соответствовать. Здесь нет речи об обличении или осуждении, но о подлинной заботе, ведь только тот, кто понимает своё истинное положение, может осознанно и свободно последовать за Христом.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
Сесть на коня, чтобы вновь научиться ходить

Андрей — ветеран специальной военной операции. В зоне конфликта он получил тяжёлые травмы позвоночника. На ноги мужчина встал, но его одолевала сильная боль.
Год назад он приехал в центр реабилитации «Целебный Ессентуки», который находится в Ставропольском крае. Это проект Пятигорской епархии. В центре бесплатно помогают детям и взрослым с инвалидностью. Однако реабилитация здесь не совсем обычная — она проводится при участии лошадей и называется иппотерапией. Её Андрею рекомендовал лечащий врач.
«Я не сильно верил в успех, но решился, — рассказывает мужчина. — Легче стало уже после второго занятия. А через три месяца занятий верхом прошла невыносимая боль».
Успех Андрея — не исключение. Иппотерапия помогает тяжелораненым восстанавливаться после травм и справляться с последствиями стресса. У них получается в разной степени возвращать утраченные навыки. Например, мужчина, который не мог даже сидеть, через год занятий начал ходить. Кроме этого, добрая атмосфера в центре, искреннее участие его сотрудников, общение с лошадьми способствуют и психоэмоциональному восстановлению. Многие взрослые, приезжая сюда, видят, как дети с инвалидностью упорно занимаются и добиваются невероятных результатов в развитии: пятерым воспитанникам сняли диагноз «аутизм». Мужество и успехи детей вдохновляют раненых и дарят им надежду!
Центр реабилитации «Целебный Ессентуки» работает уже 6 лет при поддержке добрых людей. Сейчас центру тоже необходима помощь. Чтобы проект продолжал работу, важно оплатить труд инструкторов и запасти корм для лошадей на зиму. Ваше участие подарит возможность людям, получившим тяжёлые ранения в зоне конфликта, вернуться к нормальной жизни. Поддержать проект можно на церковной платформе «Поможем».
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов
«13-е воскресенье по Пятидесятнице». Священник Стахий Колотвин

В нашей студии был клирик храма Ризоположения в Леонове священник Стахий Колотвин.
Разговор шел о смыслах и особенностях богослужения и Апостольского (1Кор.16:13-24) и Евангельского (Мф.21:33-42) чтений в тринадцатое воскресенье по Пятидесятнице, о совершении молебна о сохранении творения Божия, о днях памяти Обора Московских святых, преподобного Пимена Великого, Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы.
Все выпуски программы Седмица