Проект «Свидание с шедевром» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.

— Ах, как прекрасно у вас на даче, Маргарита Константиновна! Душой отдыхаю... Птицы заливаются, ветер шумит в кронах деревьев... А воздух-то какой!
— Летний воздух, Наташа, особенный, пряный, в нём ароматы луговых трав, цветов... Да... Мне тоже здесь очень хорошо, спокойно. Я здесь сил набираюсь, вдохновения, радости! В тёплые деньки могу вот так часами бродить по лугам. А в юности могла даже уснуть в траве...
— Ах, золотое время!
— Позже, повзрослев, я увидела как-то в Русском музее в Санкт-Петербурге картину, которая полностью отражала ту мою юношескую радость, беспечность, лёгкость... Может быть, ты помнишь, у Аркадия Пластова есть такая работа — «Юность».
— Нет, что-то не припомню.
— А я сейчас найду её для тебя в интернете. Минуточку... Она довольно известна, и даже стала афишей для выставки, которую в 2013 году к 120-летию художника проводил Государственный Русский музей... Вот она! Посмотри, пожалуйста. Очень люблю эту работу.
— Сколько в ней света, тепла! Здесь изображён луг, высокие травы, а среди трав лежит мальчик. Он задремал, прикрыв лицо рукой. Рядышком сидит его верный пёс — он охраняет сладкий сон хозяина. А в воздухе будто растворено лето — глядя на картину ощущаешь дыхание тёплого июльского дня.
— Аркадий Пластов написал эту работу в 1953 году. Вероятнее всего он изобразил на ней уголок своего родного края — села Прислониха, в котором родился и вырос.
— А где это территориально, Маргарита Константиновна?
— Сейчас это территория Ульяновской области. Отсюда происходил его род. Дед художника был архитектором и спроектировал Богоявленскую церковь, которую построили в селе. А его отец расписывал этот храм и с детства приучал к этой работе мальчика. В автобиографии художник вспоминал, как забирался на строительные леса, устроенные внутри храма, и огромные нарисованные пророки и архангелы с крыльями будто обступали его...
— Вот это воображение! Думаю, для деревенского мальчика стало большим событием то, что отец доверил ему помогать расписывать храм.
— Да, это было счастье. Тогда он и решил стать живописцем. Впоследствии Аркадий Пластов с любовью и радостью вспоминал работу с отцом, да и вообще детские и юношеские годы, семью, братьев и сестёр, родное село...
— Вот и в картину, «Юность», он всю свою любовь вложил. Это чувство прослеживается во всём: в стеблях луговых трав, тянущихся к небу, в сочных жёлтых соцветиях, в безмятежном небе, раскинувшемся над мальчиком. Небо и травы большие, а юноша кажется таким худеньким и беззащитным по сравнению с огромным миром, который вокруг него...
— Но поза мальчика расслаблена. Он в полной гармонии с окружающей природой. Мир для него прост и прекрасен. Картина «Юность» очень хорошо в этом смысле отражает миропонимание художника. Его работы наполнены нежностью и любовью к людям: к пахарям и крестьянским девушкам, к старикам и сельским ребятишкам... И всем героям его картин присуща особая простота, искренность...
— И как нам не хватает сейчас этой искренности, открытости, Маргарита Константиновна. Мы вечно в своих заботах, бытовых вопросах, рабочей суете... Но когда удаётся выбраться на природу — душа прямо выдыхает, успокаивается...
— Да, Наташа. А ещё меня вдохновляют работы таких художников, как Аркадий Пластов. Давай как-нибудь съездим с тобой в Русский музей, в Санкт Петербург. Там выставлено немало картин мастера. В том числе одна из моих любимых — «Юность». Столько в ней счастья...
Все выпуски программы Свидание с шедевром
Юрий Волков. «Кризис прошёл»

— О, Паша, привет! Молодец, что пришёл! Давай я тебя покормлю.
— Здравствуй, дядя Андрей! Да я на минуточку. Чайку хлебну и опять побегу в больницу.
— Чай — только после голубцов! Они через пять минут готовы будут, мой руки. Как мама?
— Доктор сказал, что кризис миновал. Но она слабая, бледная лежит. Я её такой никогда не видел. Ты же знаешь — она у нас боец!
— Скоро наш боец вернётся в строй! Кризис прошёл — замечательные новости! Кстати, картина есть таким названием, очень светлая.
— Картина? «Кризис прошёл»?
— Да, её написал живописец Юрий Волков в 1954 году. У меня есть альбом с цветными иллюстрациями, посвященный его творчеству, называется «Подвиг души художника». Сейчас найду! Издание выпустили в 2021 году в Крыму, на родине Волкова, к столетию со дня его рождения. Вот он, альбом! А вот и репродукция картины «Кризис прошёл».
— Хм, интересно! Больничная палата. Молодая женщина лежит на кровати. Тихо улыбается, что-то говорит доктору.
— Отличается стационар пятидесятых годов прошлого века от современного?
— Оборудованием! У мамы кровать — как в космическом корабле! Кнопкой можно положение менять. Вокруг какие-то мониторы, пульты, датчики. А на полотне Юрия Волкова — старинная койка с железной спинкой. Но и сходство старой и новой больницы есть!
— И в чём же оно?
— В отношении медиков к больным. На картине седой врач держит пациентку за руку, слушает её внимательно, смотрит ласково. Как и медсестра, что стоит рядом. И сейчас сотрудники в больнице замечательные. У мамы доктор молодой совсем, но очень участливый. Ты бы слышал, как тепло он произнёс эти слова: «Кризис прошёл!».
— Это не мудрено представить, когда перед глазами произведение Юрия Волкова. Художник постарался показать, что чуткость, милосердие — важная часть врачебного искусства. Во все времена!
— А ведь и маме, наверное, помогли не только лекарства, но и доброта медиков! Я только сейчас это осознал, глядя на картину «Кризис прошёл». А где она хранится, не знаешь?
— Знаю, конечно. В Крыму, в Симферопольском художественном музее.
— Обязательно туда сходим! Мы с мамой как раз договорились в Крым поехать, как только она окрепнет.
— Тогда настоятельно рекомендую побывать ещё и в Евпатории, где Юрий Волков прожил много лет. В городском краеведческом музее есть немало интересных работ художника. И обязательно сходите в Свято-Николаевский собор. Там под куполом сохранились росписи, выполненные Юрием Васильевичем в начале шестидесятых годов.
— Церковные росписи? Художник был верующим?
— Да, веру во Христа Волков унаследовал от деда, тот был священником. Художник не скрывал своего отношения к Богу, и потому не смог сделать карьеру в советское время. Но смиренно принял эти обстоятельства. Жил бедно, всего себя посвятил творчеству.
— Я так рад, что узнал про него! И познакомился с картиной «Кризис прошёл». Она мне как будто сил придала!
— Полотно Юрия Волкова дышит надеждой, и потому питает уставшую от переживаний душу. И на вот, поешь голубцов. Это тоже укрепит. А то ты совсем исхудал, племянник.
— Спасибо тебе, дядя Андрей! А можно я альбом «Подвиг души художника» к маме в больницу возьму?
— Конечно, можно! Думаю, картина «Кризис прошёл» её порадует. А значит, и скорому выздоровлению послужит!
Картину Юрия Волкова «Кризис прошёл» можно увидеть в Симферопольском художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Поленов Василий Дмитриевич. «Старая мельница»

— Да, Саша, у меня тоже в голове звучит эта песня. Каждый раз, когда я стою здесь, в Серпуховском художественном музее, перед полотном Василия Поленова «Старая мельница».
— Ох, хороша картина, Андрей! Дикие заросли по берегам водоёма. Лето в зените — зацвёл иван-чай. Раннее утро, всё тонет в тумане. В самом центре полотна — водяная мельница. Вот бы изображение стало интерактивным, чтобы посмотреть, как она работает!
— Включи воображение! Видишь — речушку перекрыли плотиной, создали перепад воды. Усиленное течение крутит вот эти гигантские колёса, они приводят в движение жернова. Зерно превращается в муку, которая хранится тут же, в амбарах.
— Принцип действия я хорошо представляю! Полюбоваться хочется! Никогда в жизни не видел водяную мельницу в работе. Почему-то кажется, что зрелище завораживающее.
— И не только зрелище! Константин Паустовский писал в рассказе «Ильинский омут»: «Сколько поэзии в этом сооружении! Шум падающей воды, скрип деревянного колеса, милые запахи смолы и хлеба...». Всё это ощущаешь, глядя на картину Василия Поленова.
— Где же художник запечатлел такую красоту?
— Он точно не указал. Мы можем только предполагать. Картина написана в 1880 году. В то время Поленов часто гостил в усадьбе Абрамцево, принадлежавшей меценату Савве Мамонтову.
— Художник ездил туда на пленэры?
— Да, к абрамцевскому периоду относится немало проникновенных работ живописца. Именно тогда сложилась особая творческая манера Поленова. Его стали называть родоначальником интимного пейзажа. Это такая подача материала, которая задевает сокровенные струны души.
— Когда, глядя на изображение, слышишь запахи и звуки?
— Да-да! И вспоминаешь поэтические строки, а то и сам сочиняешь стихи.
— И остро хочешь оказаться в том месте, что запечатлел художник! А в Абрамцево сохранилась мельница?
— Нет, Саша. Хотя в стародавние времена их немало было в тех местах. Это северо-восток Подмосковья, окрестности Троице-Сергиевой лавры. Монахи ещё в 14-м веке при князе Дмитрии Донском ставили колёса с жерновами на реке Воре. Но к середине двадцатого века мельниц практически не осталось.
— Ах, как жаль! Не удастся, значит, окунуться в атмосферу, что так проникновенно передал Василий Поленов!
— Всё не так безнадежно, Саша! Если хочешь полюбоваться водяной мельницей, давай съездим в Коломенское. В этнографическом комплексе воссоздали гидротехническое сооружение по старинному образцу.
— А где найти местечко, как на картине «Старая мельница»? Чтобы посидеть с удочкой в зарослях иван-чая, в тиши для души?
— Заповедных уголков немало в Подмосковье. Пусть там не будет водяной мельницы, но можно испытать те же чувства, что передал Василий Поленов в своём пейзаже. Когда сердце сладко замирает от нежных полутонов русской природы, от любви к родному краю.
— Пожалуй, это и есть главное. Как там, в песне? «Старая мельница, всё перемелется, только любовь никогда...»
Картину Василия Поленова «Старая мельница» можно увидеть в Серпуховском историко-художественном музее.
Все выпуски программы: Краски России
Лукиан Попов. «Портрет жены художника Иерофия Мехеда»

— Лукиан Попов. Портрет жены художника Иерофея Мехеда. Андрюша, тебе не кажется, что я похожа на женщину, которая изображена на этой картине?
— У вас, безусловно, много общего — мягкий овал лица, серые глаза, курносый нос. И взгляд у тебя, Алла, такой бывает — робкий и в то же время испытующий. Когда ты спрашиваешь о чём-то важном, преодолевая природную застенчивость. Хотя героиня полотна жила в девятнадцатом веке — автор запечатлел её в 1897 году.
— Лукиан Попов был тонким психологом! А я ничего не знаю об этом художнике. Расскажи о нём?
— С радостью! Тем более это уместно здесь, в Оренбургском музее изобразительных искусств. Когда галерея открылась в 1960 году, картины Попова стали основой её коллекции.
— Правда? А почему?
— Местным жителям работы Лукиана Васильевича особенно дороги, поскольку Оренбург — его малая родина. Здесь подростком художник получил первые уроки рисования.
— Родители нанимали ему учителей?
— Нет. Попов был из бедной семьи. В двенадцать лет его отдали прислуживать в писчебумажный магазин, где продавались кисти, краски, бумага и холсты. Мальчик познакомился с покупателями — местными художниками. Один из них — Иерофей Мехед, чью жену мы видим на портрете, заметил у Лукиана способности к рисованию. И стал с ним заниматься.
— Бесплатно?
— Да, совершенно бескорыстно! Иерофей Романович был человеком верующим и добросердечным, он преподавал иконопись в Оренбургской духовной семинарии. В семье Мехедов Лукиан нашел душевное тепло, поддержку, дружбу. И талант мальчика развился. Так, что на его рисунки обратил внимание столичный художник Аполлинарий Васнецов.
— А где они познакомились?
— В том же писчебумажном магазине. Будучи по делам в Оренбурге, Васнецов заказал здесь раму для картины. Лукиан осмелился показать маститому гостю свои работы. Апполинарий Михайлович посоветовал подростку получать образование в Санкт-Петербурге.
— Попов прислушался?
— Да! За время работы в магазине он накопил денег, перебрался в Петербург и поступил в Высшее художественное училище при Императорской академии художеств. Успешно его окончил, позднее стал академиком живописи. Но на родину всегда возвращался. И непременно навещал Иерофея Мехеда. В один из таких визитов Лукиан Попов и создал портрет супруги своего первого учителя.
— А что она была за человек?
— О Марии Саввичне Мехед почти ничего не известно. Пожалуй, больше всего поведать о ней может портрет, написанный Лукианом Поповым. Смотришь, и понимаешь, какой была героиня полотна — кроткой, нежной, мягкой.
— И скромной! На ней тёмно-серое закрытое платье, и никаких украшений, кроме кружевного шарфа, наброшенного на голову, струящегося по плечам.
— Портрет Марии Саввичны и о своём авторе, Лукиане Попове, свидетельствует красноречиво. Бедный провинциальный мальчик стал успешным художником, но никогда не забыл своих благодетелей, супругов Мехедов. Эта картина — памятник человеческой благодарности.
Портрет жены художника Иерофея Мехеда кисти Лукиана Попова можно увидеть в Оренбургском музее изобразительных искусств.
Все выпуски программы: Краски России