
Стихотворная молитва — особый жанр русской поэзии. К нему не раз обращались в своём творчестве самые известные наши сочинители — Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Бунин, Ахматова, Брюсов, Блок. По большому счёту, русская поэзия началась с молитвы — творческие опыты древних стихотворцев являли собой не что иное, как обращение человека к Богу. Яркий тому пример — один из первых русских поэтов, иеромонах Симеон Полоцкий, живший в 17-м веке. Он стал автором «Псалтири рифмотворной» — поэтического переложения на русский язык библейской книги псалмов. Произведениями Симеона Полоцкого открывается литературная антология «Молитвы русских поэтов» — сборник, в который вошли произведения 130-ти авторов, начиная с 17-го века и заканчивая началом ХХ-го столетия.
Поэты нередко художественно осмысливали канонические церковные молитвенные тексты. К примеру, знаменитый баснописец Иван Андреевич Крылов, вдохновлённый Псалтирью, написал стихотворение «Подражание 17-му псалму» — «Возлюблю Тебя, Господи, крепость моя: К Тебе, мой Бог великий, вечный, \ Желанья все мои парят, \ Сквозь тьму и бездну бесконечны, \ Где миллионы звезд горят \ И где, крутясь, миры в пучинах\ Твое величество гласят: \ Велик Господь, велик и свят \ Вещей в началах и кончинах!».
Многие поэты в стихотворных молитвах выражали глубоко личные, сокровенные мысли и чувства, обращались к Богу с просьбами. Как, например, Фёдор Тютчев в стихотворении, названном по первой строке — «Пошли, Господь, Свою отраду...»: «Пошли, Господь, свою отраду \ Тому, кто в летний жар и зной \ Как бедный нищий мимо саду \ Бредёт по жаркой мостовой....». Литературоведы отмечают несколько смыслов в этом простом по форме, но глубоком по содержанию поэтическом произведении. На первый взгляд, стихотворец взывает к Богу с мольбой облегчить судьбу обездоленного ближнего. В то же время, обращение поэта можно расценивать как просьбу ниспослать веру всем, кто ею обделён, и потому испытывает душевные муки.
Другое стихотворение, которое так и называется — «Молитва» — написал Пётр Ершов, которого все мы знаем как автора знаменитого «Конька-Горбунка». Самые искренние порывы души вложил он в проникновенные строки: «Услышь, Христе, моё моленье! \ К рабу заблудшему приди! \ Из бездны мрака и забвенья \ Меня во свет твой приведи! \ Возжги во мне светильник веры, \ Надежду крепкую пролей, \ И душу хладную без меры \ Святой любовию согрей!».
Согласно знаменитой Библейской энциклопедии архимандрита Никифора (Бажанова), молитва — это возношение ума и сердца к Богу, проявляющееся в благоговейном слове. Именно такие стихотворные обращения к Творцу, полные радости и душевной боли, надежд и сомнений, любви и трепета, выраженные в прекрасной поэтической форме, найдём мы на страницах литературной антологии «Молитвы русских поэтов».
Все выпуски программы Литературный навигатор
22 апреля. О горении сердца

В 24-й главе Евангелия от Луки есть слова апостолов Луки и Клеопы о Христе: «Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание?».
О горении сердца при Богообщении — епископ Тольяттинский и Жигулёвский Нестор.
Горение сердца у апостолов Луки и Клеопы во время их беседы с воскресшим Христом является действием Божьей благодати на учеников. Такое мы не раз встречаем в Священном Писании. Например, Евангелист Лука описывает, как Дева Мария после благовещенья пришла к своей родственнице Елисавете. Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве ее, и Елисавета исполнилась Святого Духа. Мы видим, что только одно приближение Христа, находившегося во чреве Богородицы, к Елисавете уже возымело благодатное действие на Иоанна Предтечу, который находился во чреве своей матери. И оба они исполнились Святого Духа. Благодаря Его действию почувствовали приближение Бога. Такое же состояние пережили Лука и Клеопа, когда говорили со Христом по дороге в Эммаус. Это же горение сердца испытывали многие подвижники, которые по сердечной чистоте чувствовали Божественную благодать. Христос сказал, «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит. Так бывает со всяким, рожденным от Духа». Будем же учиться смирению и стремиться к сердечной чистоте, которая открывает нам двери Бога общения.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О почитании икон Божьей Матери

Сегодня 22 апреля. Церковь чтит Иверскую икону Божией Матери.
О её чудотворных списках — священник Николай Дубинин.
История почитания Иверской иконы Божией Матери уникальна тем, что мы, собственно, имеем несколько чудотворных икон Иверских. Ну, мы знаем все историю главного образа еще с девятого века, который сейчас почивает на Афоне. Также была явлена в двадцатом веке Иверская Монреальская икона, известная особым мироточением, и эта икона стала неким образом символом православия за рубежом, если можно так сказать. И третья Иверская чудотворная икона вообще была куплена здесь, в Москве, в Софринском магазине церковном и отвезена на Гавайи. И сегодня она известна тем, что изобилует мироточением и чудотворением. Поэтому мы сегодня имеем Иверскую, афонскую чудотворную икону, Иверскую, Монреальскую и Иверскую на Гавайях. И это все наталкивает на такие размышления и выводы, что Господь не перестал чудотворить в этом мире. Некоторые люди говорят, что почему раньше были какие-то особые чудеса, а сегодня их нет. Нет, они есть, конечно есть. Конечно, еще заметно, что особую любовь к роду человеческому являет Божья Матерь через множество своих чудотворных икон и, конечно, тех чудес, которые от них проистекают.
Все выпуски программы Актуальная тема
22 апреля. О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии

Сегодня 22 апреля. День памяти Преподобномученика Вадима Персидского, жившего в четвертом веке.
О мужестве и готовности к страданиям за Христа мучеников древней Персии — священник Стахий Колотвин.
Когда мы вспоминаем о мучениках древности, прежде всего у нас возникает ассоциация с Древней Римской Империей. Однако надо не забывать, что на втором полюсе Древнего мира, античной эпохе, в Персидской державе было не меньше христиан. Более того, на момент исламского завоевания, по оценкам ученых, порядка трети населения исповедало христианство. И гонение там продолжалось значительно дольше. Там не было такого императора Константина, который положил конец гонениям. Они шли все с новой и с новой силой. А мы мало знаем о персидских мучениках, но вот один из них, священномученик Вадим Архимандрид Персидский, напоминает нам, что Персия древняя, это тоже центр учености, где люди стремились ко Христу, тоже не от того, что их была жизнь темной и непросвещённой. Архимандрид Вадим был родом из города Вифлопад, или иначе он еще назывался Гандишапур. А это древнейший университетский центр, который пережил гибель самостоятельной древнеперсидской цивилизации и даже продолжал свою плодотворную деятельность, как школа медицинская, философская и даже богословская, уже даже после арабско-мусульманского завоевания. И вот среди тех ученых людей, которые искали Бога, погружаясь в знания об окружающем мире, были и те, кто нашел Христа, и ради Христа был готов умереть, потому что высшее знание – это знание Царствия Небесного.
Все выпуски программы Актуальная тема