
Сегодня 6 апреля. День памяти Преподобной Марии Египетской.
О её подвиге пустынножительства как выдающемся явлении в жизни Церкви — игумен Назарий (Рыпин).
Жить в пустыне — это полезно, но не всем. Нужно соразмерять свою духовную ревность со своими духовными возможностями. Потому что иногда бывает ревность не по разуму, и пустыня далеко не для всех, безусловно. И зачастую, не имея укорененности в вере и христианского опыта доброделания, молитвенного подвига, человек в пустыне совершенно не знает, чем себя занять. И это большая проблема. Об этом многие пустынники говорили, что монах, не прошедший опыт общежития, не знает, чем себя занять в пустыне. То же самое и для мирян. Хорошо уединяться порой, бывать наедине с Богом, и такие минуты и часы должны быть у каждого человека. Об этом говорит опыт Иоанна Кронштадтского в том числе. Но полностью удалиться в пустыне — это путь для немногих. Поэтому подвиг преподобной Марии — это исключительное явление в жизни Церкви. Это нужно понимать.
Все выпуски программы Актуальная тема
«Вера и творчество»

Гостьей программы «Вечер воскресенья» была Заслуженная артистка России, победительница конкурса Мисс Вселенная Оксана Фёдорова.
Мы говорили с нашей гостьей о вере, творчестве, благотворительности и многочисленных культурных проектах, которые она организовывает.
Ведущая: Кира Лаврентьева
Все выпуски программы: Вечер Воскресенья
«Справедливость». Протоиерей Григорий Крыжановский, Елена Смаглюк, Ксения Степанищева
В этом выпуске программы «Клуб частных мнений» протоиерей Григорий Крыжановский, адвокат Ксения Степанищева и культуролог Елена Смаглюк размышляли о том, что такое справедливость, возможна ли она в земной жизни и как она проявляется в отношениях между людьми и между Богом и человеком.
Ведущая: Наталия Лангаммер
Все выпуски программы Клуб частных мнений
Псалом 12. Богослужебные чтения

Этот мир приносит нам не только радость. Значительное место в нём занимают и трудности, испытания, которые, в одних случаях, посылаются Богом как вразумление. В других — как укрепление, как путь, ведущий человека к большим высотам. Именно в таком смысловом контексте, необходимо понимать псалом 12-й, что читается сегодня в храмах во время богослужения. Давайте послушаем.
Псалом 12.
1 Начальнику хора. Псалом Давида.
2 Доколе, Господи, будешь забывать меня вконец, доколе будешь скрывать лицо Твоё от меня?
3 Доколе мне слагать советы в душе моей, скорбь в сердце моём день и ночь? Доколе врагу моему возноситься надо мною?
4 Призри, услышь меня, Господи, Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным;
5 да не скажет враг мой: «я одолел его». Да не возрадуются гонители мои, если я поколеблюсь.
6 Я же уповаю на милость Твою; сердце моё возрадуется о спасении Твоём; воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего.
Услышанный нами псалом, без сомнений, принадлежит перу царя и пророка Давида. Написан он был в крайне непростых обстоятельствах. А именно — Давид оказывается в изгнании, вынужден скрываться от безумного правителя Саула. Саул, поддавшийся порочным желаниям, был лишен благословения Божия и, соответственно, потерял право быть царём. В изначальном библейском понимании власть земная была неотделима от духовной чистоты. Соответственно, грешник, богоотступник править древним Израилем не мог. Саул это знал, но каяться не хотел. Наоборот, стремился погубить нового царя — праведного Давида, поставленного на царство пророком Самуилом. Давид же воевать с безумным царём не хотел и, в целом, был свободен от властолюбия. Поэтому предпочёл удалиться в изгнание. Но Саулу нужна была голова Давида. Он искал праведника, хотел убить его. И Давид в какой-то момент оказался на грани отчаяния.
В прозвучавшем псалме он задаёт Богу несколько вопросов. Каждый из них начинается со слова: Доколе. То есть — до каких пор. Давид уже много всего претерпел и не оступился от Бога. И вот он у Господа спрашивает — когда же будет положен конец страданиям, скитаниям? И праведник обращается к Богу с просьбой о помощи, о помиловании: Призри, услышь меня, Господи Боже мой! Просвети очи мои, да не усну я сном смертным; да не скажет враг мой: «я одолел его». В своём спасении Давид видит не личный расчёт. Для него противостояние с Саулом — это противостояние праведности и греха. И Давид понимает — так сложилась жизнь, что он (Давид) олицетворяет теперь верность Богу истинному. А потому — не имеет права проиграть, пасть, сдаться.
Но он также понимает, что единственным средством спасения является милость Божия. Больше надеяться просто не на кого и не на что. Интересно, что собирается Давид делать в случае спасения, избавления от преследований. Он отправится в Божий храм. И потому обещает Господу — «воспою Господу, облагодетельствовавшему меня, и буду петь имени Господа Всевышнего». Пример пророка Давида пусть воодушевит нас и научит одной важной вещи. Конечно, жизнь человека сама по себе имеет ценность. Но гораздо большее значение имеет то, как мы эту жизнь используем, чему её посвятим. Если хотим мы сделать действительно что-то важное, нужное, будем с благим дерзновением просить у Бога милости. А то доброе, что получилось сделать, посвящать Господу. Как всегда поступал царь и пророк Давид.