Если вы утром в среду или пятницу Великим постом пришли в храм, вы обязательно услышите очень трогательное, хватающее за душу песнопение во время совершения Литургии Преждеосвященных Даров. В центр храма выходят певчие — священник тихо кадит в алтаре — и они поют «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Это слова из 140-го псалма, которые часто исполняются за богослужением — и, конечно, не только постом. Давайте послушаем весь псалом.
Псалом 140.
Псалом Давида.
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицом Твоим, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утёсам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Весь 140-й псалом, который мы только что слушали, вращается вокруг образа жертвы — воскуривания ладана перед жертвенником в Иерусалимском храме. Давид просит Бога, чтобы его молитва была такой же желанной, так же беспрепятственно поднималась к Небесам, как дым от ладана возносится ввысь. И именно этот образ Православная Церковь взяла за основу целого блока богослужебных песнопений — так называемых стихир на «Господи, воззвах».
Но почему именно этот образ — сжигаемого ладана — так глубоко вошёл в саму ткань богослужебной жизни? Давайте разбираться.
Воскуривание благовоний было одним из древнейших религиозных обрядов для всех религий: и на Ближнем Востоке, и в греко-римском мире, и в Азии и Африке на протяжении тысячелетий сохранялась практика окуривания дымом из благоуханных смол и трав — везде, конечно же, с определёнными отличиями и спецификой. Но центральная идея — точнее, архетип — оставался единым: огонь вместе с благовониями производит какое-то очень глубинное и важное воздействие на человека, причём именно в плане его «разворота» в сторону к Божественному.
Мне очень хочется предложить вам внимательно вслушаться в размышления французского феноменолога Гастона Башляра, которые, на мой взгляд, многое объясняют в этом вопросе. Вот что он пишет: «Огонь — это нечто глубоко личное и универсальное. Он живёт в сердце. Он живёт в небесах. Он вырывается из глубин вещества наружу, как дар любви. Он прячется в недрах материи, тлея под спудом, как затаённая ненависть и жажда мести. Из всех явлений он один столь очевидно наделён свойством принимать противоположные значения — добра и зла. Огонь — это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Это кухонный очаг и апокалипсис. Он доставляет радость ребёнку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он даёт блаженство и требует почтительности. Это божество, охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира».
Интересно, не правда ли? Особенно то, что слова Башляра — раскрытие одного из незаписанных изречений — Христа: «Кто близ Меня — тот близ огня: кто далеко от Меня — тот далеко от Царствия!»
Псалом 140. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 140. (Церковно-славянский перевод)
«Храмы и музеи». Дмитрий Остроумов, Дионисий Денисов
У нас в студии были архитектор, руководитель мастерской «Прохрам», член совета по храмовой архитектуре при Союзе архитекторов России, магистр богословия Дмитрий Остроумов и заведующий сектором научно-методической работы музея имени Андрея Рублева, искусствовед Дионисий Денисов.
Разговор шел о сохранении памятников церковного искусства и о том, как могут взаимодействовать храмы и музеи.
Этой программой мы продолжаем цикл из пяти бесед, посвященных разным аспектам храмовой архитектуры.
Первая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена смыслам храмового пространства (эфир от 03.11.2025)
Вторая беседа с Дмитрием Остроумовым была посвящена особенностям современной храмовой архитектуры (эфир от 04.11.2025)
Третья беседа с Дмитрием Остроумовым и Дионисием Иванниковым была посвящена церковному искусству в пространстве храма (эфир от 05.11.2025)
Ведущий: Алексей Пичугин
Все выпуски программы Светлый вечер
«Доверие Богу». Надежда Космирова
У нас в гостях была многодетная мама, общественный деятель, продюсер Надежда Космирова.
Наша гостья рассказала о том, как жизненные испытания и скорби помогли ей научиться доверять Богу и почему сейчас в своей работе она старается поднимать темы, связанные с христианскими ценностями.
Ведущая: Анна Леонтьева
Все выпуски программы Светлый вечер
Храм Живоначальной Троицы на Шаболовке. Современность
В программе о храме Живоначальной Троицы на Шаболовке его настоятель Протоиерей Артемий Владимиров рассказывает о том, как он стал священником, уделяет внимание вопросам подлинного воцерковления современных прихожан храма. Большую роль в этом играет их расположение к исповеди и Причастию Святых Христовых Тайн, участие в приходских делах и взаимное общение в атмосфере любви, взаимопонимания и благоговейного отношения к Богослужению.
Батюшка делится своими мыслями о современном периоде жизни в храме его постоянных прихожан и тех людей, которые впервые переступают порог Церкви.




с прихожанами





и с братом Игуменом Сергием

и тетей Анной Павловной
Фотографии предоставлены храмом Живоначальной Троицы на Шаболовке.
Все выпуски программы Места и люди







