
Если вы утром в среду или пятницу Великим постом пришли в храм, вы обязательно услышите очень трогательное, хватающее за душу песнопение во время совершения Литургии Преждеосвященных Даров. В центр храма выходят певчие — священник тихо кадит в алтаре — и они поют «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою». Это слова из 140-го псалма, которые часто исполняются за богослужением — и, конечно, не только постом. Давайте послушаем весь псалом.
Псалом 140.
Псалом Давида.
1 Господи! к тебе взываю: поспеши ко мне, внемли голосу моления моего, когда взываю к Тебе.
2 Да направится молитва моя, как фимиам, перед лицом Твоим, воздеяние рук моих — как жертва вечерняя.
3 Положи, Господи, охрану устам моим, и огради двери уст моих;
4 не дай уклониться сердцу моему к словам лукавым для извинения дел греховных вместе с людьми, делающими беззаконие, и да не вкушу я от сластей их.
5 Пусть наказывает меня праведник: это милость; пусть обличает меня: это лучший елей, который не повредит голове моей; но мольбы мои — против злодейств их.
6 Вожди их рассыпались по утёсам и слышат слова мои, что они кротки.
7 Как будто землю рассекают и дробят нас; сыплются кости наши в челюсти преисподней.
8 Но к Тебе, Господи, Господи, очи мои; на Тебя уповаю, не отринь души моей!
9 Сохрани меня от силков, поставленных для меня, от тенет беззаконников.
10 Падут нечестивые в сети свои, а я перейду.
Весь 140-й псалом, который мы только что слушали, вращается вокруг образа жертвы — воскуривания ладана перед жертвенником в Иерусалимском храме. Давид просит Бога, чтобы его молитва была такой же желанной, так же беспрепятственно поднималась к Небесам, как дым от ладана возносится ввысь. И именно этот образ Православная Церковь взяла за основу целого блока богослужебных песнопений — так называемых стихир на «Господи, воззвах».
Но почему именно этот образ — сжигаемого ладана — так глубоко вошёл в саму ткань богослужебной жизни? Давайте разбираться.
Воскуривание благовоний было одним из древнейших религиозных обрядов для всех религий: и на Ближнем Востоке, и в греко-римском мире, и в Азии и Африке на протяжении тысячелетий сохранялась практика окуривания дымом из благоуханных смол и трав — везде, конечно же, с определёнными отличиями и спецификой. Но центральная идея — точнее, архетип — оставался единым: огонь вместе с благовониями производит какое-то очень глубинное и важное воздействие на человека, причём именно в плане его «разворота» в сторону к Божественному.
Мне очень хочется предложить вам внимательно вслушаться в размышления французского феноменолога Гастона Башляра, которые, на мой взгляд, многое объясняют в этом вопросе. Вот что он пишет: «Огонь — это нечто глубоко личное и универсальное. Он живёт в сердце. Он живёт в небесах. Он вырывается из глубин вещества наружу, как дар любви. Он прячется в недрах материи, тлея под спудом, как затаённая ненависть и жажда мести. Из всех явлений он один столь очевидно наделён свойством принимать противоположные значения — добра и зла. Огонь — это сияние Рая и пекло Преисподней, ласка и пытка. Это кухонный очаг и апокалипсис. Он доставляет радость ребёнку, смирно сидящему у печи; но он же наказывает за непослушание того, кто затеет с ним слишком дерзкую игру. Он даёт блаженство и требует почтительности. Это божество, охраняющее и устрашающее, щедрое и свирепое. Огонь противоречив, и потому это одно из универсальных начал объяснения мира».
Интересно, не правда ли? Особенно то, что слова Башляра — раскрытие одного из незаписанных изречений — Христа: «Кто близ Меня — тот близ огня: кто далеко от Меня — тот далеко от Царствия!»
Псалом 140. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 140. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 92. Богослужебные чтения

Скорее всего, вы смотрели фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Сможете ли вы вспомнить, каким очень ярким, но непривычным для современного слуха словом царь Иван Грозный описывает открывающийся перед ним с балкона многоэтажки вид Москвы? Именно это слово и является ключевым для всего 92-го псалма, который читается сегодня в храмах за богослужением, — давайте послушаем.
Псалом 92.
1 Господь царствует; Он облечён величием, облечён Господь могуществом и препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утверждён искони: Ты — от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силён в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Конечно же, вы догадались: «Лепота!» — возглашает царь, окидывая взглядом столицу Советского Союза середины 70-х годов 20-го века. «Господь воцарися, в лепоту облечеся» — так начинается 92-й псалом на церковно-славянском. Само слово «лепота» очень непросто перевести на русский язык. Ни «красота», ни «благовидность», ни «величие» не передают всего сложного аккорда смыслов, которые сложились в одно слово. Давайте попробуем их разобрать.
Но зайдём с прямо противоположной стороны. Что такое «нелепость», «нелепый» — более или менее нам понятно. Это — неуместный, глупый, несуразный, бессмысленный, негармоничный. «Леп» — прилагательное, обозначающее «красивый, изящный, ладный». Если заглянуть ещё глубже, в праиндоевропейский корень — то «лип», «леп» будут глаголами со значениями «мазать, лепить, прилипать, приставать, создавать форму руками, формировать нечто гармоничное». Лепка — отсюда же, хотя не всякую лепку язык повернётся назвать «лепотой». В санскрите это корень «lip» — с теми же значениями, плюс «окрашивать», «присоединять». Наше слово «прилепить» — именно отсюда и пошло.
Смотрите, как интересно: в древних языках сам процесс творения, художественного созидания руками из податливого материала уже был «лепотным» — то есть само творчество изнутри себя имеет мощный заряд красоты, гармонии и благородства. С точки зрения языка, невозможно быть «нелепым творцом»: коль уж ты творец, то обязательно — «леп!»
Вот именно перед этой истиной и раскрывает в словах псалма царь Давид свой восторг перед Богом как Творцом: Он — не просто «леп», Он — «велико-лепен», «благо-лепен», «ладен» — то есть не только «гармоничен», но и «приятен». И в своём творении Он проявляет себя не как страшная, грозная, ни на что не похожая сила и воля — но именно как «космос», как гармония, как красота. Однако для любой красоты что не менее важно? Правильно, чтобы был тот, кто ей бы восхищался! Это приводит псалмопевца в ещё больший восторг: всё творение — это один огромный Храм Бога, великая Святыня, Его Дом — который — обратим на это особое внимание! — создан так, чтобы мы, человеки, могли его воспринимать, любоваться им и вдохновляться. Бог создал этот мир не только качественно и величественно — но и — «ладно», «человеко-ориентированно». Одна только в нём есть загвоздка: это мы с вами. Будем же стараться, чтобы и в нашей жизни, следуя заповедям, всё постепенно тоже на-лаживалось на правильный, Божественный лад!
Псалом 92. (Русский Синодальный перевод)
Псалом 92. (Церковно-славянский перевод)
Псалом 92. На струнах Псалтири
1 Господь царствует; Он облечен величием, облечен Господь могуществом [и] препоясан: потому вселенная тверда, не подвигнется.
2 Престол Твой утвержден искони: Ты - от века.
3 Возвышают реки, Господи, возвышают реки голос свой, возвышают реки волны свои.
4 Но паче шума вод многих, сильных волн морских, силен в вышних Господь.
5 Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни.
Свидетель покаяния. Наталья Сазонова

Наталья Сазонова
Не так давно я слушала в храме проповедь митрополита Каширского Феогноста о неосуждении ближних. Меня поразила высказанная им мысль:
«Не спешите осуждать! Мы видим, как человек грешит, но как он потом кается видит только Бог».
Я тогда подумала, что сложно сразу представить кающимся того, кто только что на твоих глазах совершил зло. Первая моя реакция совсем другая: строгая критика и осуждающий вердикт. Но однажды я стала свидетелем истинности слов владыки.
Как-то возвращалась с работы домой. На остановке вместе со мной в автобус зашёл молодой человек. В руках он держал бумажный стаканчик с ароматным кофе. Я села недалеко от водителя, а юноша занял свободное место в конце салона. Двери закрылись, и мы поехали. Вдруг водитель обратился к кому-то по громкой связи: «Пассажир на заднем сидении, поднимите, пожалуйста, с пола стакан!»
Буквально через минуту около водительской кабины появился тот самый парень.
Он вспыхнул возмущением. С первых же слов начал говорить c шофёром грубо, на повышенных тонах, оправдывать себя, что случайно уронил, при выходе бы поднял. Зачем делать замечания? Водитель пытался вежливо остановить парня, объяснял и свой резон. Мол, весь мусор, оставленный пассажирами, приходиться убирать водителю. Но молодой человек не унимался, а вскоре уже оба не выбирали выражений. Наконец их перепелка закончилась, и пассажир вернулся на место.
Мне стало страшно от происшедшего. Во-первых, опасно, когда за рулём раздражённый человек. А во-вторых, ссора этих людей погрузила всех остальных в атмосферу зла. Оно как будто повисло в воздухе.
Я невольно перекрестилась: «Господи, помилуй!»
Прошло минут десять, автобус продолжал движение. Вдруг к кабине водителя снова подошёл зачинщик ссоры.
Я ужаснулась: «Неужели опять!?» И тут произошло неожиданное.
— Хочу извиниться! Я Вас оскорбил, я не прав! Простите меня!
Он произнёс эти слова громко, чётко, решительно, хотя было заметно, как ему нелегко.
Не расслышала, что именно ответил ему шофёр, но говорил он явно в примирительном тоне. Парень ушёл.
И вот тут я вспомнила слова владыки Феогноста: «Мы видим, как человек грешит, но не видим, как кается».
Я ведь во время той ссоры сразу осудила молодого человека. Он стал для меня тогда источником зла, причиной испорченного настроения и потерянного мира. И пока я мысленно обвиняла во всем этом парня, он, оказывается, каялся в своём поступке. Да потом ещё публично извинился.
Когда я рассказала об этом случае своему духовному отцу, он в назидание мне привёл слова преподобного Аввы Дорофея: «Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние нет!»
Действительно, как часто я выношу строгий приговор окружающим, не думая, что к одному злу добавляю другое — клевету! Человек может уже давно раскаялся в своём проступке, исправился, а его всё продолжают обвинять, осуждать перед другими людьми, тем самым клевещут на него, оговариваю.
Дай мне, Господи, видеть свои согрешения и не осуждать ближнего!
Автор: Наталья Сазонова
Все выпуски программы Частное мнение