
Сегодня 22 марта. В этот день в 2011 году России передано Сергиево подворье в Иерусалиме.
О задачах Русской духовной миссии на Святой земле — священник Стахий Колотвин.
Русская духовная миссия в Иерусалиме, конечно, сейчас, в наши дни, помогает Иерусалимскому Патриархату окормлять местных жителей, которые приехали с территории бывшей Российской империи, поселились в государстве Израиль, в Палестине и хотят ходить в православный храм. Но, тем не менее, основная задача — это забота о паломниках. Причем забота воспринималась не в том ключе, что «Ой, мы о вас позаботимся, в смысле, окажем вам какие-то там особые платные услуги». Нет, это могут оказать и местные жители. Когда император, как глава императорского палестинского общества, распорядился строить Сергиевское подворье, то была задача помочь паломникам, которые не как сейчас прилетели за несколько часов из Москвы в Иерусалим, а которые добирались на протяжении недель до долгожданной Святой земли, войти в Святой город, приложиться к святыням не только с очищенной душой, но и с очищенным храмом души, с телом. Самым заметным отличием, которое привлекало и местных жителей, это была русская баня. Паломники приходили, мылись, стирались и уже входили во Святой град отдохнувшие, выспавшиеся. Вспоминая историю Сергиевского подворья, каждый из нас должен идти в свой храм, не только в храм Гроба Господня, но и на обычное воскресное богослужение, абсолютно подготовленным, готовым душой и готовым телом.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О хранении уст

В 13-й главе книги притчей Соломоновых есть слова: «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою».
О хранении уст — священник Николай Конюхов.
Большое количество наших проблем как раз берутся от того, что мы невоздержаны в своей речи, особенно что касается разговоров про других людей. То есть люди очень мало говорят про себя. Точнее, даже осуждая других, они говорят про себя. Человек, который вечно всех обвиняет в гордости, наверняка сам болен этим заболеванием. Если он везде видит какой-то блуд и разврат, может быть, его сердце разрывается от этого огня и так далее. И поэтому вот это невоздержание языка, когда мы то, что у человека в уме, то и на языке. То есть он прямо всё выпаливает и не готов даже отрефлексировать: что я хочу сказать, как мои слова отзовутся в сердце человека, может, ему будет больно, неприятно. А вот мне самое главное высказать — в этом есть, конечно, гордыня, глубокое повреждение. И наоборот, те святые отцы, которые воздерживали язык и старались быть именно деятелями не слова, но дела. Потому что, в конце концов, важны именно поступки человека, в том числе и в семейной жизни это важно, и, безусловно, это важно в жизни духовной.
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О тоске и печали

В 12-й главе Книги притчей Соломоновых есть слова: «Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его».
О тоске и печали — священник Родион Петриков.
Тоска, о которой говорится в этом стихе, это глубокая печаль или уныние, которая может подавлять человека, лишая его радости и энергии. Однако важно отметить, что тоска здесь не связана с духовным поиском или тоской по Богу. Скорее, это повседневные переживания, которые возникают из-за жизненных трудностей, одиночества или разочарования. Тоска не по Богу — это чувство, которое иногда захватывает нас, когда что-то не сбывается в нашей маленькой и временной жизни. Однако эти лишения так разбивают нас, что словно закрывают нам взгляд в вечность и как будто лишают памяти о том, что Бог предуготовил нам дар вечной жизни и дар спасения души. Именно от такой тоски и печали апостол Павел предупредил в послании Коринфянам: «Печаль мирская производит смерть». Что же можно ответить этой тоске, печали и навалившемуся унынию? Ответ можно найти в 46-м псалме. «Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего».
Все выпуски программы Актуальная тема
26 марта. О личности Василия Адодурова

Сегодня 26 марта. В этот день в 1709 году родился русский филолог, математик, учитель Михаила Ломоносова и Екатерины II Василий Адодуров.
О его личности — протоиерей Артемий Владимиров.
Василий Адодуров — это подлинный универсал, человек разносторонних знаний. Но лучше всего, думаю, характеризует его Екатерина II, ведь именно у этой блестящей императрицы Василий Адодуров был учителем словесности. Он ее, воспитанную в Германии, учил русскому языку, и так успешно, что записки Екатерины II сегодня являются поистине классическим наследием подобного жанра. Будучи уже в зрелом возрасте куратором Московской академии, Василий Адодуров соединял с ученостью и глубокую религиозность. И как приятно сегодня нам воспоминуть этого патриота России, украшения российской науки, истинного члена русской православной церкви. И помолимся о его упокоении, дабы он помолился за нас, и каждый из нас на своем месте трудился бы так же вдохновенно и плодоносно, как раб Божий Василий.
Все выпуски программы Актуальная тема